Устройство для регулированиятемпературы охлаждающей средытепловой машины
О П И С А Н- -
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
427l57
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 08.08.72 (21) 1822054/24-6 (51) М. Кл. F Olp 7100 с присоединением заявки—
Государственной кемнтет
Соаета Министров СССР оо делам изобретений и откро ткй (32) Приоритет—
Опубликовано 05.05.74. Бюллетень .Хо 17 (53) УДК 621.432-713 (088.8) Дата опубликования описания 19.02.75 (72) Авторы изобретения О. В. Цурган, В. А. Петраков, A. A. Петрожицкий, О. И, Ярошевич и H. M. Луков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к регулированшо температурного состояния тепловых машин, например двигателей внутреннего сгорания.
Известны устройства для регулирования температуры охлаждающей среды тепловой машины, содержащие датчики температуры охлаждающей и окружающей среды, кинематически связанные с усилителем исполнительного органа, например механизма поворота лопастей вентилятора.
Однако в известных устройствах не обеспечивается устойчивость системы регулирования, особенно на режимах двигателя, отличных от номинального.
Целью изобретения является повышение устойчивости регулирования.
Для достижения этой цели датчик охлаждающей среды связан с усилителем при помощи элемента, снабженного опорами, одна из которых подвижна относительно элемента и соедин ена с датчиком температуры окружа.ощей среды.
На чертеже приведена схема устройства для регулирования температуры охлаждаю. щей среды двигателя.
Устройство 1 связано при помощи исполнительного органа 2 с механизмом поворота лопастей вентилятора 8.
Устройство содержит датчик 4 температуры охлаждающей среды и датчик б темпера- ЗО туры окружающей среды. Шток последнего воздействует на подвижную опору б элемента
7, упирающуюся в пружичу 8. Левая крайняя опора элемента 7 соединена со штоком датчика 4, а правая край. яя — с мембраной усилителя 9. На меморане закреплено верхнее подвижное седло двухседельного клапана
10, нижнее неподвижное седло которого делит корпус усилителя 9 на полости А и Б.
Полость А сообщена с питающим воздухопроводом, а полость Б — с исполнительным органом 2.
Работает устройство следующим образом.
При повышении температуры охлаждающей среды t датчик 4 воздействует через пружину 11 на элемент 7. Последний поворачивается вокруг подвижной опоры б. Мембрана усилителя 9 прогибается, двухседельнь и клапан 10 опускается и открывает доступ воздуха (его давление Р„.) из полости А в полость Б.
Давление Р,:„,, повышается до тех пор, пока увеличивающаяся сила, действующая на мембрану усилителя 9 енизу, не уравновесит силу, создаваемую датчиком 4.
После этого нижнее седло двухседельного клапана 10 закрывается и подача воздуха в полость Б прекращается.
Воздух под давлением Р„,„подается в исполнительный орган 2, увеличивающий про427157
Предмет изобретения
errmg юру
Составитель А. Белостоцкий
Техред В. Рыбакова
Корректор В. Гутман
Редактор Н. Вирко
Заказ 1732/471 Изд. ¹ 790 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» изводительность вентилятора 3. В результате, повышение температуры охлаждающей среды
t< прекращается.
При уменьшении температуры охлаждающей среды величина сигнала датчика 4 уменьшается, мембрана усилителя 9 перемещается вверх и воздух из полости Б через отверстие клапана 10 выходит в атмосферу, понижая давление Р„„, до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие сил, действующих на элемент 7. Производительность вентилятора 8 уменьшается, и снижение температуры t, прекращается.
Датчик при повышении температуры окружающей среды /о создает перестановочную силу, перемещающую подвижную опору б элемента 7 вправо, и увеличивает плечо а элемента 7.
Передаточный коэффициент элемента 7 равен отношению длины плеча а к длине плеча (l — a). Длина плеча а и перемещение штока датчика 5 зависят от произведения коэффициента передачи этого датчика и температуры. Поэтому коэффициент передачи устройства Ку является функцией температуры окружающей среды to, причем с повышением последней он возрастает, Зависимость К> от 1, представляет собой функцию гиперболического вида, бли зкую по характеру зависимости обратной величине коэффициента передачи системы охлаждения дв и га тел я.
Поэтому общий коэффициент передачи системы регулирования температуры, равный
5 произведению коэффициентов передачи системы охлаждения и устройства для регулирования температуры, сохраняет почти постоянное значение в рабочем диапазоне изменения что позволяет выдерживать заданную стати10 ческую неравномерность для обеспечения устойчивости и хорошего качества регулирования.
Устройство для регулирования температуры охлаждающей среды тепловой машины, например двигателя, содержащее датчики температуры охлаждающей и окружающей сред, кинематически связанные с усил(ителем иополпительного органа, например механизма поворота лопастей вентилятора, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости регулирования, датчик температуры охлаждающей среды связан с усилителем при помощи элемента, снаоженното опорами, одна из которых подвижна относительно элемента и соединена с датчиком температуры окружающей среды.