Устройство для контроля технического состояния автомобиля

 

l94

ОП ИСАНИ

ИЗОБРЕТЕН И

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ

Союз Совет ки":

Соаиаттистически"

Респубттик ф

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 12.Х.1970 (№ 1483595/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 15.11.1973. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 13,IV.1973

С 07с 3/10

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

681.174 (088.8) Авторы изобретения

А. П. Галкин и А. Г. Сергеев

Владимирский политехнический институт

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ 1

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортных средств, в частности автомобилей.

Известно устройство для контроля технического состояния автомобилей. Оно содержит электрически связанные между собой контрольные измерительные приборы, которые с помощью коммутирующего устройства проверяют отдельные элементы и узлы электрооборудования автомобиля.

Однако при использовании этого устройства заключение о техническом состоянии электрооборудования автомобиля делается по результатам контроля параметров элементов (узлов) по допусковому принципу, без учета влияния соответствующих параметров автомобиля на его техническое состояние. Если значвние контролируемых параметров .находится в установленных допусках, параметры считаются нормальными, элементы (узлы) — исправными. При этом не учитывается насколько близко значение параметров к границам допусков и как много параметров находится вблизи границы.

С помощью устройств, аналогичных рассмотренному, невозможно объективно (достаточно достоверно) оценить техническое состояние автомобиля при равномерном постепенном (неполном) износе многих его узлов ввиду того, что если значения всех контролируемых параметров признаны лежащими в границах допусков (без учета близости значений к границам допусков и без учета влияния параметров на техническое состояние), автомобиль считают технически готовым, хотя его комплексное состояние может быть неудовлетворительным.

Для повышения точности устройства предлагается установить между датчиками и блоком суммирования делители напряжения.

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого устройства.

На элементы (узлы) 1 — 1„автомобиля установлены датчики 2 — 2„выходы датчиков соединены с делителями напряжения 3> — 3„, коэффициент передачи которых зависит от степени влияния каждого данного параметра на техническое состояние автомобиля, выходы делителей соединены с блоком суммирования

4, который в свою очередь соединен с индикатором нормированной оценки 5.

Устройство работает следующим образом.

При относительном изменении (ухудшении)

2s параметров элементов автомобиля датчики преобразуют эти изменения в электрические напряжения, которые подаются на делители напряжения. Отсюда напряжения, уже функционально зависящее от влияния каждого па30 раметра на техническое состояние автомобиля, 370194

Л

1 . = 1 — g htqt, при

, htgt ((1т

1=1 где (3) У=lt-=1 поступают на блок суммирования, где происходит их сложение.

С выхода блока 4 нормированное напряжение поступает на индикатор 5, который количественно оценивает техническое состояние автомобиля. В этом случае, если даже значение параметров не превзойдет границы допусков, но значение нескольких параметров будет вблизи границы и влияние этих параметров на техническое состояние достаточно велико, устройство объективно покажет техническое состояние автомобиля.

Рассмотрим следующее соотношение при котором максимальное значение величины технического состояния (эффективности или даже, вероятности исправного состояния) автомобиля (другими словами «идеального» автомобиля), принимаются равным единице, а значение технического состояния определяется величиной где М вЂ” число контролируемых параметров; (1 †;) — значение технического состояния

i-ro параметра (вероятность исправного состояния), 0(д (1, причем значение 1 соответствует полностью неисправному параметру (элементу характеризуемому i — м параметром), а 0—

«идеальному» параметру;

Коэффициент, учитывающий «важность» (вес) i-го параметра (степень влияния на техническое состояние автомобиля или на комплекс выходных характеристик автомобиля, например максимальная скорость, расход горючего, мощность двигателя и т. д.) 0(h;(1 причем

g ht — 1, (2)

i=1 предполагаем (это предположение практически всегда выполняется), что при правильно выбранных допусках на значения параметров и при постоянно соблюдаемых значениях границы этих допусков величина из соотношения (1) пропорциональна 6x< — величине относительного отклонения i-го параметра (х,) от номинального значения (х;ц) — значение величины ht в соответствии с (1) и (2), находится из соотношения

65 где Л вЂ” число выходных характеристик автомобиля (понимаем под ними наиболее важные, характеризующие тактико-технические данные автомобиля) . х,, — коэффициент влияния относительного отклонения i-го параметра (определяющего состояние i-го элемента) узла автомобиля на относительное отклонение /-ой выходной характеристики у, д ; (х,х,... х;.х ) х;

Xj —— дх; (х,х ... х,... х,„) где р,(хьх ... х, ... х,„) =qt более подробно с коэффициентами влияния изложено в работе (1).

Легко понять смысл выражения (3). В нем учитывается, как сильно и на какое количество выходных характеристик действует каждый i-й параметр. На практике большинство параметров ощутимо действует на небольшое число выходных характеристик причем величины х,, и, следовательно h, можно определять не только расчетным путем по общей методике (1), но и применяя методику работ (2, 3) к узлам автомобиля экспериментально.

Учитывая изложенное, допускаем возможность приближенной оценки уровня технического состояния автомобиля выражением

Е=1 — Д У(х ), (4) ! .-1

Й, — определяется из соотношения (3), U (6x,) — напряжение, пропорциональное относительному отклонению значения контролируемого параметра от номинала.

Совершенно очевидно, что предлагаемое устройство технически реализует выражение (4).

Предлагаемое устройство может контролировать любые параметры, изменения значения которых может быть преобразовано в нормализованное электрическое напряжение (например,в амплитудуимпульсов) и «важность» которых для данного типа автомобиля может быть определена любым известным способом.

Примером таких параметров могут быть: максимальная скорость вращения коленчатого вала двигателя, давление масла в системе смазки, плотность электролита в аккумуляторе, давление воздуха в шинах, угол опережения зажигания и т, д.

В качестве электрических цепей, включаемых между датчиком и суммирующим устройством, использованы четырехполюсники, коэффициент передачи по напряжению которых численно равен величине определяемой из соотно иения (3), т. е, конструктивно их можно выполнить в виде делителя напряжения на резисторах. Например, если величина h; для какого-либо параметра равна 0,05, тогда соотношение сопротивлений резисторов будет

19: 1 (выбор абсолютных значений зависит от выходного сопротивления датчика и входного суммирующего устройства) .

370194

Составитель Н. Баганова

Техред T. Курилко

Редактор E. Гончар

Корректор Н. Прокуратова

Заказ 937/1О Изд. № 236 Тираж 523 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4j5

Типография, пр. Сапунова, 2

Индикатор нормированной оценки 5 показывает уровень технического состояния автомобиля на шкале относительных значений, где максимальным является уровень, равный 1 (уровень технического состояния «идеального» автомобиля). Для этого (с помощью вольтметра) измеряется напряжение, равное разности компенсирующего напряжения (устанавливающего единичный уровень) и выходного напряжения суммирующего устройства.

Следовательно, на шкале индикатора отображается объективный уровень технического состояния автомобиля вместо субъективной оценки человека, достоверность которой в основном зависит от его опыта, Предмет изобретения

5 Устройство для контроля технического состояния автомобиля, содержащее датчики, установленные на соответствующих углах автомобиля, блок суммирования, соединенный с индикатором, отличающееся тем, что, с це1О лью повышения точности устройства, в нем установлены делители напряжения, входы которых подключены к соответствующим датчикам, а выходы — к блоку суммирования.

Устройство для контроля технического состояния автомобиля Устройство для контроля технического состояния автомобиля Устройство для контроля технического состояния автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано в вычислительных системах различного назначения для отображения времени потребления подсветки на дисплее

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам контроля эксплуатационных характеристик оборудования, в частности к устройствам для сбора и регистрации информации о надежности работы станков с программным управлением

Изобретение относится к области контроля режимов работы оборудования путем измерения активной мощности и потребляемой электроэнергии
Наверх