Ступень осевой турбомашины

 

h .. К " rr. K ha еаза ЙБА

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 17.VI.1971 (№ 1671584/24-6) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 15.Ч.1973. Бюллетень № 21

Дата опубликования описания 27 ЧП.1973

М. Кл. F 01d 25. 04

F Old IliO8

Комитет по делам изобретений н открытий прн Совете Министров

СССР

УДК 621.165.253.5-762.6 (088.8) Авторы изобретения Б. А. Аркадьев, В. Ю. Иоффе, В. В. Костарев, В. И. Олимпиев, С. И. Островский, В. И. Розенблюм, В. Н. Саввин, Ф. М. Сухарев и Л. Д, Френкель

Заявитель

СТУПЕНЬ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЬ1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано для !паровых и газовых турбин большой мощности.

Известн|ы ступени осевых турбомашин, содержащие обандаженное рабочее колесо с осевым KQJIbIlenbIM Выступом g корня лопаток и уплотнительные гребни, один из которых закреплен в теле диафрагмы с перекрышей относительно внутренней поверхности выступа. .Однако, как показали исследования, основной причиной низкочастотной вибрации в таких ступенях турбомашины являются аэродинамические силы, вызванные диаметральной разчостью окружных усилий на рабочих колесах ротора, что обусловлено динамической неравномерностью радиальных зазоров в проточной части при поперечных колебаниях ротора во время его вращения.

При отклонении ротора от среднего положения уменьшается расход пара через радиальные зазоры в диафрагменных уплотнениях и над бандажом рабочих лопаток на тех участках, где зазор уменьшился, в результате чего происходит локальное увеличение расхода пара через соответству!од!!е участки облопачиват!ия рабочего колеса. С диаметрально противоположной стороны колеса изза увеличения радиального зазора локаль <о уменьшается расход пара, проходящего через облопачивание.

Так как действующее на лопатки усилие пропорционально расходу пара, локальные изменения расхода создают неуравновешенную силу, вызывающую прецессионное движение (колебания) рото ра, которое происходит с первой собственной частотой свободных поперечных колебаний вала.

Предлагаемая ступень турбомашнны отличается от известных тем, что другой уплотнительный гребень закреплен в ободе диафрагмы с перекрышей относительно внутренней поверхности бандажной полки.

Это отличие позволяет устранить низкочастотную вибрацию ротора.

На фпг. 1 изображена предложенная ступень осевой турбомашины; на фпг. 2 — узел

1 и II (с завальцованных!и уплотнитсльвымп гребнями); на фнг. 3 — то же (с зачеканенными гребнями) .

В теле 1 и ободе 2 диафрагмы закреплены осевые уплотнительные гребни 8, установленные с перекрышей относительно осевого

t,îëüöånîã0 выступа 4 у корня лопатки 5 и бандажной полки б.

На фиг. 2 греопи, nb! то 1nBn bl na Ton!:.n. профильных листов, завальцованных при помощи проволок 7 в пазах, проточенных в ободе 2 н теле 1 диафрагмы и образую!цих с,380848

Предмет изобретения

1 3 дКыг7

" tv Г

УзглГ

Фиг. 3

Корректоры: А. Николаева и В. Петрова

Фиг. Я

Редактор Е. Братчикова

Заказ 2132/17 Изд. № 526 Тираж 602 Подписное

Ц11ИИ11И Комитета по девам изобретений и открытий при Совете Министров СС :Р

Москва. 7К-35, Раушская нао., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

3 внутренней поверхностью бандажной полки 6 и кольцевого выступа 4 уплотняемые зазоры

8 и 9.

На фиг. 3 уплотнительные .-ребни состоят из тогэких,.егментов 10, зачеканенных в пазы тела и обода диаф рагмы.

Осевая герекрыша гребней относительно банда>кной полки б и выступа 4 должна быть в пределах 1 — 2 мм.

Огисываемая система позволяет получить значительный эффект, так как дает возможность существенно уменьшить погеречную силу, а при больших радиальных зазорах 11 над бандажной полкой 6 даже добиться изменения ее направления.

В этом случае при смещении ротора в поперечном направлении расход пара помимо рабочих лопаток будет большим со стороны, соответствующей направлению смещения ро= тора от оси турбины. Возникающая при этом диаметральная разность окружных усилий на рабочем колесе позволяет получить локаль= ное дополнительное окружное усилие, направленное в сторону, противоположную направлению вращения ротора, и препятствующее

5 развитию низкочастотных колебаний.

Ступень осевой турбомашины, содержащая обандаженное рабочее колесо с осевым кольцев 1м выступом у корня лопаток и уплотнител .ные гребни, один из которых закреплен в

15 теле диафрагмы с пе рекрышей относительно внугренней поверхности выступа, отличаюи аяся тем, что, с целью устранения низкочасто"ной вибрации ротора, другой уплотнител, ный гребень закреплен в ободе диафраг20 мы = перекрышей относительно внутренней поверхности бандажной полки.

Ступень осевой турбомашины Ступень осевой турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к турбомашиностроению, а именно, к статорам осевых компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбиностроения, а его объектом является ступень осевой паровой или газовой турбины, состоящая из соплового аппарата и рабочего колеса

Турбина // 2136896
Изобретение относится к машиностроению, конкретно - к турбостроению, и может быть использовано в турбинах с необандаженными направляющими и рабочими лопатками

Изобретение относится к области уплотнительных устройств и может быть использовано для уплотнения радиальных зазоров между статорными и роторными частями турбомашин

Изобретение относится к области турбостроения, а именно к надбандажным уплотнениям паровых турбин, и может быть использовано для уплотнения рабочих решеток первых ступеней части высокого и среднего давления турбины, работающих в зоне высоких температур и большой плотности пара

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при конструировании и модернизации цилиндров среднего и низкого давления паровых турбин

Изобретение относится к уплотнительным узлам и вращающимся машинам

Изобретение относится к уплотнениям, в частности к лабиринтовым уплотнениям между подвижными относительно одна относительно другой поверхностями, и может быть использовано в надбандажных уплотнениях цилиндров высокого давления паровых турбин

Изобретение относится к способу демпфирования вибраций в компонентах турбомашин и устройству для осуществления этого способа

Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой устройство для диагностики автоколебаний рабочего колеса турбомашины, содержащее по крайней мере один датчик пульсаций, помещенный в корпусе в зоне периферии лопаток рабочего колеса и подключенный через фильтр и усилитель ко входу схем совпадения, а выход последней через усилитель подключен к системе индикации, причем датчик через согласующий усилитель подключен к входам схемы совпадений одной промежуточной и двумя крайними параллельными цепями, каждая из которых имеет последовательно включенные перестраиваемый активный полосовой фильтр, амплитудный дискриминатор, интегратор и электронный ключ, а к фильтрам крайних и промежуточных цепей дополнительно подключен через усилитель датчик частоты вращения рабочего колеса
Наверх