Напорный тоннель
358465
ОПИСАН>ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетсльства ¹
Заявлено 08.11.1971 (№ 1623273/29-14) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ОЗ.XI.1972. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 10.1.1973
М. Кл. Е 02Ь 9/06
R0MHT8T па делам изобретений и открытий при Совете Мнниотроа
СССР
> Д К 627.842 (088.8) Авторы изобретения
В. Ф. Илюшин и В. М. Насберг
Среднеазиатское отделение Всесоюзного ордена Ленина проектно-изыскательского и научно-исследовательского института
< Гидропроект» им. С. Я. Жука и Грузинский научно-исследовательский институт энергетики и гидротехнических сооружений
Заявители
НАПОРНЬ1й ТОННЕЛЬ
Изобретение может быть использовано прн строительстве гидроэлектростанций, гидроаккумулирующих электростанций, водовыпусков и водохранилищ, насосных станций и других аналогичных сооружений.
Известны напорные тоннели, включающие обделку с внутренней металлической гофрированной облицовкой, имеющей кольцевые элементы жесткости.
Целью изобретения является обеспечение равнопрочности обделки на участках контактов пород с различными деформ ационными характеристиками.
Это достигается тем, что элементы жесткости на этих участках выполнены в виде коаксиально смонтированных на металлической оолицовке колец, ширина которых уменьшается по мере у!Iaëåaèÿ от оси тоннеля.
На фиг. изображен предлагаемый напорный тоннель в месте сопряжения его с монтажной камерой, продольный разрез; на фиг.
2 — сечение по А - — А на фиг. 1.
Напорный тоннель включает обделку 1 с внутренней металлической гофрированной облицовкой 2 и элементы жесткости 8. Последние выполнены в виде коаксиально смонтированных на металлической облицовке гладкостенных колец, ширина которых уменьшается по мере удаления от оси тоннеля, Такая конструкция элементов жесткости в продольном ря-.ðåçå является аналогичной
ðåññoðe.
Количество колец и их ширина определяют5 ся расчетом и зависят от соотношения модулей деф<рмации породы, в которой проходит тоннель, толщины стенки облицовки н толщины колец элементов и<есткости.
Элементы жесткости 3 размещают на учяст10 кях пересечения напорным тоннелем конта1< тов пород с различными деформационнымп характеристиками, а также контактов породы с подземн > ми бетонными массивами.
Напорный тоннель работает следующим оо15 р азом.
При восприятии внутреннего напора воды гофрированная металлическая облицовка 2 деформируется, увеличиваясь в диаметре, н встречает отпор породы на основной своей
20 p! oeToita a пределах uo»Ta>r При этом, благодаря подобранному соотношеш»о толщины стенки облицовки 2, ширины 25» количества колец в элементах жесткости 8, градиент приращения диаметра (или радиуса) гофрированной металлической облицовки и колец элементов жесткости в направлении вдоль тоннеля не превосходит допустимого, а 30 следовательно, и фактические напряжения 358465 Риг. 1 Рид. 2 (оставит ель Л. ШеВелева Техред Е. Борисова Редактор Г. Кузьмина Корректоры: В. Петрова и М. Коробова Заказ 4179/1 Изд. № 1670 Тираж 406 Подписное ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР Москва, 71(-35, Раушская наб., д. 4/5 Типография, пр. Сапунова, 2 элементов облицовки не превосходят значений расчетных сопротивлений материала облицовки. Предмет изобретения Напорный тоннель, включающий обделку с внутренней металлической гофрированной облицовкой, имеющей кольцевые элементы кесткости, отличаюший1ся тем, что, с целью обес печения равнопрочности обделки на участках контактов пород с различными деформацион ными характеристиками, элементы жесткости 5 на этих участках выполнены в виде коаксиально смонтированных на металлической облицовке колец, ширина которых уменьшается по мере удаления от оси тоннеля.