Фрикционная муфта

 

у

ОП ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ пп 430247

Союз Советских оциалистииеских

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 19.04.71 (21) 1650188/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 30.05.74. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 21.10.74 (51) М. Кл. Г 16d 25, 063

Государстеенный комитет

С0ВВТ8 Министроа СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.825.54 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. П. Тарасик, В. Я. Корейво, И.-С. В. Кежун и М. Н. Жук (71) Заявитель (54) Ф Р И КЦИ О Н НАЯ МУФТА

Изобретение относится к фрикционным муфтам и может применяться в автомобильной и тракторной промышленности, а также в общем машиностроении.

Известна фрикционная муфта, содержащая корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два рабочих гидравлических цилиндра и третий цилиндр, предназначенный для возврата поршня в исходное положение. В поршне размещен клапан, имеющий под пружиненный золотник для сообщения третьего цилиндра попеременно с каналом подачи в него жидкости и со сливом, а второго рабочего цилиндра со сливом при выключении муфты. При этом полость в клапане напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, который соединен с источником подачи жидкости под давлением, а полость перед противоположным торцом золотника сообщена с каналом подачи жидкости в третий, цилиндр.

Цель изобретения — уменьшение времени буксования дисков,при включении муфты путем ускорения заполнения рабочих цилиндров.

Для этого в поршне выполнен канал, который при включении муфты сообщает второй рабочий цилиндр с каналом подачи жидкости в третий цилиндр.

На фиг. 1 представлена предлагаемая фрикционная муфта в нейтральном положении при наличии давления в канале подачи жидкости в третий цилиндр; на фиг. 2 — положение деталей муфты в момент ускоренного заполнения жидкостью второго цилиндра.

Муфта включает корпус 1, поршень 2 и цилиндр 3, которые образуют два рабочих ци10 линдра 4 и 5 и третий цилиндр 6 для возврата поршня в исходное положение. Герметичность цилиндров 4 и 6 обеспечивается уплотнительными кольцами 7 и 8, а цилиндра 5— уплотнительным кольцом 9. В,поршне 2 рас15 положены детали клапана плавного включения: золотник 10 и пружина 11; детали клапана выключения муфты: золотник 12 и пружина 13 и детали отталкивающего устройства: толкатели 14 и их пружины 15, Полость

20 расположения пружины 11 соединена отверстиями 16 и 17 и каналом 18 с цилиндром 5.

Канал 19, подводящий жидкость во второй рабочий цилиндр, может соединяться в зави симости от положения золотника 12 с атмо25 сферой через отверстие 20 или с каналом 21 подачи жидкости в цилиндр 6 через отверстие 22.

Полость расположения пружины 13 соединена отверстием 23 с цилиндром 4, а полость

30,перед торцом 24 золотника 12 постоянно со43Î247

55 бО

3 единена с каналом 21 подачи жидкости в цилиндр 6.

На фиг. 1 золотник 12 показан в положении, когда в канал 21 подается жидкость под давлением, а в цилиндре 4 нет статического давления.

Для впуска воздуха в цилиндр 5 в поршне

2 выполнены отверстия 25. Корпус 1 выполнен с шипами, которые зацепляются с шипами ведущих дисков 26. В канавке, расположенной на шипах корпуса 1, закреплен упорный диск 27. Между дисками 26 установлены ведомые диски 28.

11ри подаче жидкости под давлением по каналу 29 в цилиндре 4 и в полости расположения пружины 13 давление возрастает. Так как давление жидкости, подаваемой постоянно в канал 21 и периодически (при включении фрикционной муфты) в канал 29, регулируется одним и тем же редукционным клапаном гидравлической системы, величина давления в цилиндре 4 вырастает до величины давления в канале 21. Вследствие того, что давление жидкости, действующее на противоположные торцы золотника 12 выравнивается, он под действием пружины 13 перемещается в крайнее правое положение, после чего подвод жидкости из канала в цилиндр 6 прекращается.

