Приемно-передающий блок для систем управления подвижными объектами

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i>I 450 2I9

Союз Советсиии

Соииаиистниескк

Ресоталии (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заяглено 20.09.72 (21) 1829959!18-24 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 15.11.74. Бюллетень № 42

Дата опубликования описания 03.04.75 (51) М. Кл. G 08с 19/12

G 08 1, 00

Государственный комитет

Совета Министров СССР

fl0 делам изобретений н открытий (53) УД К 654,949 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Т. 3. Лойгом, В. А. Падур, 3. К. Парве и А. А. Ряк

Харьюская межколхозная стройорганизация (71) Заявитель (54) ПРИЕМО-ПЕРЕДАЮЩИЙ БЛОК ДЛЯ СИСТЕМЪ1

УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЯНЪ|МИ ОБЪЕКТАМИ

Изобретение относится к устройствам для управления подвижными объектами, например такси.

Известно устройство для передачи предупреждающих звуковых сигналов движущемуся на дорогах транспорту.

Устройство предназначено для передачи предупреждений автотранспорту об опасных условиях на дорогах при помощи установленного на машине специального радиоприемника, работающего на определенной частоте.

Предупреждения даются в виде акустического сигнала и передаются через индуктивную антенну, выполненную в виде петли и размещенную под дорожным покрытием, или через антенну радиопередатчика, установленную недалеко от дороги.

Известное устройство имеет следующие недостатки: система является односторонним предупреждающим устройством, которое не позволяет от подвижного объекта разговаривать с диспетчером или аварийной службой; не сигнализирует автоматически о прибытии подвижного объекта в рабочую зону антенны, исключая при этом возможность контроля диспетчера над подвижными объектами; пе позволяет клиенту разговаривать с диспетчером или шофером.

Применяемый в приемнике примитивный фильтр полностью пе исключает влияния сигналов помех. Устройство принимает радиокапалы, 5 Целью изобретения является повышение эффективности работы устройства.

Например, предлагаемое устройство позволяет районному диспетчеру автоматически устанавливать наличие свободных такси на

I0 остановках, г одч;шяет последние автоматически диспетчеру и позволяет диспетчеру разговаривать с шофером такси, находящимся на остановке, без выхода шофера из такси.

Районный диспетчер имеет также возмож15 ность связаться с остановкой, где пет свободных такси, нажав па соответствующую кнопку, и включить предварительное предупреждение, которое шофер, прибывая в рабочую зону антенны на остановке такси, слышит че20 рез свой приемник.

В этом случае такси несколько проезжает остановку (чтобы освободить место для следующих приезжающих свободных такси) п не обслуживает ожидающих на остановке клпсп25 то в.

Диспетчер, увидев на своем табло световой сигнал, обозначающий прибытие такси, может направить это такси в другое место. Шофер может также получить связь для разговора с

30 диспетчером.

450219

65 — Устройство позволяет клиенту, который находится на остановке, вызвать диспетчера и с ним разговаривать; — устройство позволяет шоферу, такси которого не оборудовано аппаратурой, а также при неисправности аппаратуры, получить связь для разговора с диспетчером; — устройство позволяет клиенту, если он позвонит по номеру диспетчеру, разговаривать с шофером свободного такси, находящимся на остановке, без выхода шофера из такси; — шофер такси и клиенты имеют возможность через диспетчера получить связь с городскими аварийными службами (скорая медицинская помощь, милиция, пожарная охрана).

Предлагаемое устройство схематично показано на чертеже.

Устройство оформлено как остановка такси, закреплено на фундаменте вместе с четырехгранным освещенным изнутри табло с надписью «Такси». Внутри освещенного табло находятся питающие аккумуляторы. В зоне остановки такси под дорожным покрытием установлена соединенная с вышеуказанным устройством антенна 1 индуктивной связи.

С устройством соединен также районный диспетчерский пульт путем двухпроводного канала проводной связи 2, 3.

