Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения

 

386470

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалисти88еских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 03.Ч.1967 (№ 1154768/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 14.Ч1.1973. Бюллетень X 26

Дата опубликования описания 22.IX.1973

М. Кл. Н 02k 9/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

УДК 621,31 .043.3.045. .2-П3 888.81

Авторы изобретения

Д. Б. Карпман, Б. Л. Коновалов, Б. В. Спивак, А. А. Чигиринский, Е. Х. Глидер, О. Б. Градов, Н. Г. Гринченко, В. С. Кильдишев, В. Ф. Воробьев, Э. В. Барбашев и Л. А. Юдицкая

Заявитель

ОБМОТКА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, В ЧАСТНОСТИ

ТУРБОГЕНЕРАТОРА С ВНУТРИ ПРОВОДНИ КОВОЙ

ИСПАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ

Известна обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарктельной системой охлаждвния, выполненная,в виде катушек, соединееоных между собой посредством перемычек.

Для повышения надежности,в,предлагаемой обмотке в каждой из перемычек выполнен канал — гидрозатвор V-образной формы, направленный своим перегибом в сторону, противоположную оси вращения машины, и соединен|ный одним кон цом с выводом витка последующей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости.

На фиг. 1 изображена лобовая часть описываемой обмотки в аксонометрии; на фиг.2— схема соедин ения обмотки и лобовой части междукатушечными перемычками и разрез по

А — А; на фиг, 3 — первая катушка обмотки в аксонометрии; на фиг. 4 — схема электрических соединений катушек и соединений подводов и сбросов охлаждающей жидкости.

Отводы 1 (см. фиг. 1) для сброса неиспарившейся жидкости из концов верхи их витков 2 катушек обмотки ротора расположены в HpocTpBIHcTBBx 8, образованных перегибами ви тков в лобовой части при переходе их из нижележащего слоя 4 в вышележащий слой

5, Отводы изолированы от нижележащих витков обмотки, например, П-образными гильзами б. Так как сам отвод 1 не является токоведущим, его высота м-жет быть уменьшена на толщину изоляции гильзы б для того, чтобы наружная поверхность отвода не выступала и ад диаметром лобовой части обмотки.

Междукатушечные перемычки 7 (см. фиг. 2) расположены в лобовой части обмотки и соединяют верхний виток предыдущей катушки с нижним витком последующей катушки. Пе10 ремычки (см. фиг. 3) электрически присоединены (припаян ы) к концу верхнего витка 2 катушки, продолжение которого после места присоединения к перемычке выполняет роль отвода неиспарившейся жидкости из катушки.

В перемычке 7 выполнен внутренний канал

8, "соединенный с од ной стороны с патрубком

9 подвода жидкости, а с другой с каналом 10 последующей катушки. Внутренние каналы перемычки и конца верхнего витка предыдущей катушки между собой не сообщаются.

Первая катушка обмотки имеет также пароотводы 11 и токоподвод 12, присоединенный к ее нижнему витку, через который подаются ток возбуждения .в обмотку ротора и одновременно охлаждающая жидкость в первую катушку обмотки.

В сечении вала 13 ротора выполнены отверстия а для размещения подводов охлаждающей жидкости и лазы б для токоподводов.

30 Верхние витки послед них катушек полюсов

386470

30

3 ротора электрически соединены между собой полой междуполюсной перемычкой 14. Такое соединение позволяет получить одинаковые симметрично расположенные полюсы обмотки ротора. Перемычка 14 соединена электричеcubi и своим внутренним каналом со стороны слива из нее охлаждающей жидкости с верхним концом витка (отводом 1 жидкости) последней катушки первого полюса обмотки, а со cTopoHibI подвода к ней охлаждающей жидкости перемычка электрически соединена с концом верхнего витка последней катушки второго полюса обмотки и имеет V-образHbIH канал, не присоединяемый к каналу этого витка и направленный перегибом к наружному диаметру. V-образный канал может быть выполнен в однюй детали 15.

Таким же образом, все междукатушечные перемычки 7 могут быть вы полнены в виде од ной детали с V-образным каналом, что позволяет уменьшить осевые размеры лобовой части обмотки, так как в этом случае оое части перемычки, содержащие как восходящую, так и нисходящую ветви V-образного канала, являются токоведущими и благодаря этому можно уменьшить сечение перемычки и разместить ее в пространстве между углами катушек в местах их перехода из продольного направления в поперечное, На схеме (см. фиг. 4) стрелками на линиях показано направление движения охлаждающей жидкости, а внутренвиии стрелками Б и

 — направление электрического тока в полюсах обмотки. Подводы 9 и 16 охлаждающей жидкости расположены mo обе стороны от оси 00 каждого из полюсов ротора, что обеспечивает достаточное место для размещения их в отверстиях а вала ротора.

Непосредственное охлаждение катушек обмотки ротора осуществляется следующим образомм.

Из подводов 9 и 16 охлаждающая жидкость поступает в каналы перемычек 7, полностью заполняет V-образную часть этих каналов и затем вытекает в нижний виток последующей катушки. Количество жидкости, поступающей в нижний, виток последующей катушки, всегда равно количеству жидкостн, поступающей из подводов в V-образный канал перемычки. Перемычки охлаждаются за счет отвода тепла в

V-образном канале поступающей в обмотку охлаждающей жидкостью. Жидкость, поступающая в каналы катушек, заполняет их частично. Часть ее испаряется, 1при этом лар отводится через пароотводы 11, а неиспаривша яся часть сливается из верхнего витка каждой катушки через отвод 1, Для электрического соединен ия катушек между собой концы витков 2 каждой катушки припаяны к междукатушеч ной перемычке, соединяющей их с нижним витком последующей катушки. Междуполюсная перемычка 14 охлаждается отдельно аналогичню охлаждению перемычек 7.

Предлагаемая обмотка может быть использована не только для испарительного, но и для жидкостного охлаждения ротора. В этом случае пароотводов не выполняют, а патруб ки отводов неиспарившейся жидкости используют для сли ва или подачи жидкости в обмотку.

Предмет изобретения

Обмотка ротора электрической машины, в част ности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения, выполненная в виде катушек, соединенных между собой посредством перемычек, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения надежности обмотки, в каждой из перемычек выполнен канал — гидрозатвор V-образной формы, направленный своим перегибом в сторону, противоположную осы вращения машины, и соединенный одним концом с выводом:витка последующей катушки, а другим с патрубком подвода жидкости.

386470

Полис

Составитель M. Кузнецова

Техред E. Борисова Корректоры: М. Коробова и Л. Корогод

Редактор А, Пейсоченко

Заказ 2435, 19 Изд. № 1634 Тираж 755 Подписное

Ц1-1ИИПИ Комитета по делая изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раугпск".ÿ наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения Обмотка ротора электрической машины, в частности турбогенератора с внутрипроводниковой испарительной системой охлаждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах охлаждения высоковольтных электрических машин, в частности, турбогенераторов с применением высоковольтных кабелей для обмотки статора с большим числом витков и глубоким пазом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электромашиностроении

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения, конкретно к горизонтальным капсульным гидрогенераторам с воздушным охлаждением элементов их активной зоны - обмоток статора и ротора, сердечников

Изобретение относится к области электротехники, а именно к синхронным электрическим машинам с системой вентиляции, включающей поток текучей среды для охлаждения статора электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения устройства охлаждения вращающейся электрической машины, а также электрической машины, содержащей данное устройство охлаждения
Наверх