Цилиндр 6 через канал 30 и отверстие 20 соединяется со сливом, а канал 19, подводящий жидкость в цилиндр 5, соединяется с каналом 21. Так как после перемещения золотника 12 в правое положение цилиндр 6 соединяется со сливом, поршень 2 быстро,перемещается вправо до упора в пакет дисков

26 и 28. Во время перемещения поршня из исходного положения до упора в пакет дисков в цилиндр 5 через отверстия 25 поступает воздух. При этом толкатели 14 препятствуют закрытию отверстий 25. В это же время жидкость, поступающая по каналу 19 из канала

21, перемещает золотник 10, который сжимает пружину 11 и открывает отверстие 16. Так цилиндр 5 заполняется одновременно воздухом, поступающим по каналам 25, и жидкостью, поступающей из канала 21 по каналу

19 через отверстия li6, 31, 17 и канал 18. Так как объем цилиндра 5 значительно больше объема цилиндра 4, а проходное сечение канала 29 больше проходных сечений отверстий

li6 и 31, заполнение цилиндра 5 происходит в основном после соприкосновения дисков и закрытия отверстий 25 впуска воздуха. 3а время перемещения поршня полость цилиндра 5 успевает заполниться на незначительную величину объема. Причем уровень жидкости в ней не достигает отверстий 25, что не препятствует засасыванию воздуха в цилиндр 5.

После того, как давление жидкости в цилиндре 5 возрастает до олределенного значения, золотник 10 перемещается и закрывает отверстие li6, а жидкость в цилиндр 5 поступает через дроссельное отверстие 31, отверстие 17 и канал 18. Скорость поступления

45 жидкости из канала 19 в цилиндр 5 определяется перепадом давления, создаваемым пружиной 11 и величиной отверстия 31.

11ри этом одна часть жидкости, поступившая через отверстие 31, сжимает воздух в цилиндре 5, а другая часгь заполняет объем, освобождаемый золотником 10. Так как по мере поступления жидкости из канала 19 через отверстие 31 золотник 10 перемещается влево и натяжение пружины уменьшается, изменяется и перепад давления, при котором происходит истечение жидкости через отверстие 31 в цилиндр 5, а следовательно уменьшается и скорость истечения жидкости. Давление жидкости в цилиндре 5 постепенно увеличивается до тех пор, пока золотник 10 под действием пружины ll не дойдет до упора и не откроет отверстие 32. После этого давление жидкости в цилиндре 5 возрастает до величины давления в канале 21. Открытие отверстия 32 позволяет быстро восполнять возможные утечки жидкости из цилиндра 5 при включенном фрикционе.

При выключении фрикционной муфты канал 29 соединяется со сливом, и золотник 12 под действием давления жидкости на торец

24 перемещается в крайнее левое положение.

При этом цилиндр 6 соединяется с каналом

21, а канал 19 — со сливом. жидкость сливается из цилиндра 5 сначала через отверстия

31 и 32, канал 19 и отверстие 20, а при отходе поршня от пакета ведущих и ведомых дисков — через отверстия 25.

Так, в,предлагаемой муфте заполнение цилиндра Й осуществляется только из канала подачи жидкости в цилиндр 6 через клапан выключения, что предотвращает падение давления в цилиндре 4 в процессе заполнения цилиндра 5 и увеличивает скорость включения фрикционной муфты благодаря использованию двух каналов для подвода жидкости во время ее включения. Увеличение скорости заполнения цилиндра 5 при отсутствии падения давления в цилиндре 4 снижает буксование дисков при включении муфты.

