Патент ссср 413325
и;фФ„- 49
О П И С А Н И Е 4I3325, ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 24Х.1971 (№ 1665376/25-8) с присоединением заявки ¹
Приоритет
М. Кл. Г 161 17/04
Гооударотвенный комитет
Совета Министров СССР
Ilo делам изобретений и открытий
УДК 621.646(088 8) Опубликовано 30.1.1974. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 24Л .1974
Автор изобретения
Г. Г. 7.(ибуртович
Заявитель
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН
Известны предохранительные клапаны, содержащие корпус с седлом, запорный орган и пружину, в которых давление среды действует на приводной элемент (мембрану, сильфоц), соединенный с запорным органом.
Предлагаемый клапан отличается от известных тем, что в крышку установлен дополнительный приводной элемент с регулируемым ограничителем хода, имеющий эффективную площадь больше эффективной площади основного приводного элемента и служащий опорой для пружины, а полость, образованная крышкой и дополнительным приводным элементом, соединена с входом клапана.
Это обеспечивает возможность регулирования усилия прижатия запорного органа к седлу в зависимости от давления рабочей среды до клапана, что способствует поддержанию оптимальной величины удельного давления на уплотнительных поверхностях седла и запорного органа, повышая степень герметичности посадки золотника на седло.
На фиг. 1 изображен предлагаемый клапан; на фиг. 2 — график перемещения торцов пружины в зависимости от давления.
Предохранительный клапан включает в себя корпус 1 с седлом 2, с входным 3 и выходным
4 патрубками.
В корпус установлен приводной элементсильфон 5, который связан с золотником 6.
Б сильфоц 5 помещена пружина 7. На корпус установлена крышка 8, в которую помещен дополнительный приводной элемент-сильфон 9. Пружина 7 упирается торцами в днища снльфопов 5 и 9. Эффективная площадь сильфона 9 больше эффективной площади сильфопа 5. Спльфон 5 направляется по корпусу посредством втулки 10, а сильфон 9 по рышке 8 посредством днища 11, в котором
10 установлен регулировочный болт 12.
Крышка 8 герметично закрыта колпаком
13. Корпус и сцльфон 5 образуют полость А, крышка 8 ц сильфон 9 — полость Б, которая сообщена трубкой 14 с входным патрубком 3.
На фиг. 2 линией а показано положение верхнего торца пружины 7, а линией б — положение ее нижнего торца. Кроме того, на графике имеются следующие обозначения:
Н „„— установочная высота пружины 7 при отс тствпп давления; ! „— величина предварительного поджатия пружины;
25 h — расстояние между головкой болта 12 и крышкой 8 при отсутствии давления;
H,-,, — установочная высота пружины, при которой она обеспечивает усилие, необходимое для требуемой работы клапана при но30 минальном рабочем давлении среды (уплот413325 пение затвора) и выше него (открытие клапана).
L„,„„— ход клапана:
Є— номинальное рабочее давление среды, Р„„— дав e«rtå начала открытия клапана, Р„ „ — давление полного открытия клапана.
Для настройки клапана на требуемое давление ввинчивают болт 12 так, чтобы расстояние h между его головкой и крышкой 8 позволяло сжать пружину 7 до установочной высоты Н,„, при которой ее усилие обеспечивает герметичность затвора клапана, а при последующем повышении давления клапан открывался бы па требуемый ход L,.;,.
При работе клапана газ поступает в полость А и через трубку 16 в полость Б. Под действием давления газа сильфоп 9 создает большее усилие, чем сильфон 5, и сжимает днищем 11 пружину 7. Положение сильфона
5 и нижнего торца пружины 7 остается неизменным. Золотник 6 прижат к седлу 2. При достижении давлением номинальной рабочей величины головка болта 12 упирается в крышку 8, пружина 7 сжимается до установочной высоты H,,;-, соответствующей требуемой настройке клапана.
При повышении давления среды выше номинального рабочего происходит сначала разуплотнение соединения золотник — седло, затем — сжатие сильфона 5 и пружины 7. Золотник 6 поднимается над седлом 2 на величину .кл.
При понижении давления перемещение подвижных деталей клапана происходит в обратной последовательности. Пружина 7 разжимает сильфон 5, обеспечивая посадку золотпика 6 на седло 2.
При понижении давления среды ниже номинального усилие, создаваемое сильфоном 9, уменьшается. После уменьшения этого усилия ниже установочного усилия пружина 7 разжимается, снижая усилие прижатия золотника 6 к седлу 2.
Это снижение усилия пружины 7 компенсирует увеличение удельных давлений в месте посадки золотника 6 на седло 2, которое возникает вследствие увеличения усилия от сильфона 5.
10 Таким образом удельное давление в месте посадки золотника на седло не повышается сверх допустимой величины.
Тот же эффект сохраняется при полном отсутствии давления. При этом предваритель15 ное поджатие б„пружины 7 при сборке клапапа до высоты Н,-„не должно создавать удельных давлении в месте посадки золотника на седло выше допустимой величины, и величина предварительного поджатия выби20 рается из этого условия.
Предмет изобретения
25 Предохранительный клапан, содержащий корпус с седлом, крышку, запорный орган, пружину и приводной элемент, например сильфон, который расположен во входной полости клапана и соединен с запорным орга30 ном, отличающийся тем, что, с целью повышения степени герметичности посадки золотника на седло, в крышку установлен дополнительный приводной элемент с регулируемым ограничителем хода, имеющий эф35 фективную площадь больше эффективной площади основного приводного элемента и служащий опорой для пружины, а полость, образованная крышкой и дополнительным приводным элементом, соединена с входом
40 клапана.
413325
Составитель Н. Бадаев
Техред T. Курилко ... Корректор T. Добровольская
Редактор О. Юркова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 215/13 Изд. № 1221 Тираж 887 Прдписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета. Министров CtCP .- у
4 по делам изобретений и открытии о .
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5