1сесоюзиая j ^. ^ .--*••" г i,- • ••' ^ -''' -•.:*. v' ^' * ч;! \ j-ri v-- •' ч '•• ••'•• i v^ v . : ^ г м ^.j s -- • '.v .'ч- 'it ii;-jf i. iti ;-•'' >&,.:• л,-' .'.i ,t- . .; исследовательский институт

 

36I5I2

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Сооетскиа

Социалистическил

Республик

Зависимое от авт. свидетсльства №

Заявлено 18.V1.1971 (№ 1670427/26-9) с присоединением,заявки М

Приоритет

М. Кл. H 03j 1/12

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 07,Х111972. Бюллетень № 1 за 1973 г.

Дата опубликования описания 22.1.1973

УДК 621.396.662 (088.8) \

P А. Балакин, Д. А. Низяев и В. Б, Смирнов

Ордена Ленина Арктический и Антарктический научно-; исследовательский институт

Авторы изобретения

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАСТРОЙКИ РАДИОАППАРАТУРЫ

D= +d f

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано для механической настройками радиоаппаратуры, например приемников или передатчиков, на заданную частоту.

Известные устройства для настройки радиоаппаратуры, содержащие к|инематически связанные между собой механизмы грубой, -.o÷ной настройки и механизм свободного хода, сложны и недостаточно надежны.

Цель изобретения — устранить указанные недостатки.

Это достигается тем, что механизм свободного хода выполнен в виде ходового винта, взаимодействующего с гайкой, снабженной подпружиненным тормозом и установленной между механизмами грубой и точной настройки, каждый из котсрых снабжен фрикционными упорами, взаимодействующими с упомянутой гайкой.

На чертеже приведена схема устройства для настройки радиоаппаратуры.

Кинематическая цепь перестройки органа настройки состоит из входного вала 1, снабженного ходовым винтом 2, ходовой гайки 8, фрикционного упора, выполненного в виде диска 4, закрепленного на шестерне б, и выходного вала б, Кинематическая цепь подстройки органа настройки состоит из входного вала 1, ходовой гайки 8, другого фрикционного упора, выполненного также в виде диска 7, закрепленного

5 на шестерне 8, шестеренчатого перебора 9 и выходного вала б.

Механизм свободного хода состоит из ходового винта 2, ходовой гайки 8, установленной между двумя фрикционнымп дисками 4 и 7, 10 и фрикционного гормозка 10.

Ходовой винт может свободно вращаться относительно упомянутых кинематических цепей. Фрикционные диски 4 и 7 совместно с шестернями б и 8 фиксированы на валах в

15 осевом направлении при помощи подшипников 11, Тормозок 10 контактирует с боковой псверхностью ходовой гайки 8 и через пружину 12 связан с регулировочной гайкой 18. Момент трения между тормозком 10 и ходовой

20 гайкой 8 больше момента трения ходовой пары ходовой винт 2 — ходовая гайка 8.

Шаг резьбы винта 2 и диаметр контактирующих фрикционных поверхностей для надежного заклинивания фрикционных поверхностей

25 ВНКН 8 c gHcKBII t 4 HJIH 7 Qoo721cPH HBx0313TbcH в оптимальном соотношении, определяемом формулой

361512

3 где .0 — диаметр фрикциона, h — шаг винта, d — диаметр винта, f — коэффициент трения.

Составителя А. Туляков

Техред А. Камышникова Корректор Л. Новожилова

Редактор В. Фельдман

Заказ 4406/5 Изд. № 23 Тираж 404 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская нао., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2

При соблюдении этого условия предлагаемое устройство может передавать как угодно большой момент без проскальзывания фрикционов.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. От привода вращение переда- 10 ется к входному валу 1 и соответственно винту 2. Это движение также передается гайке 8, но так как ее боковая поверхность постоянно кOIHTBIHT H(pgBT с TloplM 08IKO м 10, ломBHT т ре н ия с которым больше момента трения винтовой 15 пары (ходовой винт 2, ходовая гайка 8), ходовая гайка 8 перемещается по резьбе ходового винта 2 вперед или назад (в зависимости от направления вращения вала) и доходит до встречного фракционного диска 4 или 7. При 20 этом происходит заклинивание соприкасающихся поверхностей и входной вал 1 с ходовой гайкой 8 и одним из фрикционных дисков

4 или 7 вращается как одно целое. Если сцепление происходит с фрикционным диском 4, то 25 от него по кинематической цепи подстройки вращение передается на выходной вал б с замедлением через шестеренчатый перебор 9.

Если сцепление происходит с фрикционным диском 7, который жестко связан с выходным валом б, то включается цепь перестройки, выходной б и входной 1 валы оказываются жестко связанными, и коэффициент передачи скорости равен единице.

Таким образом, точная подстройка достигается на обратном ходу при изменении направления вращения с однократным проходом точки настройками.

Предмет изобретения

Устройство для настройки радиоаппаратуры, содержащее кинематически связанные между собой механ измы грубой, точной настройки и механизм свободного хода, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности устройства, механизм свободного хода выполнен в виде ходового винта, взаимодействующего с гайкой, снабженной подпружиненным тормозом и установленной между механизмами грубой и точной настройки, каждый из которых снабжен фрикционными упорами, взаимодействующими с упомянутой гайкой.

1сесоюзиая j ^. ^ .--*•• г i,- • •• ^ - -•.:*. v ^ * ч;! \ j-ri v-- • ч •• •••• i v^ v . : ^ г м ^.j s -- • .v .ч- it ii;-jf i. iti ;-• >&,.:• л,- ..i ,t- . .; исследовательский институт 1сесоюзиая j ^. ^ .--*•• г i,- • •• ^ - -•.:*. v ^ * ч;! \ j-ri v-- • ч •• •••• i v^ v . : ^ г м ^.j s -- • .v .ч- it ii;-jf i. iti ;-• >&,.:• л,- ..i ,t- . .; исследовательский институт 

 

Наверх