Счетный навигационный прибор

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нн 446250 алоиз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.01.73 (21) 1871599/40-23 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 15.10.74. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 31.07.75 (51) М. Кл. G Olc 2120

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 527.622.2 (088.8) (72) Автор изобретения

Е. Е. Михненко

Академия гражданской авиации (71) Заявитель (54) СЧЕТНЫЙ НАВИГАЦИОННЫЙ ПРИБОР

Предлагаемое устройство относится к области воздушной навигации и может быть использовано в качестве ручного счетного навигационного инструмента, в частности для определения элементов навигационного треугольника скорости.

Известны ручные счетные навигационные инструменты.

Цель изобретения — повысить точность прибора.

Достигается это тем. что в предлагаемый прибор дополнительно введен диск со спиральными пазами. Это позволяет устанавливать непосредственную взаимосвязь отдельно взятого вектора ветра с путевой скоростью и углом сноса самолета сразу же после ввода в прибор необходимых исходных данных, минуя всякого рода промежуточные операции, построения и вычисления.

На фиг. 1 показан предлагаемый прибор, в

:двух проекциях; на фиг. 2 — 7 изображены основные части и узлы прибора.

Прибор состоит из четырех круглых дисков одинакового диаметра, линейки скоростей и крышки. Все диски изображены на фиг. 2 — 7 и порядке последовательности их расположения в приборе.

Верхний прозрачный поворотный диск (см. фиг. 2) несет концентрические круговые шкалы: логарифмическую шкалу 1 времени полета и азимутальную градусную шкалу 2 от 0 до 360 и предназначен для нанесения на него в виде карандашной точки конца вектора ветра. Верхний поворотный диск скреплен в цент5 ре с промежуточным неподвижным прозрачным диском (см. фиг. 3), несущим круговую логарифмическую шкалу 3 расстояния и скорости, риски 4 «ПУ» и «би», и может свободно вращаться относительно последнего.

10 Под неподвижным прозрачным диском расположено основание прибора (см. фиг. 4), несущее на своей поверхности сетку 5 дуг эквивалентного ветра. Сетка представляет собой серию дуг одинакового радиуса, равного в

15 масштабе среднему значению истинной скорости из всего диапазона скоростей прибора, и теоретически обоснована постоянством эквивалентного ветра в широком диапазоне истинных скоростей.

20 Вдоль вертикальной оси основания в прямоугольном пазу а расположена линейка скоростей (см. фиг. 5), предназначенная для суммирования значений истинной скорости и эквивалентного ветра и представляющая собой

25 линейную шкалу без оцифровки, что позволяет использовать ее во всем диапазоне истинных скоростей прибора. Для удобства отсчета деления линейки через 50 и 100 км/час сделаны утолщения.

30 Основание прибора содержит также 1пкалу

446750!

i L>

А-Д

7 7 д

6 углов сноса, состоящую из двух сквозных симметричных горизонтальных пазов б, в которые вмонтированы подвижные таблички 7, несущие оцифровку шкалы углов сноса. Правый и левый пазы предназначены соответственно для указания правых и левых углов сноса. Форма пазов и табличек показана на разрезах основания по Б — Б и  — В и обеспечивает возможности перемещения табличек строго вдоль паза и крепление их в последнем.

Каждая табличка снизу имеет цилиндрический выступ 8, утопающий в соответствующем спиральном пазу в поворотного диска (см. фиг. 6), расположенного под основанием прибора на общей с ним оси. Такое устройство позволяет сдвигать или раздвигать оцифровку на шкале углов сноса в зависимости от вводимого в прибор поворотом спирального диска значения истинной скорости, отсчет которого производится иа круговой шкале 9 скоростей, выполненной на обороте спирального диска (см. фиг, 6б).

Спиральный диск вращается с помощью рукоятки 10.

С нижней стороны прибор закрывается крышкой (см. фиг. 7), которая имеет дугообразное окно с риской 11 для установки против нее значений истинной скорости по шка5 ле 9 спирального диска.

Прозрачный неподвижный диск, основание прибора и крышка (см. фиг. 3, 4 и 7) соединяются друг с другом посредством крепежных выступов 12, образуя неподвижную основу

10 прибора: при этом верхний прозрачный диск (см. фиг, 2) и спиральный диск (см. фиг. 6) могут вращаться относительно этой основы, а линейка скоростей может свободно перемещаться вдоль своего паза.

Предмет изобретения

Счетный навигационный прибор, содержащий прозрачные соосно расположенные диски

20 с нанесенными на них картами, линейку скоростей и крышку, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, в него дополнительно введен диск со спиральными пазами.

446750 б

Составитель Т. Рокачевская

Техред М. Семенов

Корректор Л. Денисова

Редактор Э. Шибаева

Заказ 2099)16 Изд. № 1258 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Счетный навигационный прибор Счетный навигационный прибор Счетный навигационный прибор Счетный навигационный прибор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигационным системам транспортных средств

Изобретение относится к области управления движением самолетов и предназначено для комплексного вычисления резервного пространственного положения и резервного курса с помощью имеющихся на самолете данных

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике коррекции позиционной погрешности в навигационных системах

Изобретение относится к области радиолокационной техники и может быть использовано при построении различных радиолокационных (радарных) или аналогичных систем, предназначенных для навигации летательных аппаратов с использованием радиоволн путем определения местоположения и управления движением летательных аппаратов

Изобретение относится к системам навигации и предназначено для регистрации проезда, по меньшей мере, одного платного участка дороги, по меньшей мере, одним транспортным средством с помощью системы определения положения, которая предназначена для регистрации текущего положения упомянутого транспортного средства

Изобретение относится к навигационным приборам и предназначено для использования при измерении углов ориентации любых подвижных летательных аппаратов, кораблей, наземных транспортных средств

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах определения позиции контролируемого объекта на основе использования нескольких разнесенных источников излучения

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при построении различных приборных систем локации, предназначенных для определения местоположения движущихся объектов с использованием волн, излучаемых в виде лучей, и управления движением движущихся объектов путем коррекции их местоположения

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в позиционных системах ориентации подвижных объектов различной физической природы
Наверх