Предмет изобретения

Фрикционная муфта, содержащая корпус, комплект фрикционных дисков и ступенчатый поршень, образующий в корпусе два рабочих гидравлических цилиндра, первый из которых сообщен с источником подачи жидкости под давлением, с другой стороны поршня расположен третий гидравлический цилиндр для возврата поршня в исходное положение, а в поршне размещен клапан, имеющий подпружиненный золотник для сообщения третьего гидравлического цилиндра попеременно с каналом подачи в него жидкости и со сливом, а второго цилиндра со сливом при выключении муфты, причем полость в клапане напротив подпружиненного торца золотника сообщена с первым гидравлическим цилиндром, а полость перед его противоположным торцом

486247

zs гю

74 ZE 217 го

72

22

Составитель В. Тарасик

Техред 3. Тараненко

Редактор М. Бычкова

Корректор Н. Лук

Заказ 2771/15 Изд. № 1685 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретепий и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 475

Типография, пр. Сапунова, 2 сообщена с каналом подачи жидкости в третий цилиндр, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения буксования дисков при включении муфты путем ускорения заполне7t

77 пия рабочих цилиндров, в поршне выполнен канал, при вкл;очении муфты сообщающий цилиндр с каналом подачи жидкости в третий цилиндр.

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам для соединения приводных валов, например, для трансмиссий. Бесфлаттерная многодисковая фрикционная муфта (5) для соединения валов (1, 3) привода с возможностью разнонаправленного их вращения содержит корпус (6) барабанного типа с внутренними шлицами (8). Вдоль продольной оси муфты (5) последовательно расположены первый (9) и второй (12) пакеты фрикционных дисков (11, 10 и 14, 13) с чередующимся внутренним и внешним зацеплением соответственно для связи со шлицевыми участками (4, 2) соединяемых валов (3, 1), установленных на неподвижной части привода (22), и со шлицами (8) корпуса (6). В корпус (6) встроен гидроцилиндр управления. Имеется механизм возврата поршня (16). Предусмотрены упоры-ограничители осевого хода перечисленных составных элементов. Пружина (25) механизма возврата поршня (16) вынесена наружу корпуса (6). Промежуточный диск (15) снабжен механизмом возврата. Вторая пружина (28) охватывает по всей своей длине второй палец (29), установленный в глухом и сквозном (30) отверстиях в сухаре (24) промежуточного диска (15) и корпусе (6) муфты (5). Тормоз (7) обеспечивает кинематическую определенность корпуса (6) на переходных режимах ее включения-выключения. Достигается повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты установлена на ступице (11) гидроцилиндра большей муфты, связана с ней шлицевым соединением и закреплена на ней при помощи фиксатора (29). Фиксатор (29) выполнен в виде резьбовой втулки, ввернутой в ступицу (11) и имеющей фланец с буртиком (31), примыкающий к торцу ступицы (25). На торце ступицы (25) сделано радиальное углубление (30), в которое вставлен пластически изогнутый участок (32) буртика (31). Достигается повышение ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее ведущий вал (9) с ведомым валом (15) меньшего диаметра, сделано большего диаметра. Сцепление (4), связывающее ведущий вал (9) с ведомым валом (20) большего диаметра, сделано меньшего диаметра. Сцепление (3) содержит торообразный корпус (7) с внутренними зубьями (8), соединенный с ведущим валом (9), фрикционные диски (10) с наружными зубьями (11), зацепленные с корпусом (7), фрикционные диски (12) с внутренними зубьями (13), зацепленные со ступицей (14). Ступица (14) соединена с ведомым валом (15) меньшего диаметра. Сцепление (4) содержит чашеобразный обод (18) с внутренними зубьями (19), соединенный с ведомым валом (20) большего диаметра, фрикционные диски (21) с наружными зубьями (22), зацепленные с упомянутым ободом (18), фрикционные диски (23) с внутренними зубьями (24), зацепленные со ступицей (25). Ступица (26) корпуса (7) сцепления (3) соединена со ступицей (25) кольцевой стенкой (27), разделяющей гидроцилиндры (5) и (6). Достигается уменьшение осевых размеров узла сцеплений. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх