Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты

 

АВТОРСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ устройства для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты.

К ав: орскому свидетельству Г..И. Болотного, заявленному

6 ноября 1931 года (спг. о перв. № 97246).

О выдаче as.îðñíîãî свидетельства опубликовано 31 я варя 1935 . одз. (546) Правильная работа фрикционных сцепных муфт для передачи движения от одного вала к другому играет большую роль при двигателях внутреннего 1орення ка тепло оз;х, работа коих происходит при весьма изменчивых условиях, требующих или использовать всю мощность силы . тяги илн частично, а потому, в зависимости от условий работы, иметь настолько эластичноа . устройство сцепных фрикционных муфт, чтобы возможно было приводить в действие муфты сце- пления в самый кратчайший промежуток времени в полное сцепление или расценление, а также иметь aîçìîæíîñòü изменять силу нажатия дисков муфт для плавного их включения в работу и вместе с тем производить охлаждение муфт, во избежание их нагрева, нарушающего правильную работу муфт, то и является целью настоящего предложения.

На фиг. 1 представлен схематический вид в разрезе всего устройства для охлаждения фрикционной сцепной муфты; на фиг. 2, 3, 4 и 5 изображены детали муфт, а именно: металлические диски муфты сцепления и резинов..а камера; йз фиг. б — схема устройства регулятора давления муфты; на фиг. 7 — схема расположения всех устройств для охлаждения муфты.

На оси 4 насажена свободно втулка 3 с жестко насаженными на ней шестерней 1 и муфтой сцепления 2.

Муфта сцепления 2 представляет собою круглый барабан с канавками 5, идущими вдоль окружности барабана (фиг. 2). В муфту сцепления вставляются металлические диски 6 и 7 (фиг, 3 и 4).

Диск 6 в центре имеет четырехугольное отве; сгие, коим он насаживается на такой же пр филь оси 4, благодаря чему диск 6 может передвигаться вдоль оси 4 и одновременно вращаться вместе с пей.

Диски 7, снабженные гребнями 8, гставляютгя в соответствующие вырезы 5 в барабане муфты (фиг. 2 н 4) и надеваются свободно на ось 4; таким образом, диски 7 могут передвигаться вдоль осн 4 и одновременно вращаться вместе с барабаном 2 муфты. Диски вставляются в муфту в следуюшем порядке: с ачала надевается диск 7, затем диск 6, потом опять диск 7, за ннм диск 6 и т. д.

Прн нажатии на диски 6, вращаюшиеся вместе с осью 4, диски 6, перед игаясь одновременно вдоль оси 4, в свою очередь нажимают на диски 7, увлекая их вместе с муфтой 2: т и самым ьтул.а 3 приходит в жестко co xltaeHB с осью 4. передавая через шестерни 1 и 9 вращение octl 10.

Сжатие дисков производится с помощью ризиновой камеры 11, всгавляемой межa,у левой внутренней стенкой муфты 2 и диском 7 (фпг. 5).

Для подачи сжатого воздуха в камеру 11 н воды для охлаждения дисков 7, во избежание сильного нагрева их. нарушзющего правильную работу дисков, применено следующее устройство

На втулку 3 (фиг. 1) надеваются неподвижно три круглых пластинки 18, 19 и 20 с углублениями 21 по окружности пластинок; эт углубления перекрываются круглыми зо;.отникамн 23. Охлаждающая вода, притекая ио трубке 24 через золотник 23, попадает в кольцевое углубление 21 в пластинке 19 и отсюда через трубку 14, через каналы в утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих ко втулке 3, и гибкий, рукав 15 к гребшо диска 7 (фиг. 1). Диски 7 (фиг. 4) имеют внутренние каналы, соединяемые с камерами 16 и 17; вода,. входя из рукава 15 в качеру 16, омывает диски 7 и выходит в камеру 17, отсюда через резиновый наконечник 25 и трубку 26 (фиг. 1) к углублению пласти ки 20 и через золотник 23 по трубке 27 в холодильник. жагый воззух подводится ч рез трубку 28, золотник 23 и через трубку 29, через каналы в утолщенных местах пластинок 19 и 20, прилегающих к втулке 3, ч .рез стенку муфты 2 к резиновой камере !1. Золотники пластин 19 и 20 распираются упругими пружинами 30, а золотники пластинок 18 также прижимаются к сзоему лицу пружинагти, не указанными на фиг. 1, укрепленными вне втулки 3.

Плавность сжатия и отпуска дисков об.спечивает регулятор давЛения, состоящий из цилиндра 31 (фиг. 6), в котором движется поршень 32, находящийся под действием пружины 33 и несущий на конце своего штока, входящего в камеру Зо, золотник 34. Камера 35 сообщается с источником сжатого воздуха трубкой 22. Пружина 33 рассчитывается на определенное максимальное давление, а потому, если в камере 35 давление падает ниже этого давления, то пружина поднимает поршень 32 вверх, открывая доступ воздуха в камеру 35 от источника с>катого воздуха; когда давление этого воздуха превысит упругосгь пружины ЗЗ, то поршень, вместе с золбтником опускаясь вниз, закроет впускное отверстие и прекратит доступ сжатого воздуха в кам.ру 35 и т. д. (фиг. 6).

Камера 3.> трубо.роводом 41 сбединена с камерой 45, играющей в данном устройстве роль воздухо,:.>аспределителылй камеры; трубка 41 в расширенной части 48 имеет ряд мелких отве„стий, через который сжатый воздух протекает в камеру 45. Вторая трубка 42 служит для выпуска воздуха в атмосферу и также в расширенной своей части 47 им ет ряд мелких отверстий.

Эти отверс гия перекрываются золот ником 40, связанным тягой 39 с зубчатой рейкой 38, которая сцеплена с зубчаткой 37, управляемой рукояткой кран1 36 при включении и выключении фрикционных муфт сцеплення. Камера 45 соединена с воздушным резервуаром 44, из которого по трубке 13 сжатый воздух может поступать в рези нову1о камеру 11 (фиг. 6 и 5).

Ручка крана 36 может занимать три главных положения: положение 36 пе„"екрыши (фиг. 6), когда золотник 40 перекрывает отверстия 48 и 47; положение 41, когда рейка 38, передвигаясь вправо, открывает отверстия 48, через которые сжатый воздух через камеру 45 наполняет резервуар 44 и отсюда направляется в резиновую камеру 11; положение 46, когда рейка 38, передвигаясь влево, открываег отверстия 47 трубки 42, через которую сжатый воздух из резервуара 44, а следовательно, и из резиновой камеры 11 может ьыходить в атмосферу.

При этих крайних положениях 43 и 46 ручки крана, наполнение резервуара 44 сжатым воздухом с давлением, равным давлению в камере 35, и опорожнение резервуара до атмосферного давлепия происходит быстро, по расчету заявителя, в течение 5 секунд. Стаья ручку крана 36 в пром"жуточное между 36, 43 и 46 положение. процесс наполнения и опорожнения резервуара 44 замедлить можно, а следбвательно, возможно регулировать, по мере надобности, силу нажатия на фрикционные диски муфты и время их включения и выключения, так как в промежуточных положениях ручки крана воздух будет входить и выходить яе через все отверстия 48 и 47, а только через часть этих отверстий. Таким образом, время включения и выключения фрикциониых муфт сцепления можно замедлять и ускорять в пределах от 5 секунд до 1 минуты. Положение перекрыши дает возможность держать в муфте сцепления промежуточное давление между нулевым и максимальным давлением.

Число кранов 36 и резервуаров 44 равняется числу коробок скоростей, а следм ательно, и числу фрикционных муфт сцепления, обслуживающих эти скорости. Для снабжения муфт сцепления сжатым воздухом служит одна общая камера 35.

Действие устройства для охлаждения фрикцио.шых сцепных муфт 2 состоит в следующем (фи . 7 и фиг. 1).

На валу 49, приводимом.во вращение от вала двигателя, установлены два насоса 50 и 51, из коих первый обслуживает холодильник двигателя, а второй — рабочие муфты сцепления. причем сцепление этого насоса с валом производится фрикционной муфтой 52.

При работе насоса 51 вода подается рабочим муфтам сцепления 2, 2, 2" и, пройдя через них, идет в холодильник 53.

Трубка 54 и„ет от резервуара сжатого воздуха 44, а трубка 55 — из камеры 35 (фиг. 6, .

Как только давление в резервуаре 44, соединенном с резиновой камерой 11, начнет повышаться, сжатый возд х из резерв ара 44 по трубке 54 проходит в цилиндр 67 и, дав;я на поршень 68, связанный тягами с золотниками

56, 57 и 58, передвигает поршень и з лотники влево (фиг. 7); при этом золотник 56 открыьает отверстие для впуска воды от насоса 51 в рабочую муфту сцепления 2; золотник 57 открывазг отверстие для впуска сжатого воздуха из камеры 35 (фяг. 6) в приводную муфту сцепления 52 насоса 51 с валом 49, приводя насос в действие; золотник 58, пер:двигаясь влево, закрывает сообщение муфгы 52 с атмосферой. Поршень 68 находится под действием пружины 69. Трубка 54 (фиг. 7) ответвлением 59 соединена с цилиндром 60, в коем помещен поршень 61, несущий нз своем штоке два золотника 63 и 64, помещенных в камерах 65 и 66, соединенных трубками с фрикционяой муфтой 52 насоса 51. Поршень 61 находится под действием пружины 62, стремящейся . держать его в прижатом к крышке цилиндра положении, причем пружина 62 рассчитана

va максимальное давление, допускаемое в резервуаре 44. Как только давление в резервуаре достигнет своего максимума и сц пление дисков рабочей муфты, сцепления будет жестким, давление на поршень -61 из резервуара превысит упругость пружины 62, поршень, передвигаясь влево, перекррег золотником 63 отверстие, ведущее к муфте 52, тем самым прекратив доступ.в последнюю сжатого воздуха, а золотиичок 64

»дновременио открывает сообщение муфты 52 через камеру 66 с атмосферой, насос 51 разобщается от вала 49, перестает работать и подавать воду для охлаждения муфт 2, 2 и 2". П,н падении давления в резервуаре 44, нод дейст»и и пру>кипы 62, поршень 61 станет вправ<> н свое .исходное положение. указанное и> фиг. 7, восстанавливая вновь сообщение муфты 52 с камерой 35 (фиг. 6), питающ=йся сжатым воздухом or компрессора, сообщение ж" муфты 52 с атмосферой золотничком 64 прерывается; насос 51 начнет ра-ботагь и подавать воду в муфты 2, 2 и 2".

П;>и падении давления в резервуаре 44 до нуля под действием пружины 69 по;>шень 68, приходя в свое крайнее п,>авое положение (фиг. 7), закрывает золотником 56 доступ циркуляционной воды и муфту 2, золотничком 57 прерывает сооб.щение муфты 52 насоса 51 с камерой сжагого воздуха Зо и золотничком 58 открывает сообше вне-муфты 52 с атмосферой, разоощая насос от вала 49, насос останавливается.

Из вышеприведенного описания действия

i стройства для охлаждения фри кцвониых сцепных муфт усматривается, что д;>нное устройство отличается особыми, ему присущими, признаками, характериз. ющимися тем, что одновременная подача сжатого воздуха и охлаждающей воды в приводную муфту 52 нагнетательпого насоса 51 осуществляе>ся с помощью двух систем золотников, из коих одна система золотников 56, 57 и 58, сидящих на штоке поршня 68, приводится вдвижепие, произьодя разобщение воздушного трубош,>оьода, ведуще: о к муфте 52 из камеры 35, в то же время сообщая муфту с атмосф рой, тем

>самым останавливая нагнетательиый насос 51, а одновременно золотником 56 перекрывает водя.ной> трубопровод от насоса 51 (фиг. 7); при этом давление в цилиндр 67 регулируется регуля тором дав >ения рабочей муфты с помощью крана

l 36 {фиг. 6). Помимо этого автоматический пуск

I в ход насоса 51 и остановка его осуществляется скстемой золотников 63 и 64. сидящих на штоке : и >ужинного поршня 61> помещенного в цилиндре 60, сообщенного также с регулятором да>ления ! рабочей муфты, причем золотник 63 открывает

l доступ сжатого воздуха к насосной муфте 52, а золотник 64 соединяет этч муфту с атмосферой. Все действия этого устройства могут быть 1>егу, лированы и управляемы краном 36 регулятора

I давления (фиг. 6).

Предмет изобретения.

1. Устройство для охлаждения пластинчатой, фрнкционн >й сцепной муфты, отличающееся тем, что для одновременной подачи сжатого воздуха в приводную муфту 52 и охлаждающей воды в рабочую муфту 2 применена система одновременно действующих в момент начала сцепления рабочей муфты золотников, установленных на водяном и > оздушном трубопроводах (фиг. 1). ! 2, Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что золотник 56 ьодопровода к рабочей муфте, золотник 57 воздухопровода к насосной муфте 52 и золотник 58, сообщан>ший воздухопроьод к насосной муфте 52 с атмосферой, укреплены на общем штоке, передвигаемом пружинным поршнем 68 цилиндра, сообщенным с регулятором давления рабочей муфты (фиг. 7).

3. Форма выполнения устройства по пн. 1 и 2, отличающаяся тем, что на воздухопроводе к насосной муфте 52 установлены укрепленные на общем штоке впускной 63 и выпускной 64 золот1 ники, передвигаемые пружинным поршнем 61 цилиндра 60, сообщенным с регулятором да>.леиия рабочей муфты.

Б авторсюму свидетельству Г. и. Болотного № 41283

Ф2

Эксперт Я. И. Редькин

Редзктор Г. Н. Арефьев

Тии. 11ромпояиграф. Уакбовекая, 12, Зак. 2056

Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты Устройство для охлаждения пластинчатой фрикционной сцепной муфты 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

 // 183231

 // 189460

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения, и может быть использовано в тракторах, автомобилях, подъемно-транспортных механизмах и в других устройствах, связанных с управлением вращающихся высокоинерционных масс
Наверх