Устройство состоит из соединяемого с антенной индуктивной связи двухканального приемника 4 и 5, каналы которого работают на разных частотах в пределах нескольких десятков кГц, триггеров Шмидта 6 и 7, сигнализирующих о нахождении такси на остановке, мультивибратора 8, второго мультивибратора

9, логической схемы «ИЛИ» 10 совместно с реле 11, релейных усилителей 12 и 13, конечного усилителя 14, модулятора 15 и передатчика 16, кнопки 17 для вызова диспетчера, дуплексного устройства для разговора 18 с микрофоном и громкоговорителем, аккумулятора 19 с разделяющим диодом 20.

На такси установлен постоянно работающий передатчик, который снабжен кнопкой для вызова диспетчера, микрофоном и антенной индуктивной связи. Такси имеет также постоянно работающий приемник с громкоговорителем и антенной индуктивной связи.

Устройство работает в четырех рабочих режимах: в режиме ожидания, в режиме передачи-приема, в режиме предварительного предупреждения и в режиме разговора с остановкой.

Управление режимами устройства производится передатчиком индуктивной связи, установленным на такси, и диспетчером напряжениями: « — », «0» и «+». При этом дополнительные контакты, производящие переключения реле 21, 22, и 11, включают необходимые узлы электроники.

Устройство в режиме ожидания.

В режиме ожидания включен только приемник

4, который соединен с антенной 1 индуктивной связи; в то Йе время по двухпроводной телефонной линии через разделяющий диод 20 заряжаются от районного диспетчерского пункта питающие аккумуляторы 19.

Все остальные узлы устройства выключены.

Устройство в режиме передачип р и е м а. Если в рабочую зону антенны 1 индуктивной связи прибывает такси, оборудованное аппаратурой индуктивной связи и с постоянно, независимо от воли шофера работающим передатчиком, по поступающему в приемник сигналу перебрасывается триггер

Шмидта 6, давая мультивибратору 8 частоту, которая сигнализирует о нахождении такси на остановке.

В данной схеме триггер Шмидта 6 использован для того, чтобы избежать срабатывания мультивибратора 8 от помех и для формирования крутого фронта от медленно возрастающего напряжения, которое появляется на выходе приемника при приближении такси к антенне 1. Также работают все усилители приемников в компрессорном включении, которое, с одной стороны, обеспечивает достаточное выходное напряжение и, с другой стороны, является малочувствительным для изменений уровня входящего сигнала.

Сигнал мультивибратора 8, показывающий, что такси на месте, проходит по линии передачи через усилитель 14 и он включает на диспетчерском пульте световой сигнал, показывающий прибытие на остановку свободного такси.

Под действием напряжения, получаемого от триггера Шмидта 6, происходит через логическую схему «ИЛИ» 10 и реле 11 отключение аккумулятора от линии связи 2.

Диспетчер, желая переговорить с шофером, нажимает на кнопку соответствующей остановки.

С линии связи 2 снимается « — » напряжение. Реле 22 срабатывает, контакты 23 и 24 соединяют с линией диспетчера модулятор 15, передатчик 16 и антенну 1 индуктивной связи, Постоянно работающий в такси приемник передает через громкоговоритель шоферу распоряжения диспетчера. Потом диспетчер отпускает кнопку разговора, на линии 2 восстанавливается « — » напряжение, релейный усилитель 13 возвращается в исходное состояние и устройство коммутируется в приемный режим.

Шофер, желая ответить диспетчеру, нажимает на кнопку разговора передатчика такси.

Вследствие этого несущая частота приводится в соответствие с частотой второго канала приемника остановки 5 и модулируется раз-. говорной частотой шофера. Второй канал приемника принимает поступающий от такси сигнал, детектирует его и передает через усилитель 14 диспетчеру, прекращая при этом через триггер Шмидта 7 действие приемника 4 и выключая через схему «ИЛИ» 10 и реле 11 аккумулятор 19 от линии. Если шофер отпускает кнопку разговора, восстанавливается ге

450219 редатчик такси и устройство коммутируется в первоначальное положение.

Шофер, желая вызвать диспетчера на разговор, нажимает на кнопку вызова своего передатчика.

