Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава

 

382530

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬЕЕт ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Соав Советскиз

Сениалистичесиив ресоуслии

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 05.VII.1971 (№ 1745974/24-7) М. Кл. В 601 5/20 с присоединением заявки №

Приоритет

Комитет ао делам ивооретений и отарытий ори Совете свинистров ссср

УДК 621 336 322(088 8) Опубликовано 23.Ч.1973. Бюллетень ¹ 23

Дата опубликования описания 20Х111.1973

Авторы изобретения

Ю. Е. Купцов, В. П. Кольцов, И. А. Беляев, Д. В. Леонтьев и И. О. Ветчинов

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Заявитель

КОНТАКТНАЯ ПЛАСТИНА ДЛЯ TOKOIIPHEMHHKOB

ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Изобретение относится к токосъему на электроподвижном составе.

Известны контактные пластины для токоприемников электроподвижного состава, которые выполнены из двух неразъемно соединенных слоев электропроводного материала и крепятся к каркасу полоза винтами.

Однако эти пластины, имеющие сквозные отверстия и изнашивающиеся винты, нередко имеют повышенный местный износ либо по отверстиям для винтов (например медные пластины), либо с обеих сторон этих отверстий (например металлокерамические пластины на медной основе). Оба вида местного износа приводят к необходимости преждевременной замены пластин. При эксплуатации обычно по ослабленному сечению, т. е. по отверстиям для винтов возникают поперечные трещины — происходит разрушение относительно хрупких металлокерамических пластин.

Под металлокерамическими пластинами на стальном каркасе образуется толстая окисная плохо проводящая пленка. В этом случае снимаемый токоприемником ток стекает с пластины в каркас по винтам, которые в результате нагрева деформируются, затяжка их ослабляется. Отмечены случаи срыва таких пластин при движении электровоза.

Допусвимая глубина износа металлических и металлокерамических пластин (25 мм) определяется прочностью крепления ее к каркасу изношенным винтом и обычно составляет 50 — 60% от толщины нового изделия. Такое использование пластин является недостаточным, снижается срок их службы.

При ремонтах полозов расходуется большое количество винтов из цветного металла.

Следовательно, крепление пластин (в первую очередь металлокерамических) винтами, проходящими через сквозные отверстия и изнашивающимися при трении по контактному проводу, не является рациональным.

15 Известно несколько способов крепления контактных пластин без помощи изнашиваемых при трении винтов.

1) При помощи зажимных деталей, охватывающих нижнюю часть пластины, — этот спо20 соб применим в случае угольных вставок, имеющих малую плотность и благодаря этому большую высоту, Однако в случае металлических и металлокерамических пластин такое крепление не используют, так как оно

25 требует существенного увеличения толщины их неизнашиваемой части. Это, в свою очередь, увеличивает массу полоза в такой степени, что динамические характеристики токоприемника становятся неудовлетворитель30 ными.

382530

2) При помощи приклеивания изнашиваемых пластин к неизнашиваемому в процессе трения каркасу полоза. Приклеивание вызывает увеличение электрического сопротивления между пластиной и каркасом, даже если в клеящее вещество добавлен проводящий наполнитель. Если при длинных медных пластинах и неоольшпх снимаемых токах это не преIIHTcTB) åò прохождению тока, то при коротких металлокерамических пластинах обеспечить прохождение тока в несколько сот ампер при клеевом соединении таких пластин затруднительно. Кроме того, такое крепление затрудняет снятие изношенных пластин и последующую установку новых.

3) Возможно прикрепление изнашиваемых пластин к неизнашиваемому каркасу при помощи сварки или пайки. Однако и в этом случае замена изношенных пластин новыми затруднена, а сам каркас при этих операциях легко может деформироваться.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности полоза и удобства крепления на каркасе.

Для этого контактная пластина для токоприемников, расположенная на каркасе полоза, выполненная из двух неразъемно соединенных слоев электропроводного материала с верхним слоем из износостойкого антифрикционного и дугостойкого материала, имеет более тонкий нижний слой (в сравнении с верхним) пластичного металла и шириной, превышающей ширину верхнего слоя. Кроме того, верхний слой выполнен в виде, по крайней мере, двух параллельпых рядов; нижний слой отогнут с обеих сторон от верхнего слоя; нижний слой между рядами верхнего слоя выполнен с углублением по форме ласточкина хвоста; на нижнем слое между рядами верхнего слоя выполнены захваты, сопрягающиеся с отверстиями в каркасе.

Изобретение пояснено чертежами, где на фиг. 1 приведена пластина с одним рядом активного материала и крепление двумя рядами винтов; на фиг. 2 — пластина с двумя рядами активного материала и креплечия двумя рядами винтов; зазор между рядами служит для размещения внешней смазки (твердой или консистентной); на фиг. 3 — то же, нижний слой пластины между рядами активного материала выполнен в виде «ласточкина хвоста» для лучшего удержания сухой (твердой) смазки; на фиг. 4 — то же, но с креплением по оси пластины одним рядом винтов, утопленных ниже уровня активного слоя, боковые части нижнего слоя могут фиксироваться любым видом «замка» (из любого материала), препятствующего существенному прогибу пластины по ее оси усилием винтов; на фиг. 5—

8 — пластина с одним или несколькими рядами активного слоя, устанавливаемая на каркасе при помощи выполненных в пластине

«лапок», а в каркасе — «окон» либо на горизонтальной поверхности нижнего слоя, либо на боковых поверхностях нижнего слоя; на

50 фиг. 9 — пластина с одним или несколькими рядами верхнего активного слоя, являющаяся самонесущим сменяемым элементом полоза.

Верхний слой пластины (см. фиг. 1) имеет один ряд 1 активного материала, нижний слой 2 пластины имеет ширину, достаточную для того, чтобы после отгиба этого слоя вниз разместить винты 8, соединяеющие нижний слой с каркасом 4. Верхний слой пластины (см, фиг. 2) состоит из двух рядов 5 активного материала и общего нижнего слоя б. Пластина крепится винтами 8 к каркасу 7 так же, как и на фиг. 1. Между рядами верхнего активного слоя размещена внешняя смазка 8.

Пластина (см. фиг. 3), нижнему слою 9 который между двумя рядами активного материала придана форма «ласточкина хвоста» для лучшего удержания сухой (твердой) смазки 10, крепится винтами 8 к каркасу 11.

Пластина (см. фиг. 4), у которой два ряда верхнего слоя 5 активного материала размещены на нижнем слое 12 так, чтобы имелась возможность разместить между этими двумя рядами головки винтов 8, причем благодаря достаточному прогибу нижнего слоя головки винтов располагаются ниже границы между. слоями. В пространстве между рядами активного материала 5 помещена смазка 18, а каркас снабжен замками 14, препятствующими существенному прогибу вставки при затягивании винтов.

Пластина (см. фиг. 5 — 8), у которой между рядами верхнего слоя 15 в нижнем слое 16 выштампованы специальные крепежные трапециевидные лепестки 17, которые вставляются в окна 18 каркаса 19. После сдвига пластины вдоль полоза она фиксируется на каркасе установкой на прежнее место обычных пластин 20, размещаемых на «рогах» полоза.

На фиг. 8 поз. 21 — смазка, а поз. 22 — замок.

Пластина (см. фиг. 9) с двумя рядами верхнего активного слоя 28, у которой нижний слой 24 имеет размеры и форму (толщину и глубину отгиба), обеспечивающую необходимую жесткость. Такую пластину применяют как самонесущий элемент полоза (без каркаса), к которому винтами прикреплены «рога»

25 и токоотводящие шунты 26. Полоз может включить несколько таких параллельно установленных самонесущих пластин, связанных общими «рогами».

Предмет изобретения

1. Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава, расположенная на каркасе полоза, выполненная из двух неразъемно соединенных слоев электропроводного материала с верхним слоем из износостойкого антифрикционного и дугостойкого материала, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности полоза и удобства крепления на каркасе, нижний слой выполнен более тонким, чем верхний, из

382530

l и2. пластичного металла и шириной, превышающей ширину верхнего слоя.

2. Пластина по п. 1, от гикаюи1аяся тем, что верхний слой выполнен в виде, по крайней мере, двух параллельных рядов.

3. Пластина по пп. 1 и 2, от.гикаюи1аяся тем, что указанный нижний слой отогнут с обеих сторон от верхнего слоя.

4 Пласт|на по пп. 1 и 2, отликаюгггаяся тем, что нихкний слой между рядами верхнего слоя выполнен с углублением по форме ласточкина хвоста.

5 о Пластина по пп. 1 и 2, отликаюигаяся тем, что на нижнем слое между рядами верхнего слоя выполнены захваты, сопрягающиеся с отверстиями в каркасе.

382530

Е6

Фиг 8

Составитель В. Попова

Редактор А. Зиньковский Техред Л. Грачева

Корректоры: Г. Запорожец и Л. Царькова

Заказ 2291/13 фиг 9

Типография, пр. Сапунова, 2

Изд. № 584 Тираж 632

Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при

Совете Министров СССР

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава Контактная пластина для токоприемников электроподвижного состава 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к токосъемникам транспортных средств различного назначения, например троллейбусов

Изобретение относится к способу пропитки пористых заготовок, может применяться при производстве подшипников скольжения или скользящих электрических контактов

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкциям устройств и материалам для изготовления токосъемных элементов полозов токоприемников электроподвижного состава железных дорог, городского и промышленного транспорта

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, обеспечивающей интервальное регулирование и безопасность движения поездов, особенно на метрополитенах

Изобретение относится к токосъемным устройствам электрического подвижного состава железнодорожного и городского транспорта

Изобретение относится к электротранспорту, в частности к токосъемным элементам полозов токоприемников

Изобретение относится к электрифицированному рельсовому транспорту, в частности к электрическим железным дорогам

Изобретение относится к токосъемнику, содержащему сенсорный элемент, в частности, для передачи электроэнергии от контактного провода на транспортное средство. Сенсорный элемент сформирован из герметичного для текучей среды трубчатого профиля (18), который может быть вставлен в продольную полость, расположенную внутри углеродного токосъемника. На трубчатом профиле (18) сенсорного элемента образовано по меньшей мере одно заданное место разрушения. Технический результат заключается в обеспечении непосредственной активации сенсорного элемента при повреждении углеродного токосъемника контактным проводом. 2 н. и 11 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх