Патент ссср 415391
415391
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Союз Советекитг Социалистичешии
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
М. Кл. Г Old 17 26
Заявлено IS.V111.1972 (Л 1822222/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 15,II,1974. Бюллегень .а 6
Дата опубликования описания 26Х1.1974
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий т, ДК 62-546.7(088.8) Авторы изобретения
В. H. Веллер, В. В. Лыско, И. A. Гуткин, Е. Л. Шифрин и
Л. Д. Гольдзанд
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф. Э. Дзержинского
Заявитель
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ
Известны системы регулировашгя паровых гурбин, содержащие датчик параметра, связанньш с регулятором, управляющим сервомотором регулпруюшпх клапанов через промежуточный усилитель, и импульсную систему защиты, связанную с сервомотором так;ке через усилитель. Такие системы имеют недостаточные надежность и быстродействие, что связано с наличием в них промежуточных усилителей.
В целях устранения указанных недостатков в предлагаемой системе поршень сервомотора выполнен полым, с цилиндрическим выступом на внутренней поверхности, образующим вместе с прикрепленной к поршню при помощи неупругой мембраны пластиной сливную щель площадью, меньшей площади слива в устройстве защиты, подсоединенном непосредственно к управляющей полости сервомотора, а в пластине выполнено отверстие, перекрытое торцом штока, имеющим диаметр, больший диаметра отверстия, На чертеже показана предлагаемая система регулирования. Она содержит объект регулирования — турбопитательный насос 1, датчик 2 параметра (расхода питательной воды), электронный регулятор 3 расхода, электромеханический преобразователь (ЗМП)
4 и шток 5 с подвешенной к внутренней поверхности полого поршня 6 сервомотора 7
2 на неупругой центрнрующей мембране 8 со стороны управляющей полости 9 круглой пластш|ой 10. Пллсгпшл имеет центральное отверстие, диаметр которого меш ше диаметра торца штока 5. Се1твомотор односторонний с подводом полного давления Р0 рабочей жидкости в полость 11 н подводом в полость 9 рабочей жидкости через дроссель 12 в поршне 6. Рабочая жидкость пз полости 9 слпвлет10 ся через кольцевую щель между цилиндрическим выступом 13 па внутренней поверхности поршня и торцовой поверхностью пластины 10.
Для этого наружный дилметр пластины вы15 полнен несколько больше наружного диаметра выступа. Площа и> кольцевой щели f» определяется величиной дроссел 1 12 и соотношением эффективных площадей поршня со стороны полостей 9 и 11, 20 Непосредственно к полости 9 сервомотора
7 подключено импульсное устройство 14 зашиты (дтя надежности работы п рпменено устройство беззолотникового типа), которое в аварийных режимах турбонасося 1 (папри25 мер, прп соросе нагрузки) получает от датчика 15 зл цпть1 команду нл быстрое злкрытие сервомоторл. Датчик 15 прсднлзплчсн также для по <л 01 1 0%13ngbl п<п ccpI30AIOTop 16 стопорного клапана. Слпвное сечение fq в пм30 пульсном устройстве больше сливного кольцевого сечения между пластиной 10 и выступом
13.
Работает предлагаемая система следующим образом.
В нормальном режиме (регулирования или управления) при отклонении (например, увеличении) действительного расхода питательной воды от заданного датчика 2 подает сигнал, зависящий от величины отклонения, в регулятор 3, который вырабатывает команду па изменение пропуска пара (умецьшенне) и подает ее па ЭМП 4. Шток 5 опускается и смещает прижатую к нему усилием давления жидкости в полости 9 пластину 10, увеличивая кольцевую площадь fð между пластиной
10 и выступом 13. При этом давление жидкости в полости 9 падает и усилием от полного давления жидкости в полости 11 на поршень
6 последний смещается вниз, уменьшая кольцевую площадь f äî прежней величины. Одновременно поршень прикрывает регулирующие клапаны турбины, уменьшая пропуск пара в турбину.
В аварийном режиме (например, при сбросе нагрузки) мсдленнодсйсрвующий канал регулирования пе может быстро закрыть доступ в турбопитательпый насос. В этом случае вступает в работу линия защиты. Датчик
15 подает импульс на закрытие клапанов в импульсное устройство 14, которое быстро открывает сливпое сечение f, из полости 9 сервомотора 7. При этом давление в полости
9 начинает падать и поршень 6 под действием давления рабочей жидкости в полости 11 начинает смещаться вниз, уменьшая кольцевую площадь f„, и стараясь восстановить давление в полости 9 до прежней величины. Так как площадь 1, в импульсном устройстве больше площади /р, то поршень полностью закрывает сечение f> и упирается выступом
13 в пластину 10. При дальнейшем движении вниз поршень отжимает пластину 10 от штока 5, открыв центральное сливное сечение в пластине 10 из полости 9. Дальнейшее быстрое закрытие сервомотора 7 и управляемого им регулирующего клапана турбопривода
10 определяется величиной сливного отверстия в пластине 10. Поскольку при данном перепуске жидкости из полости 9 на слив отсутствуют сливные трубопроводы, то скорость закрытия сервомотора может быть очень боль15 шой.
Предмет изобретения
20 Система регулирования паровой турбины, содержащая датчик параметра, связанный с регулятором, управляющим сервомотором регулирующих клапанов через электромеханический преобразователь со штоком, и им25 пульсное устройство защиты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения надежности и быстродействия, поршень сервомотора выполнен полым, с цилиндрическим выступом IIB внутренней поверхности, образую30 щим вместе с прикрепленной к поршню при помощи неупругой мембраны пластиной сливную щель площадью, меньшей площади слива в устройстве защиты, подсоединенном непосредственно к управляющей полости серЗ5 вомотора, а в пластине выполнено отверстие, перекрытое торцом штока, имеющим диаметр, больший диаметра отверстия.
Редактор Т. Юрчикова
Составитель А. Агладзе
Техред Г. Васильева
Корректор Т. Гревцова
Заказ 1416/!3 Изд. ¹ 1289 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2