Патент ссср 412531

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

412531

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

М Ко G 01п 19/02

G 01п 3/56

Заявлено 10.11.1971 (№ 1622270/25-28) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 25.I.1974. Бюллетень ¹ 3

Дата опубликования описания 20.Х.1974

1осударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий

УДК 539.62 (088.8) Авторы изобретения

Б. Л, Смушкович, В. А. Шумаров, Н. И. Кусков, В. Н. Богатенин, Л. М. Геллер, В. М. Емелин, С. Jl. Бобров, Е. П. Мухин, А. Э. Баумгартэ, A. С. Заболотников, А. В. Чичинадзе, Ю. Е. Тябликов и Э. Д. Браун

Специальное конструкторское бюро по разработке автоматических средств измерения масс и приборов испытательной техники

Заявитель

МАШИНА ЗНАКОПЕРЕМЕННОГО ТРЕНИЯ

ПРИ ВОЗВРАТНО-КАЧАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ

1 2

Однако такие машины имеют большие габариты в связи с выполнением поршня силового цилиндра сплош ным, осуществлением жесткой связи поршня со штоком и уста новкой датчика момента трения и датчика нормальной нагрузки в паре трения на отличных по назначению элементах конструкции машины. Кроме того, при исследовании пар трен ия типа вал-втулка в таких машинах не может быть достигнута высокая точность измерений, Целью данного является уменьшение габаритов машины, а также повышение точности измерений при исследовании пар трения типа вал-втулка. зо

Изобретение относится к устройствам испытательной техники, в частности к машинам для испытания материалов на трение и изнашивание при возвратно-качательном движен,ии. 5

Известны машины знакопеременного трения при возврат но-качательном движении, содержащие станину и установленные на ней сменные держатели образца и контробразца, привод держателя контробразца, нагружающее устройство, выполненное в виде силового цилиндра, шток которого соединен с держателем образца, датчик момента трения, датчик нормальной нагрузки в паре трения и контрольно-измерительную аппаратуру.

Это достигается тем, что поршень силового цилиндра выполнен полым, шток пропущен через поршень и при помощи шарнира соединен с ним, а датчики размещены на штоке.

Датчик момента трения установлен в не" осредственной близости от пары трения, а датчик нормальной нагрузки — в непосредственной близости от шарнира.

На чертеже показана принципиальная схема предложенной машины.

На станине 1 установлены сменный держатель 2 образца 8 и сменный держатель 4 контробразца 5, привод держателя 4, выполненный в виде коленчатого вала б, установленного в подшипниках 7 кронштейнов 8 станины 1 и соединенного жестко с держателем

4, а шарнирно — с кривошипно-шатунным механизмом 9, связанным с поршнем 10 гидравлического цилиндра 11, укрепленного на станине.

Нагружающее устройство 12 выполнено в виде укрепленного на станине 1 силового цилиндра 18, шток 14 которого пропущен через полый поршень 15 и соединен при помощи шарнира !б с поршнем 15, а при помощи шарикового замка 17 — с держателем 2 образца

8. На штоке 14 в непосредственной близости от пары трения, где действует максимальный изгибающий момент, установлен датчик 18 момента трения, а в непосредственной близости

412531 от шарнира lб — датчик 19 нормальной нагрузки в паре трения. Пока"-ания датчиков 18 и 19, а также датчиков других параметров выведены на приборы контрольно-измерительной аппаратуры 20. К поршню 10 гидравлического цилиндра 11 прикреплена планка 21, воздействующая при перемещениях поршня

10 на упоры 22 системы 28 поддержания среднего положения при ходе поршня 10 и регулировки угла колебаний коленчатого вала б с держателем 4 для регулировки частоты и амплитуды колебаний контробразца 5. В «ачестве датчиков 18 и 19 в паре трения использованы тензодатчики, причем плоскость максимальной жесткости упругого элемента датчика 19 нормальной нагрузки развернута в плоскости действия изгибающего момента для исключения его влияния на показания этого датчика.

Крепежные элементы держателей 2 и 4 в коленчатом валу б и штоке 14 выполнены идентичными, что обеспечивает возможность перестановки держателей для исследования пар трения вал-втулка и втулка-вал. В корпусе шарикового замка 17 выполнены каналы для циркуляции охлаждающей жидкости для предотвращения влияния разогрева пары трения на показания датчика 18 момента трения, темиература которого контролируется с помощью установленной на нем термопары.

Для испытания пар трения в условиях различных сред пара трения заключена в специальную камеру 24, выполненную в виде сильфона с фланцами, один из которых прикреплен к коленчатому валу б, а другой— к датчику 18 момента трения. Геометрические размеры элементов машины подобраны таким образом, что ось качания контробразца 5 с держателем 4 и коленчатым валом б совпадает с осью неподвижного образца 8.

Машина работает следующим образом.

После монтажа пары трения и настройки амплитуды и частоты колебаний контробразца с помощью системы 28 и упоров 22 в гидравлических цил индрах создается заданное давление.

Поршень 15 цилиндра 18 под действием давления нагружает через шарнир lб шток 14, передающий усилие через замок 17 на держатель 2 и образец 8, а поршень 10 цилиндра 11, 5 перемещаясь под действием давления, сообщает поступательное движение кривош ипношатунному механизму 10, который преобразует его в возвратно-вращательное движение и через шарнир сообщает его коленчатому

10 валу б, держателю 4 и контробразцу 5. Возникающий в паре момент трения передается в виде изгибающего момента держателю 2 образца 8 и штоку 14 и регистрируется датч иком 18 момента трения, а нормальная нагруз ка в паре трения регистрируется датчиком 19.

Циркуляция охлаждающей жидкости в корпусе замка,17 предотвращает влияние тепла трения на показания датчика 18 момента трения.

Предмет изобретения 1. Машина знакопеременного трения при

25 возвратно-качательном движении, содержащая станину и установленные на ней сменные держатели образца и контробразца, привод держателя контробразца, нагружающее устройство, выполненное в виде силового цилинд30 ра, шток которого соединен с держателем образца, датчик момента трения, датчик нормальной нагрузки в паре трения и контрольно-измерительную аппаратуру, отличающаяся

35 тем, что с целью сокращения габаритов машины, поршень силового цилиндра выполнен полым, шток пропущен через поршень и при помощи шарнира соединен с ним, а указа нные датчики размещены на штоке.

40 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности измерений при исследовании пар трения типа вал-втулка, датчик момента трения установлен в непосредственной близости от пары трения, а дат45 чик нормальнои нагрузки — в непосредственной близости от указанного шарнира.

Редактор E. Кравцова

Составитель Б, Сачек

Техред T. Курилко

Корректор В. Гутман

Заказ 1219/194 Изд. 417 Тираж 651 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Патент ссср 412531 Патент ссср 412531 Патент ссср 412531 

 

Похожие патенты:

А|в-то;ры // 406110

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Наверх