Обкатник

 

Сею Согетсхих

Сециспистипесиих

Р r;u < 7P!g

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 19.04.71 (21) 1650701/25-8 с присоединением заявки № (5l) М. Кл. В 24Ь 39/04 т32) Приоритет

Совета 1Аииистрое СССР во лелем иес1оетеиий и отхреьтий

Опубликовано 15.10.74, Бюллетень ¹ 38

I Дата опубликования описания 09.04.75 (53) УДК 621.923.?7 (088.8) (72) Авторы и об" лп.ситься

В. И. Просвирни и А. И. Гуленко (71) 3аяви-.ель

Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (54) О Б КАТ Н И К

Изобретение относится к области металлообработки, а именно к упрочняюще-;истовой обработке металлических изделий поверхностным пластическим деформированием.

Известны обкатники, на торце которых в сепараторе установлены три деформирующих элемента, а хвостовик соединяется с корпусом посредством шарнира.

В предлагаемом обкатнике деформируюшие элементы-шарики расположены на концентрических окружностях, а центр шарнира, выпопненного шаровым, совпадает с центром осей окружностей и находится в плоскости, проходящей через центры шариков. Радиус каждой последующей окружности .. ожет быть больше предыдущего на 1 — 5% диаметра шарика.

Зто позволяет обрабатывать криволинейные поверхности.

На фиг. 1 изображен обкатник с приводом, общий вид; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — обкатник с частичным разрезом; на фиг. 4 — сепаратор в разрезе.

Обкатник состоит из корпуса 1, сепаратора

2 с тремя шари àìè 3, ведущего валика с шаровым шарниром 4 и ведущим штифтом 5, опорной шайбы 6, фиксирующей шайбы 7 и фиксирующего кольца 8. Корпус 1 обкатника выполнен из стали в виде фланца, на диск которого устанавливается опорная шайба 6.

Цилиндрическая часть корпуса с вы7оч:-;о . для фиксирующего кольца является осью, на которой вращается сепаратор с шариками.

В цилиндрической части фланца имеется круглое отверстие со сферическим шлифованным и дном и двумя продольными пазами, куда вставляется ведугций валик с шаровым шарниром 4 и ведущим штифтом 5. Центр шарового шарнира находится в одной плоскости с центрами шариков. Сепаратор 2 изготовлен

1о из бронзы в виде полой чашки со ступицей в середине, с помощью которой сепаратор свободно насаживается на ось корпуса 1 и фиксируется кольцом 8. Шарики 3 устанавливаются между наружной стенкой сепаратора и

15 его ступицей со сдвигом в 120 по окружности. Каждый шарик фиксируется отверстиями в стенке и ступице сепаратора. Этп отверстия, просверленные по оси вращения Тпарика в процессе обкатки с развальцованными и прп20 тертыми по кривизне шарика краями, являются скользящими подшипниками, в которых и вращаются шарики, обеспечивая максимальное уменьшение их проскальзывания по обрабатываемой поверхности. Это является нс25 обходимым условием достижения высокого класса чистоты обработки поверхности.

Для равномерности обработки поверхности каждый шарик может иметь радиус окружности качения г,(гg(fе (см. фиг. 2) со сдвигом

30 l —;5"., от диаметра шарика. Чашка сепарато446404 ра дном обращена к обрабатываемой детали; через окна в дне чашки сепаратора шарики свободно выступают наружу на нужную величину.

Обкатник работает следующим образом.

Вращение от электродвигателя 9 через редуктор 10 и соединительную муфту. 11 передается на корпус обкатника.

Шаровой шарнир ведущего валика позволяет корпусу инструмента устанавливаться согласно кривизне обрабатываемой поверхности. Таким образом, при вращении трехточечная система всегда соприкасается с обрабатываемой поверхностью всеми своими рабочими точками. Давление каждой рабочей точки на обрабатываемую поверхность одинаково, независимо от ее положения на выпуклом нлн вогнутом месте, так как давящее усилие прикладывается через шаровой шарнир, расположенный в центре треугольника рабочих точек и в плоскости геометрических центров шариков. Максимальная кривизна обрабатываемой поверхности определяется параметрами рабочего инструмента: параметрами сепаратора с шариками (см. фиг. 4), где R< — радиус кривизны максимально вогнутых мест; /4 — радиус кривизны максимальпо выпуклых мест.

Прн вращении инстру.мент устойчиво соприкасается с обрабатываемой поверхностью и не требует внимания к его ориентировке, так как инструмент самоориентирующийся.

Инструмент желательно удерживать в положении, чтобы ось вращения привода была перпендикулярна к обрабатываемой поверхности. Шаровой шарнир допускает большой изгиб оси вращения привода и сепаратора с шариками (до 30 и более).

Однако при работе нужно стремиться, что5 бы этот изгиб был как можно меньше.

При вращении без перемещения по обрабатываемой поверхности, инструмент обкатывает три окружности — каждый шарик свою окружность.

10 При поступательном перемещении инструмента по обрабатываемой поверхности, или при подаче детали, инструмент обкатывает полосу. Деталь или изделие обкатывается такими полосами В Одном направлении, затем В

15 перпендикулярном. Можно обкатывать деталь или изделие любыми перемещениями по поверхности.

Предмет изобретения

20 1. Обкатннк, на торце которого в сепараторе установлены три деформирующих элемента, а хвостовик соединяется с корпусом посредством шарнира, отличающийся тем, что, с целью обработки криволинейных по2G верхностсй, деформирующие элементы-шари ки расположены на концентрических окружностях, а центр шарнира, выполненного шаровым, совпадает с центром осей окружностей и находится в плоскости, проходящей через

30 центры шариков.

2. Обкатник по и. 1, о т л и 1 а ю шийся тем, что радиус ка>кдой последующей окружности большс предыдущего на 1 —:5О/О диаметра шарика.

446404

Составитель Л. Ярхо

Техред H. Куклина

Корректор А. Дзесова

Редактор Н. Аносова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 793)2 Изд. К 1127 Тираж 875 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Обкатник Обкатник Обкатник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано для отделочно-упрочняющей обработки цилиндрических поверхностей деталей в машиностроении, авиационной и автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для увеличения долговечности путем упрочнения и восстановления деталей машин электромеханической обработкой (ЭМО)

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к обработке деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к области технологии машиностроения, в частности к способам обработки деталей, совмещающих резание и пластическое деформирование, и может бить использовано при обработке штоков, плунжеров гидроцилиндров, осей, пальцев и им подобных деталей, т.е

Изобретение относится к технологическим операциям снятия внутренних напряжений заготовок деталей типа колец подшипников, втулок, стержней и т.д

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, а точнее к устройствам для правки и упрочнения длинномерных цилиндрических деталей типа валов, осей, штанг, штоков и т.д

Изобретение относится к металлообрабатывающей технологии и может быть использовано при восстановительно-упрочняющей обработке поверхностей кулачков распределительных валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке деталей
Наверх