Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения

 

, .т. рт; ..;

6 и . >,. ь ",-ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2072 (II) 4 6

Союз Советских

Социалистицеских

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.06.71 (21) 1674468/29-14 (51) М. Кл. E 02Ь 7/42 с присоединением заявки (32) Приоритет

Опубликовано 25.03.74. Ьюллетепь ¹ 11

Дата опубликования описания 09.08.74

Гасударственный комитет

Сонета Министран СССР па делам изааретений и аткрытий (53) УДК 627.833(088.8) (72) Автор изобрстепия (713 Заявитель

Ж. К. И манкулов

Всесоюзный государственный проектно-изыскательский институт по проектированию рисовых систем (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАНЕВРИРОВАНИЯ СЕГМЕНТНЫМ

ЗАТВОРОМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ

Изобретение относится к водному хозяйству и предназначено для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения преимущественно на магистральных и межхозяйствеццых каналах, а также может быть использовано на гидротехнических сооружениях с клапанными и плоскими затворами, не требующими посадочного усилия.

Известно устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения, включающее сильфон со встроенным в него электронагревателем, привод с фиксатором и толкателем. Однако известное устройс1во располагает лишь одной точкой подвески затвора и сообщает последнему прямоходовое перемещение, что делает его непригодным для маневрирования сегментнь.м затвором с двумя точками подвески с криволинейной траекторией движения.

Целью изобретения является обеспе;гнп регулирования скорости перемещения сегментного затвора.

Это достигается тем, что привод выполнен в виде храпового колеса, соединенного посредством рычагов с сильфоном и укрепленного на валу, а который насажены грузовые барабаны с тягами для подвешивания затвора.

На чертеже изображены предлагаемое устройство, общий вид, и,привод устройства.

Устройство содержит сильфон 1 со встроенным в него электронагревателем 2 и привод с фиксатором 3, толкателем 4 и храповым колесом 5, соединенным посредством рычагов 6, 5 7 и 8 с сильфоном 1 и укрепленным на валу, па который насажены грузовые барабаны 9 с тягами 10 для подвешивания затвора.

Цепь включения электронагревателя 2 содержит элементы пускорегулирующего органа

10 11, контакты путевы«переключателей 12, 13 и

14 и блок-контакты дву.; электромагнитов 15 и 16. Якорь электромагнита 16 сочленен с фиксатором 3, а якорь электромагнита 15 — с толкателем 4. Спльфон 1 наполнен средой, 15 расширяющейся при нагревании. В статическом состоянии «раповое колесо 5 находится в зацеплении с фиксатором 3.

Команда а подъем сегментного затвора формирует цепь включения электронагревате20 ля 2. От нагревания током происходит объемное расширение среды, заключенной в сильфоне 1, что приводит к постепенному изменению его длины. Измененп= длины сильфона 1 преобразуется через систему рычагов 6, 7 и 8

25 в движение толкателя 4, который, выбрав первона lа lhlihl0 зазор, увлекает храповое колес»

5 с сидящими па общем валу грузовыми барабанами 9, причем поворот барабанов 9 через гибкпс тяги 10 передается сегментному за30 твору, приподнимая его.

Скорость,подьема затвора регулируется величиной тока нагревания. Местоположение путевого переключателя 14 с учетом тепловой инерции системы .выбрано таким, чтобы электронагреватель 2 был обесточен прежде, чем толкатель 4 достигнет положения, о пределяемого рабочим ходом сильфона 1.

По мере рассеяния накопленного тепла средой, заключенной в сильфоне 1, и под влиянием подвешенного затвора происходит обратное движение толкателя 4 совместно с храповым колесом 5 до встречи последнего с фиксатором 3, после чего движение храпового колеса 5 прекращается. Дальнейшее движение толкателя 4 происходит без нагрузки и с возвратом его в исходное состояние. Устройство ,подготовлено к следующему циклу работы.

1 оманда на опускание сегментного затвора первоначально формирует .цепь включения электромагнита 15, который свободно переводит в нерабочее состояние толкатель 4, поскольку последний в исходном состоянии не нагружен. Замыкающийся блок-контакт электромагнита 15 включает электронагреватель 2.

Объемное расширение среды, заключенной в сильфоне 1, приводит через систему рычагов

6, 7 и 8 в движение толкатель 4, находящийся в нерабочем состоянии под воздействием электромагнита 15. Толкатель 4, находясь в нерабочем состоянии, минует встречу с противостоящим зубцом храпового колеса 5, что достигается настройкой переключателя 12.

С прекращением нажатия на переключатель

12 обесточится электромагнит 15, освобождая толкатель 4, Последний под собственным весом займет рабочее состояние и его дальнейшее движение до встречи с очередным зубцом храпового колеса 5 происходит без нагрузки. Только в конце пути толкатель 4, .входя в зацепление с хра повым колесом 5, увлекает его, освобождая фиксатор 3 от веса затвора.

420726

При нажитии переключателя 14, настроенного с учетом тепловой инерции системы, обесточивается электронагреватель 2 и включается электромагнит 16, который переводит фиксатор 3 в нерабочее сотояние. По мере рассеяния накопленного тепла средой, заключенной в сильфоне 1, происходит возвратное движение толкателя 4 совместно с храповым колесом 5. Фиксатор 3, находясь в нерабочем

10 состоянии, минует встречу с противостоящим зубцом храпового колеса 5, что достигается настройкой переключателя 13.

С прекращением нажатия на переключатель

13 обесточится электромагнит 16, освобождая

15 фиксатор 3. Последний под собственным весом займет рабочее состояние, однако из-за относительного смещения в зацвпление с храповым колесом 5 не войдет. Совместное движение хра пового колеса 5 с толкателем 4, пре20 образуемое в опускание затвора, прекратится в момент встречи очередного зубца храпового колеса 5 с фиксатором 3. Дальнейшее движение тол кателя 4 происходит без нагрузки.

С возвратом толкателя 4 в исходное состояние

25 устройство подготовлено к следующему циклу работы. Время цикла и скорость опускания затвора регулируется величиной тока нагревания.

30 Предмет изобретения

Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения, включающее сильфон со встроенным в нем

35 электронагревателем, привод с фиксатором и толкателем, отличающееся тем, что, с целью обеспечения регулирования скорости перемещения затвора, его привод выполнен в виде храпового колеса, соединенного посред40 ством рычагов с сильфоном и укрепленного на валу, на который насажены грузовые барабаны с тягами для подвешивания затвора.

420726 $12 Ф 5 8

Составитель Н. Золотарева

Редактор 3. Твердохлебова Техред Е. Борисова Корректор Н. Торкина

Заказ 1980/12 Изд. No 620 Тираж 624 Подппсно

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография. пр. Сапунова, 2

Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения Устройство для маневрирования сегментным затвором гидротехнического сооружения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехнике и предназначено для реконструкции сегментных затворов на действующем гидросооружении при повышении нормального подпорного уровня в верхнем бьефе

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано, например, в ограждающих дамбах

Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия поверхностных водопропускных отверстий речных (гидроузлы различного назначения) и морских (приливные электростанции, сооружения защиты территорий от наводнений и др
Наверх