Патент ссср 415604

 

4I56O4

Есиюз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИГРАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕ,РЬ<;;ТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 05ХЕ.1972 (№ 1791696/18-10) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

ОпублпKGBано 15.11.1974. Бюллетень Л 6

Дата опуолш;ования описания 2Л" 11.1974

М Кл G 01г 25/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий

УД1х 621.317.773 (088.8) Авторы изобретения

В. И. Поздняков и В. Я. Бромфман

CcBcj)o-Зава о и ыи 3 аочн ыи полнтсхничес1:ии институт

Заявитель

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ФАЗОВОГО УГЛА

КРУТИЗНЫ вЂ” КОЗФФИЦИЕНТА ОБРАТНОИ

СВЯЗИ LG-ABTOI EHEPATOPOB

1 = — tgy и s, Изобретение относится к области радиоэлектроники.

Известные способы измерения фазового угла крутизны — коэффициента обратной связи

1.С-автогенераторов не учитывают влияние высших гармонических составляющих колебания.

Целью изобретения является обеспечение возможности измерения фазового угла с учетом влияния на его величину высших гармонических составляющих колебания непосредственно в реально работающем автогенераторе.

На фиг. 1 представлена блок-схема, реялизующая предлагаемый способ, где: а — а — зажимы колебательного контура автогенератора;

1 — исследуемый автогенератор;

2 — элемент связи между контурами (в экране);

3 — дополнительный (вторичный) контур;

4 — частотомер;

5 — дополнительный генератор;

6 — милливольтметр;

Кь Къ Кз — ключи (переключатели).

Сущность способа заключается в следующем.

Известно, что колебательный контур автогенератора всегда компенсирует сдвиги фаз, вносимые всеми элементами автоколебательной системы и возмущающими факторами, в том числе и высшими гармониками колебания.

1холебанпя всегда происходят на той частоте, на которой происходит эта компенсация. Поэтому расстройка контура автогенератора относительно частоты генерации однозначно определяет нскомьш фазовый угол.

Прн больших значениях расстройкп (по абсолютному значению) влиянием вторичного контура на частоту автогснератора можно пренебречь, так как частота приближается к частоте автогенератора, не нмеющег0 вторичного контура — горизонтальная пунктирная прямая.

1 Сушествует одна точка, при которой вторичньш контур не влияет на частоту автогенерятора. Ен соо1ветствует строго определенное значение расстройкп

Этой †î÷ соответствует значение где q >, — — искомый фазовый угол крутизны— коэффициента обратной связи, определенный

25 с учетом всех высших гармоник колебания.

Таким образом, задача сводится к определению ь .

К автогенератору 1, фазовый угол которого измеряется посредством реактивного элемента

30 связи 2, подсоединен дополнительно контур 3, 415604

Величина связи подбирается достаточно малой, а именно такой, чтобы при,перестройке вторичного (дополнительного) контура 3 частота генерации изменялась плавно, без скачков, т. е. отсутствовало «затягивание частоты», или качественно так, как показано на фиг. 2.

Частотомер 4 посредством ключа Кз может быть подсоединен или к исследуемому автогенератору 1, или контролировать величину вспомогательного генератора 5.

Напряжение на вторичном (дополнительном) контуре измеряется милливольтметром б.

Ключ К> позволяет закорачивать дополнительный (вторичный) контур, ключ К, закорачивает контур автогеператора.

Изменение фазового угла крутизны — коэффициента обратной связи производится в следующей последовательности.

1. Ключом К закорачивают дополнительный (вторичный) контур, с помощью ключа К» частотомер подключают к автогенератору и измеряют его частоту f.

2. 1 лючом 1(2 включают вторичный контур.

При перестройке этого контура можно наблюдать кривую, аналогичную приведенной на фиг. 2. Задача заключается в том, чтобы найти такую настройку вторичного контура, при которой частота автогенератора, изменяясь мехкду двумя своими экстремальными значениями, проходит через то же значение f, что было определено в п. 1. Как следует расстройка вторичного контура будет при этом иметь значение . Необходимо определить его.

3. Не изменяя настройки вторичного контура, выключают питание автогенератора, замыкают ключ К и, введя напряжение от генератора 5, настраивают частоту последнего на максимальное отклонение милливольтметра о.

Затем, переключив ключом К частотомер 4 на вход генератора 5, определяют резонансную частоту вторичного контура fo.

4. Изменяя плавно частоту генератора 5, опредсляют полосу пропускания (в две стороны) 2 F вторичного контура па уровне 3 дб (половинной мощности).

5. Добротность втори шого контура рассчитывают по формуле:

Ура

6, Расстройку определяют из выражения (f Хо ) q 2(f — Ла)

kf a f ) у

7. Искомый угол определяют из равенства:

, — — acctg 3.

8. Определяют результат измерения как математическое ожидание многократно измерен10 ных значений по приведещюй выше последовательности, получают значение искомого угла с большой степенью достоверности.

Подсоединение к исследуемому автогенератору частотомера 4 и элемента связи 2 с клюд чом К вносит некоторый дополнительньш импеданс в схему автогенератора. Реактивная составляющая этого импеданса компенсируется элементом настройки автогснератора, активная же составляющая вносит некоторые

20 потери в контур автогенератора, что является источником погрешности измерения. Эта погрешность невелика.

Так как все измерения проводятся путем фиксации относительных изменений уровня напряжения и измерении относительных отклонений частот, то остальные элементы блоксхемы систематических погрешностей в измерения не вносят.

30 Предмет изобретения

Способ измерения фазового угла крутизны — коэффициента обратной связи LС-автогенераторов, основанный на зависимости изменения частоты автогенератора от расстройки вторишого контура, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности измерения фазового угла с учетом влияния на его величину высших гармонических составляю4р щих, определяют расстройку колсбательного контура автогенератора относительно частоты

его генерации при помощи вторичного контура, связанного с основным контуром автогенератора, для чего измеряют частоту генерации

4 автогенератора, а также добротность и резонансную частоту дополнительного контура при его расстройке относительно частоты автогенератора, которая обеспечивает то же значение генерируемой частоты, что и при замкнутом .накоротко дополнительном контуре, затем по известному соотношению определяют искомый фазовый угол.

Редактор С. Хейфиц

Составитель Л. Прохорова

Техред 3. Тараненко

Корректор О. юрина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1418/18 Изд. ¹ !280 Тира>к 678

LIHHHHH Государственного комитета Совета Мшшстров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб,, д 4/5

Патент ссср 415604 Патент ссср 415604 Патент ссср 415604 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для определения фазочастотных характеристик четырехполюсника

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля фазового угля при чередовании фаз питающих фидеров для стрелочных переводов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для контроля фазового угля при чередовании фаз питающих фидеров для стрелочных переводов на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к фазоизмерительной технике и может быть использовано для определения угла сдвига

Изобретение относится к радиотехнике, а именно к технике радиосвязи, и предназначено для использования в составе устройств цифровой обработки сигналов при обработке узкополосных сигналов с компенсацией помех при приеме сигналов с фазоразностной модуляцией

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано в прецизионных метрологических приборах, а также в счетчиках реактивной электрической энергии в электросетях

Изобретение относится к релейной защите и может применяться, в частности, для защиты электроустановок высокого напряжения

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения радиальной скорости объекта в многочастотных импульсных РЛС одновременного излучения; может быть использовано в радиолокационных и навигационных системах для однозначного определения доплеровской скорости

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах релейной защиты в качестве реле направления мощности
Наверх