Способ изготовления облютки электрической

 

365007

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬЕЕт ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сова Соеетския

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

М. Кл. Н 02k 15/12

Заявлено 13.XI.1969 (№ 1375385i24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Хомитет ло делам иаобретеиий и открытий ври Совете ктинистрсе ссс;

Опубликовано 28.XI I 1972. Бюллетень № 5 за 1973

Дата опуоликовапия описания 1б.111.1973

УДК 621.3.045(088.8) Авторы изобретения

Н. В. Александров, С. Г. Трубачев, В. Г. Огоньков, С. H. Елкин, Д. П. Ершов и А. И. Бескакотов

Заявитель

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИ НЫ

Известен способ изготовления обмоток электрических машин, заключающийся в нанесении на обмотки изоляционных лент, преимущественно слюдосодержащих, укладке обмоток в пазы статора или закреплении обмоток на полюсах и пропитке обмоток вместе с сердечником термореактивным компаундом под вакуумом с применением давления с последующим отверждепием связуюшего в изоляции путем нагревания. При этом в большинстве случаев используется изоляционная лента, содержащая ускоритель полимеризации пропиточного компаунда, чтобы достичь желирования или отверждения пропиточного состава в изоляции до извлечения изделий из автоклава, в котором проводится пропитка. Это позволяет избавиться от использования специальных заливочных форм. Для ускорения процесса желирования или отверждения пропиточного состава в изоляции в известном способе используется подогрев обмоток во время их выдержки в автоклаве путем пропускания через проводники обмоток электрического тока, Недостаток известного способа заключается в несовершенном заполнении технологических зазоров между изоляцией обмоток и поверхностью сердечника, что приводит к ухудшению теплопередачи от обмотки к сердечнику во время эксплуатации, к ухудшению водои влагостойкости обмоток и снижению электрической прочности обмоток относительно сердечника.

Несовершенное заполнение зазоров между обмоткой и сердечником является следствием того, что при пропусканип тока через проводники обмотки температура поверхности изо".ÿöèè из-за ее низкой теплопроводности практически пе отличается от температуры пропиточного компаунда и желированпя пропиточного состава поэтому не происходит. В результате вытекает пропиточный компаунд из зазора после извлечения обмотки из пропиточного котла и при запечке обмотки вместе с сердечником.

Для улучшения заполнения зазора между обмоткой и сердечником эти зазоры при подготовке катушек к пропитке стремятся заполнить волокнистым наполнптелем, однако в ряде случаев величина зазора настолько мала, 20 что заполнение его наполпптелем практически не может быть выполнено. В то же время эти зазоры не пасто.тько малы, чтобы удержать пропиточный компаупд только за счет действия капиллярных спл.

25 Указанный недостаток устраняется в предлагаемом изобретении путем использования приемов 1епловой обработки обмоток, позволяющих достигнуть желирования или необходимого нарастания вязкости пропиточного

30 компаунда в зазоре между обмоткой и сердеч365007

Предмет изобрете ния

Составитель В. Бондаренко

Техред Т. Миронова

Корректоры: Е. Сапунова и Н. Стельмах

Редактор В. Фельдман

Заказ 490/4 Изд. № 124 Тираж 755 Подписное

IJHHHHH Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ником не позднее момента желирования или необходимого нарастания вязкости пропиточного компаунда в основной изоляции, благодаря чему предотвращается вытекание пропиточного компаунда из зазора.

Указанные приемы тепловой обработки не могут заключаться, например, в следующем.

Обмотка, уложенная в пазы статора или закрепленная на полюс машины, подвергается до пропитки нагреву вместе с сердечником до температуры, превышающей на 100 — 160 С температуру пропиточного состава, находящегося при температуре 20 — 40 С. После вакуумной сушки, когда происходит некоторое снижение температуры (на 10 — 20 С), производят пропитку обмоток под вакуумом с применением давления термореактивным компаундом, преимущественно эпоксидным. Благодаря этому происходит заполнение пор и пустот между обмоткой и изоляцией, изоляцией и сердечником. При дальнейшей выдержке пропитываемого изделия в автоклаве благодаря аккумулированному сердечником теплу скорость полимеризации пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником становится равной или даже превышает скорость полимеризации в изоляции обмотки. Вследствие этого желировапие пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником происходит не позднее желирования пропиточного состава в основной изоляции, благодаря чему предотвращается вытекание состава из зазора после извлечения пропитываемого изделия из автоклава.

Более конкретным примером использования предлагаемого способа может служить изготовление обмоток тяговых электродвигателей.

Обмотки указанных двигателей изолируют непропитанной стеклослюдинитовой лентой, содержащей триэтаноламин, монтируют на сердечнике, нагревают до 140 †1 С и пропитывают под вакуумом и давлением компаундом, имеющим температуру 20 — 40 С и содержащим 100 вес. ч. эпоксидной смолы и

80 вес. ч. отвердителя ангидридного типа.

Благодаря указанному режиму тепловой обработки достигается желирование пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником до извлечения изделий из автоклава и, таким образом, достигается более совершенное заполнение зазора.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить теплопроводность между обмоткой и сердечником, повысить водо- и влагостойкость обмоток, повысить электрическую прочность изоляции обмотки относительно сердечника и механическую прочность соединения обмотки с сердечником электрической машины.

20 1. Способ изготовления обмотки электрической машины включающий нанесение на обмотку изоляционного материала, преимущественно слюдяного, содержащего ускоритель полимеризации пропиточпого компаунда, мон25 таж обмотки на сердечнике и выдерживание в пропиточном компаунде, отличающийся тем, что, с целью улучшения теплопроводности от обмотки к сердечнику и повышения ее эксплуатационной надежности, компаунд в зазоре

30 между обмоткой и сердечником нагревают во время нахождения обмоток в пропиточном автоклаве до температуры, обеспечивающей желирование его не позднее желирования компаунда в материале изоляции обмотки, на35 пример, путем предварительного нагрева обмотки вместе с сердечником.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оомотку вместе с сердечником нагревают перед пропиткой до температуры 140 — 180 С и

40 пропитывают в компаунде, состоящем из

100 вес. ч. эпоксидной смолы и 80 вес. ч. отвердителя ангидридного типа и имеющем температуру 20 — 40 С.

Способ изготовления облютки электрической Способ изготовления облютки электрической 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при изготовлении обмоток статоров электрических машин, трансформаторов, дросселей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается способов пропитки и сушки таких электротехнических изделий, как обмотки статоров, роторов электродвигателей, трансформаторов, магнитопроводов и т.п

Изобретение относится к области электротехники и касается способов электроосмотической сушки изоляции обмоток электрических машин при их эксплуатации, а также для предупреждения увлажнения изоляции обмоток электрических машин во время технологической паузы

Изобретение относится к области электротехники, а именно к ремонту электрических машин преимущественно с термореактивной изоляцией

Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам для капельной пропитки и сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технологии изготовления катушек сильных магнитных потоков, которые могут быть использованы в электротехнической промышленности

Изобретение относится к области токовой сушки трансформаторов, электрических кабелей, электрических машин, конкретно к токовой сушке обмоток электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх