Патент ссср 397095

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 397095

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.04.71 (21) 1643667/26-25 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 26.11.74 (51) М. Кл. G 21с 19/18

Государственный комите

Совета Министров СССР па делам изобретений н открытий (53) УДК 621.039,5 (088.8) (72) Авторы изобретения Д. В. Костылев, Ю. В. Семенов, Е. Н. Автомонов, Ю. А. Евсеенков, Я. И. Баранов, Б. А. Константинов и В. А. Максимов (71) Заявитель дя ®. (54) ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области атомной техники и предназначено для перегрузки тепловыделяющих элементов ядерных реакторов канального типа.

Одной из проблем при перегрузке канальных ядерных реакторов является предохранение технологического канала реактора от перекоса и скручивания при стыковке стыковочного патрубка перегрузочной машины с каналом и работе привода герметизации, т. е. отвертывапии и завертывании запорной пробки канала.

Эту проблему решают с одной стороны путем создания независимой подвески стыковочного патрубка, обеспечивающей его самоустановку по оси канала, а с другой — за счет повышения точности наведения перегрузочной машины на координату канала реактора.

Известна перегрузочная машина ядерного канального реактора, содержащая корпус, установленный на подвижной платформе, трубу, жестко связанную с корпусом, и стыковочный патрубок, телескопически связанный с трубой. Привод перемещения стыковочного патрубка выполнен гидравлическим, он требует использования в качестве рабочего тела теплоносителя (воды), что связано с коррозией деталей привода, трудностями уплотнения и плохими условиями работы пар трения. Эти недостатки можно устранить применением механического, в частности винтового, привода стыковочного патрубка. Однако технические решения известной машины, обеспечивающие самоустановку стыковочного патрубка, не могут быть использованы в машине с винтовым приводом перемещения стыковочного патрубка.

Цель изобретения — обеспечение самоустановки стыковочного патрубка и за счет этого предохранение канала реактора от перекоса и

10 скручивания в процессе перегрузочных операций применительно к машине с винтовым приводом стыковочного патрубка, а также разгрузка канала реактора от осевых усилий, которые возникают при температурных колеба15 ниях канала в состыкованном с перегрузочной машиной положении.

Это достигается тем, что стыковочный патрубок шарнирно связан с траверсой, подвешенной к корпусу машины на винтах, кото20 рые имеют привод, шарнирные опоры в корпусе и несут гайки, размещенные в обоймах.

Обоймы установлены в траверсе с возможностью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

25 Кроме того, гайки установлены в обоймах с возможностью осевого перемещения, например, на шпонке и снабжены упорами и выключателями, управляющими приводом винтов.

На фиг. 1 показана нижняя часть перегру30 зочной машины в состыкованном с каналом

397095

3 реактора положении; на фиг. 2 — винтовой привод стыковочного патрубка, разрез по

А — А на фиг. 1 при нижнем положении гайки; на фиг. 3 — траверса, разрез по  — Б на фиг.

1; на фиг. 4 — канал реактора, разрез по

 — В на фиг. I в положении, когда выступы стыковочного патрубка вошли в пазы фланца.

Корпус 1 машины размещен на подвижной платформе 2. Снизу к корпусу жестко присоединена труба 3, на которой телескопически установлен стыковочный патрубок 4. 11атрубок направляется подшипниками скольжения и роликами 5, опирающимися в направлении

6, жестко скрепленные с корпусом машины. В нижней части патрубок имеет датчик 7 положения и два выступа 8, которые могут входить в пазы фланца 9 технологического канала 10 реактора. Стыковочный патрубок шарнирно соединен с помощью цапф с траверсой I I.

Траверса подвешена к корпусу машины на двух винтах 12, имеющих в корпусе шарнирные (сферические) опоры 13 и привод от шестерен 14 со сферическим зубом. Винты несут шариковые гайки 15, размещенные с помощью втулок 16 и шпонок в обоймах 17.

Обоймы установлены в траверсе с возможно, стью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на подшипниках 18 качения.

Гаика -скреплена с чехлом 19, имеющим упор

20, взаимодействующий с двумя выключателями 21 и 22, установленными на обойме.

Машина работает следующим образом.

Движением платформы 2 машину вводят с допустимой точностью на координату канала

10 реактора. Затем включают привод винтов

12, при этом гайки 15 перемещаются по винтам вниз, а стыковочный патрубок 4 вместе с траверсой 11 под действием своего веса следует за ними, зазоры а и б между обоймой 17 и втулкой 16 гайки 15 отсутствуют. Если стыковочный патрубок останавливается под действием какого-либо препятствия в промежуточном положении, например выступ 8 не совпадает с пазом фланца 9, то гайки 15 двигаются по шпонкам независимо от траверсы, образуя с обоймой возрастающий зазор. По достижении зазором предусмотренной минимальной величины (а) упор 20 воздействует на выключатель 21 и выключатель дает сигнал на отключение электропривода винтов, что предохраняет винтовой механизм от черезмерных ударных нагрузок при падении стыковочного патрубка с препятствия. При отключении привода стыковочного патрубка его поднимают в исходное положение, корректируют координаты в шины и производят стыковку заново. Когда стыковочный патрубок устанавливается в крайнее нижнее положение, срабатывает датчик 7, который блокирует выключатель 21. Привод винтов продолжает работать до тех пор, пока упор 20 не вступит в контакт с выключателем 22. Этот выключатель дает сигнал на отключение вин5

ЗО

35 тового привода по достижении между втулкой 16 гайки 15 и обоймой 17 заранее рассчитанного зазора б. Зазор обеспечивает свободное перемещение стыковочного патрубка вниз при охлаждении канала реактора в состыкованном с патрубком положении, когда надувное манжетное уплотнение патрубка (на чертеже не показано) плотно обхватывает головку канала. Отсутствие зазора б вызвало бы возникновение па канале осевых сил растяжения, приводящих к его повреждению.

В процессе стыковки перегрузочной машины с каналом реактора возможно несовпадение осей стыковочного патрубка и канала. В этом случае происходит самоустановка стыковочного патрубка по оси канала за счет покачивания патрубка относительно трубы 3 на угол а в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Разгрузка канала реактора от действия крутящего момента при работе привода герметизации, установленного в стыковочном патрубке, осуществляется следующим образом.

При отвертывании (завертывании) запорной пробки канала в приводе герметизации возникает реактивный момент, который разворачивает стыковочный патрубок вокруг вертикальной оси на угол (3 до упора выступов 8 патрубка в боковую стенку паза фланц; 9, после чего скручиванию подвергается короткий участок канала между запорной пробкой и фланцем. Разворот стыковочного патрубка вокруг вертикальной оси возможен благодаря карданной подвеске гаек 15 в траверсе на подшипниках 18 и шарнирным сферическим опорам 13, допускающим отклонение винтов 12 от вертикали.

Предмет изобретения

1. Перегрузочная машина для перегрузки топлива канального ядерного реактора, содержащая корпус, установленный на платформе, трубу, жестко связанную с корпусом, и подвижный относительно трубы стыковочный патрубок, отличающаяся тем, что, с целью предохранения канала реактора от перекоса и скручивания, стыковочный патрубок шарчирно с.::!çàí с траверсой, подвешенной к корпусу машины на винтах, имеющих привод, шарнирные опоры в корпусе и несущих гайки, размещенные в обоймах, которые установлены в траверсе с возможностью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью предотвращепия действия на канал реактора осевых сил при его охлаждении в состыкованном с машиной положении, гайки установлены в обоймах с возможностью осевого перемещения, например, на шпонкс и снабжены упорами и выключателями, управляющими приводом винтов.

397095 ,4 - А

/2

/7

И

Ог

О! @gal 7

Составитель В. Мурагов

Тс;рсд Л. Акимова Корректор В. Кочкарева

Заказ 3125/2 Изд. № 772 Тираж 506 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мипистров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типогра<рия, пр. Сапупова, 2

Патент ссср 397095 Патент ссср 397095 Патент ссср 397095 Патент ссср 397095 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции кассеты для подачи топливных элементов из хранилища в загрузочную зону реактора и может быть использовано в атомной энергетической промышленности

Изобретение относится к области атомного машиностроения, в частности к оборудованию, предназначенному для проведения транспортно-технологических операций при загрузке и выгрузке тепловыделяющих сборок ядерного реактора

Изобретение относится к области ядерной техники и может быть использовано для перегрузки топливных сборок ядерного реактора на АЭС преимущественно с легководными реакторами

Изобретение относится к ядерной энергетике и может быть использовано для проверки работоспособности системы контроля расхода теплоносителя в каналах ядерного реактора

Изобретение относится к манипулированию топливом в ядерном реакторе

Изобретение относится к быстрым реакторам с нейтронно-делительной волной. В изобретении охарактеризованы реактор ядерного деления, способы работы реактора ядерного деления и способы управления избыточной реактивностью в реакторе ядерного деления. Способ управления избыточной реактивностью включает деление ядерного топлива и воспроизведение делящегося материала в центральной области активной зоны, перестановку сборок с делящимся и воспроизводящим материалом, так что образуется стоячая волна воспроизведения делящегося материала и деления ядерного топлива. Технический результат - повышение уровня выгорания топлива. 3 н. и 42 з.п. ф-лы, 68 ил.
Наверх