Устройство для аварийной сигнализащш^: контролируемого объекта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

Зависимое от авт. свидетельства №!

Заявлено i30.VII I.1971 (№ 16908 74/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 23.!!!.1973. Бюллетень " 16

Дата опубликования описания 8Л 1.1973

41. Кл. G 08b 23,00

Номитет ло делам изобретений и открытий лри Соаете тйиннстров

СССР

4 ДК 654 9(088.8) Авторы изобретения !О. М. Поскряков, Л. К. Прозоров, Ф. Н. Сихиди и Н. С. Зонов

Заявитель

1, !

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦ!!!И

КОНТРОЛИРУЕМОГО ОБЪЕКТА

Изобретение относится к устройствам для защиты технологических агрегатов (котлы, компрессоры, насосы и т. п.) и может найти применение при автоматизации технологических процессов, требующих автоматической остановки процесса при недопустимых нарушениях технологического режима.

Известно устройство для аварийной сигнализации контролируемого объекта, содержащее контакты датчиков, диоды и параллельно включенные между собой тиратроны, аноды которых соединены через соответственные резисторы и нормально замкнутый контакт реле с положительным полюсом первого источника питания, а катод первого тиратрона соединен с катодом второго тиратрона и с одним из выводов обмотки реле, Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что сетка каждого тиратрона подключена через соответствующие резисторы и нормально разомкнутый контакт реле к положительному .полюсу первого источника питания и через цепочку из последовательно и встречно включенных диодов и нормально разомкнутый контакт реле, зашунтирова|шый кнопкой, к положительному полюсу второго источника питания, а параллельно второму диоду включена цепочка из последовательно соединенных контактов датчика и резистора.

Это позволяет повысить надежность работы устройства.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема предлагаемого устрой5 ства.

Оно содержит контакты 1 и 2 датчиков технологических параметров; приемное реле 8 с нормально разомкнутыми контактами 4, 5, 6 и нормально замкнутым контактом 7; тпрнтро10 пы 8 и 9, резисторы 10 — 15, диоды 16 — 19, конденсатор 20, кнопку 21, источники 22 и 28 питания.

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

15 При отсутствии аварии контакты 1 и 2 замкнуты. Кнопкой 21 запускают приемное реле 8. которое, возбуждаясь, замыкает свои контакты 4, 5 и 6 и размыкает контакт 7. При этом реле 8 питается по цепям: положительный по20 люс источника 28 — контакт 4 — диод 18— контакт 1 — диод 19 — контакт 2 — обмотка реле 3 — отрицательный полюс источника 28 н положительный полюс источника 20 — контакт 4 — резисторы 14 и 15 — обмотка реле

25 8 — отрицательный полюс источника 28. Контакт 5 подключает к положительномм полюсу источника 22 сеточные резисторы 12 и 18 н разряжает кондспсатор 20, если последний был заряжен. Контакт 7 отключает от нсточ30 ника 22 анодные резисторы 10 и 11.

375663

При замыкании контакта б происходит пуск технологического агрегата. По цепям положительный полюс источника 22 — контакт 5— резистор 12 — диод 1б — контакт 1 — диод

19 — контакт 2 — обмотка реле 8 — отрицательный:полюс источника 22 и положительный полюс источника 22 — контакт 5 — резистор

18 — диод 17 — контакт 2 — обмотка реле 8— стрицательный полюс источника 22 начинают протекать токи, величина которых определяется сопротивлением резисторов 12 и 18.

Потенциалы сеток тиратронов 8 и 9 низки вследствие того, что на резисторах 12 и 18 падает почти все напряжение источника 22. Тпратроны 8 и 9 не зажигаются.

При возникновении аварии размыкается, например, контакт 2. Это приводит к включению в цепь тока, протекающего через резистор 18, диода 19 и резистора 15. Обратное сопротивление диода 19 сравнимо по величине с сопротивлением резистора 18, поэтому потенциал сетки тиратрона 9 резко повышается, что приводит к зажиганию промежутка сетка— катод тиратрона 9. В цепь тока, протекающего через резистор 12, включается только низкоомный резистор 15, и потенциал сетки тиратрона 8 практически не меняется. При размыкании контакта 2 ток через обмотку реле 8 ограничивается резистором 15 до величины, меньшей тока огпускания реле 8. Реле 8 размыкает контакты 4, 5, б и замыкает контакт 7.

При этом конденсатор 20 начинает заряжаться током, протекающим по резисторам 12 и 18.

На аноды тиратронов 8 и 9 подано напряжение контактом 7. В течение отрезка времени, определяемого зарядом конденсатора 20, в тиратроне 9 через промежуток сегка — катод протекает ток и одновременно имеется напря>кение на аноде, тиратрон зажигается по inpoмежутку анод — катод и горит до снятия напряжения питания.

Таким образом, размыкание контакта 2 приводит к зажиганию только тиратрона 9, аналогично при размыкании контакта 1 зажигается только тиратрон 8. Вследствие того, что зажигание тиратрона связано с включением обратного сопротивления диода в сеточный делитель, а не с непосредственным подключением сетки к источнику питания, длину линии связи с контактами 1 и 2 можно делать как угодно большой без потери помехоустойчивости.

При отсутствии аварии реле 8 находится под напря>кением, что обеспечивает непрерывный автоматический контроль готовности устройства к действию: при возникновении наиболее вероятных неисправностей, например, обрыве линии связи, неисправности источника

28, обрыве обмотки реле 8 и т. д., реле 8 теряет питание и размыкает контакт б, прекращая тем самым работу технологического arpe)0 гата. После отключения реле 8 по причине аварийного сигнала и зажигания соответствующего тиратрона цепи питания сеток всех тиратронов отключается от источника 22 контактом 5 конденсатор 20 заряжен. Самопроизвольное возбуждение реле 8 в случае восстановления нормального значения аварийного параметра исключается контактом 4, вследствие чего обеспечивается надежное запоминание только первого аварийного параметра, являющегося причиной остановки технологического агрегата.

Устройство для аварийной сигнализации имеет высокую помехоустойчивость при любых длинах линий связи, обеспечивает непрерывный автоматический контроль готовности к действию и высокую надежность запоминания первого аварийного сигнала.

Предмет изобретения

Устройство для аварийной сигнализации контролируемого объекта, содержащее контакты датчиков, диоды и параллельно включенные между собой тиратроны, аноды кото35 рых соединены через соответственные резисторы и нормально замкнутый контакт реле с положительным полюсом первого источника питания, а катод первого тиратрона соединен с катодом второго тиратрона и с одним из

40 выводов обмотки реле, отличающееся тем, что, с целью .повышения надежности работы устройства, сетка каждого тиратрона подключена через соответствующие резисторы и нормально разомкнутый контакт реле к положитель45 ному полюсу первого источника питания и через цепочку из последовательно и встречно включенных диодов и нормально разомкнутый контакт реле, зашунтированный кнопкой, к положительному полюсу второго источника

50 питания, а параллельно второму диоду включена цепочка из последовательно соединенных датчика и резистора.

375663

Составитель Л. Шарова

Техред Т. Курилко

Редактор И. Орлова

Корректор Г. Запорожец

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1656, 9 Изд. № 1367 Тираж 602 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для аварийной сигнализащш^: контролируемого объекта Устройство для аварийной сигнализащш^: контролируемого объекта Устройство для аварийной сигнализащш^: контролируемого объекта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам автоматики и телемеханики и может быть использовано в резервированных системах управления, формирующих релейные команды на исполнительные органы, в частности, по результатам дешифрации входных кодов по типу "1 из m"

Изобретение относится к автоматике, а более конкретно к устройствам контроля и сигнализации о состоянии объектов, оснащенных контролирующими датчиками
Изобретение относится к способу создания, внедрения и эксплуатации экспресс-диагностических систем, обеспечивающих возможность предупреждения или раскрытия преступлений, совершаемых во дворах (угоны автомобилей), в подъездах крупных домов (нападения на жильцов)

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики, а именно к измерению и контролю параметров блоков электрической централизации (ЭЦ)

Изобретение относится к сигнальной аппаратуре, предупреждающей население об опасности стихийного бедствия

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам текущего контроля состояния силовой установки

Изобретение относится к сигнальной аппаратуре, предупреждающей население об опасности стихийного бедствия

Изобретение относится к системам тревожной сигнализации, а именно к приемно-контрольным охранно-пожарным устройствам, и может быть использовано в пожарных, охранных и охранно-пожарных системах, монтируемых во взрывопожароопасных помещениях

Изобретение относится к средствам контроля поредельных параметров в технологических процессах тепловых электростанций с многоточечной сигнализацией
Наверх