Электрическая машина

 

O lil И C А Н И Е (() 419066

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К ПАТЕНТУ (61) Зависимый от патента (51) М. Кл. Н 02k 5/16 (22) Заявлено 01.11.71 (21) 1710601/24-7 (32) Приоритет 02.11.70 (31) 14729/70 (33) (Швеция)

Опубликовано 05.03.74. Бюллетень № 9

Государстве иый комитет

Совета Министров СССР оо делам иаобретеиий в открытий (53) УДК 621.313-233.2 (088.8) Дата опубликования описания 03.02.75 (72) Автор изобретения

Иностранец

Стиг Леннарт Халлербэк (Швеция) Иностранная фирма

«СКФ Индастриал Трэйдинг энд Дивелопмент

Компани H. В.» (Голландия) (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области электромашиностроения.

Известны электрические машины с чашеобразными подшипниковыми щитами, прикрепленными по внешнему диаметру к статору внутри лобовых частей его обмотки. Такие электрические машины характеризуются небольшими габаритами, сниженным уровнем шума и меньшей трудоемкостью изготовления.

Однако в них весьма сложно обеспечить точное центрирование подшипниковых щитов относительно расточки статора и не допустить проникновения связующих веществ в полость ротора при соединении статора и подшипниковых щитов.

Цель изобретения заключается в том, чтобы улучшить центрирование подшипниковых щитов относительно статора и предотвратить попадание в полость ротора связующих веществ при соединении подшипниковых щитов со статором.

Это достигается тем, что в расточке статора установлена тонкая немагнитная гильза, торцы которой выступают за пределы статора и образуют цилиндрическую и торцевые поверхности для сопряжения с подшипниковыми щитами.

На фиг. 1 представлена предложенная электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 показано в увеличенном масштабс сопряжение тонкостенной гильзы, установленной

5 в расточке статора с подшипниковым щитом; на фиг. 3 и 4 — поперсчное сечение статора машины с различными вариантами выполнения гильзы.

Статор 1 электрической машины снабжен

10 обмоткой 2. Ротор 3 насажен на вал 4, вращающийся на подшипниках, установленных в подшипниковых щитах 5. Точная радиальная и осевая установка подшипниковых щитов относительно статора достигнута их сопряжением

15 с тонкостенной цилиндрической гильзой 6, посаженной с натягом в расточке статора, причем длина гильзы несколько больше длины сердечника статора, вследствие чего гильза слегка выступает за пределы статора.

20 Такая конструкция позволяет обеспечить высокую степень концентричности между расточкой статора и поверхностью для посадки подшипников в щитах, а следовательно и с внешней поверхностью ротора. Одновременно

25 достигается строгая параллельность между плоскостью, перпендикулярной к оси вала ротора и радиальными плоскостями подшипни419066 ков. Расстояние между опорами определяет длина гильзы 6, которая легко может быть изготовлена со строгим допуском по длине, так что возможное отклонение длины сердечника статора от номинальной вели !ины не влияет на общую длину сборки.

При окончательном соединении склеиванием или формованием статора 1 с подшипниковыми щитами " гильза 6 эффективно предотвращает попадание склеивающего или формующего вещества 7 в роторную полость 8 через пазы статора. Гильза 6, установленная в статоре, изготавливается из немагнитного материала, преимущественно пластмассы. Толщина стенки этой гильзы настолько .лала, что она не влечет за собой существенного изменения диаметральных размеров ротора и с!атора.

Торец гильзы 6 образует осевую поверхность 9 и цилиндрическую посадочную поверхность 10, соответствующие сопрягаемым поверхностям подшипникового щита 5. Гильза выступает з.: торец сердечника статора настолько, чтобы обеспечить свободное пространство 11 между подшипниковым щитом и статором, необходимое для компенсации возможных отклонений размеров статора. Подшипниковый щит изготовлен штампованным из листового металла. Внешняя часть щита имеет коническу!о форму.

Пространство 11, как и вся полость, ограниченная сердечником статора 1, обмоткой 2, гильзой 6 и внешней частью подшипникового щита 5 заполняется пластмассой при креплении подшиппикового щита к статору. Если торец иод!Пп!!!!икОВОГО щита имеет волнпсту!О форму, то это только способствует повышению прочности крепления щита к ст" òîðó. Для достижения той же цели на поверхности подшипникового щита могут быть выполнены ребра или выемки.

Гильза 6 может быть выполнена с ребрами жесткости 12 (фиг. 3) . Для осуществления неподвижной посадки гильзы в расточке статора можно использовать нагревание или ох5 лаждение соответствующих деталей.

Гильза может иметь также продольный шов

13 (фиг. 4), размещенный в любом пазу статора. Такую гильзу можно изготовить из листового или полосового материала, скатанно10 го в цилиндр.

Гильза изготовляется из металлического или неметаллического немагнитного материала.

Материал должен быть жестким, хотя и очень тонким. Толщина стенки гильзы имеет вели15 чину порядка десятых долей миллиметра. Небольшая толщина может быть допущена благодаря тому, что гильза выступает из статора на весьма малое расстояние, и ее назначением является центрирование подшипникового щита

20 в течение времени его фиксирования склеиванием.

После закрепления подшипникового щита на статоре гильза не должна подвергаться каким-либо внешним нагрузкам.

Предмет изобретения

Электрическая машина, содержащая статор

30 с обмоткой и чашеобразные подшипниковые щиты, прикрепленные по внешнему диаметру к статору внутри лобовых частей его обмотки, отличающаяся тем, что, с целью улучшения центрирования подшипниковых щитов от35 носительно статора и предотвращения попадания в полость ротора связующих веществ, в расточке статора установлена тонкостенная пемагнитная гильза, торцы которой выступают за пределы статора и образуют цилиндри40 ческую и торцевые поверхности для сопряжения с подшипниковыми щитами.

419066

Ю 1 b

Р(/2 2 фиг 4 корректор E. Хмелева

Редактор В. Фельдман

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель А. Лисов

Текред Е. Борисова

Заказ 174/10 Изд. № 595 Тираж 722 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4!5!

1 !

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению, а именно торцовым электрическим машинам с одним статором и одним ротором, в которых базирование ротора осуществляется на базовом щите статора консольно

Изобретение относится к области гидроэнергетики и может быть использовано во всех гидроагрегатах гидравлических и гидроаккумулирующих электростанций (ГЭС и ГАЭС)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в гидроэнергетике при создании горизонтальных гидроагрегатов

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в качестве электродвигателей для приводов деревообрабатывающих станков, моноблочных насосов и другого оборудования, где требуется строгая фиксация вала с ротором в одном постоянном положении

Изобретение относится к области проведения стендовых испытаний подшипников электродвигателей и может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным самозапускающимся синхронным микродвигателям с постоянными магнитами, используемыми в качестве однофазных шаговых двигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, а именно к асинхронным электродвигателям, предназначенным для работы в погруженном состоянии и используемым в качестве привода в погружных насосных агрегатах для добычи жидкости из буровых, преимущественно нефтяных, скважин
Наверх