В амплитуде модулированный (- 1 кГц) сигнал, который принимается первым каналом приемника, детектируется и передается через усилитель 14 диспетчеру. На пульте диспетчера на поле данной остановки зажигается лампочка и слышен вызывной сигнал.

Устройство в режиме предварит елел ь ного предупреждения. Если диспетчер нажимает на кнопочный переключатель, находящийся на табло диспетчера на поле соответствующей остановки, на линию с

1 — 2-секундными перерывами передается « — » и «0» напряжение, то в этом случае устройство включается пер еменно в режим передачи и приема. При этом передаваемый диспетчером сигнал модулирует передатчик звуковым сигналом, и шофер, приближающийся к остановке такси, слышит от своего приемника отрывистый звуковой сигнал.

Устройство в режиме разговора с о с т а н о в к о й. Если клиент не застает на остановке свободного такси, он нажимает на кнопку 17 вызова диспетчера, аккумулятор 19 отключается от линии, и сигнал мультивибратора 9 через усилитель 14 передается диспетчеру. Зажигается световой сигнал на поле данной остановки, и диспетчер слышит звуковой сигнал, вызывающий его на разговор.

Диспетчер, нажимая кнопку разговора с клиентом, подает в линию 2 «+» напряжение.

Вследствие этого срабатывает релейный усилитель 12, который включает для взаимного разговора дуплексную установку 18. Последняя обеспечена микрофоном и громкоговорителем. Диод 20 не пропускает «+» напряжения.

Если на остановке найдется свободное такси, которое оборудовано работающим передатчиком нахождения на месте, клиент не может мешать разговору между шофером и дис5 петчером.

Предмет изобретения

I0 Приемо-передающий блок для системы управления подвижными объектами, состоящий из приемных блоков, соединенных с соответствующими триггерами, передающего блока, подключенного к модулятору, антенны, выпол15 ненной в виде петли и размещенной под дорожным покрытием, и светового табло, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, в него введены мультивибраторы, схема «ИЛИ», релей20 ные усилители, узел для переговора, кнопка вызова диспетчера, усилитель, реле, причем обмотки первых двух реле подключены параллельно релейным усилителям, а обмотка третьего реле подключена к схеме «ИЛИ», 25 входы которой подключены к триггерам, один из которых через первый мультивибратор соединен с первым входом усилителя, второй вход которого через второй мультивибратор и соединенную с ним последовательно кнопку вызо30 ва диспетчера подключен к источнику питания и ко входам релейных усилителей, и через замыкающий контакт первого реле к узлу для переговора, выход передающего блока и входы приемных блоков подключены к антен35 не через одну из контактных групп второго реле, а выходы приемных блоков соединены соответственно с третьим и четвертым входами усилителя, выход которого через другую контактную группу второго реле подключен к

40 модулятору и к контактной группе первого реле.

450219

Составитель И. Назаркин

Техред О. Гуменюк

Редактор Б. Нанкина

Корректор Н. Аук

Тилография, пр. Сапунова, 2

Заказ 780, 15 Изд. Ие 1134 Тираж 624 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Приемно-передающий блок для систем управления подвижными объектами Приемно-передающий блок для систем управления подвижными объектами Приемно-передающий блок для систем управления подвижными объектами Приемно-передающий блок для систем управления подвижными объектами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к импульсной технике

Изобретение относится к системам передачи данных, содержащим передатчик, передающую среду и приемник, при этом при записи данных на носителе информации информационный сигнал содержит основные и вспомогательные данные

Изобретение относится к системам измерения и контроля технологического оборудования, в которых каждый генератор сигналов соединен с соответствующим приемником сигналов через отдельный кабель

Изобретение относится к технике связи

Изобретение относится к средствам автоматического считывания показаний счетчика, в частности к поддержке связи электронных счетчиков по протоколу TCP/IP

Изобретение относится к области сбора информации и может быть использовано при контроле состояния объекта, предпочтительно протяженного или имеющего большую площадь

Изобретение относится к устройствам формирования сигналов контроля или управления в системах сбора, обработки информации и управления

Изобретение относится к измерительному устройству для техники управления процессами, содержащему центральный блок для подключения различных измерительных модулей
Наверх