Устройство для перемещения труб на борту бурового судна

 

О П И С А-Н- И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

<и> 459896

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимый от патента (22) Заявлено 24.05.72 (21) 1788356/22-3 (51) М. Кл. E 21Ь 15/02 (32) Приоритет 25.05.71 (31) 7118894 (ЗЗ) Франция

Опубликовано 05.02.75. Бюллетень № 5

Дата опубликования описания 18,04.75

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 622.242.3(088.8) (72) Автор изобретения

Иностранец

Андрэ Мейер (Франция) Иностранная фирма

«Групман Атомик Альзасьен Атлантик> (Франция) (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРУБ НА БОРТУ

БУРОВОГО СУДНА

Изобретение относится к устройствам для перемещения секций бурильных труб на борту бурового судна из положения складирования в рабочее и обратно при спуско-подъемных операциях.

Известно устройство для перемещения труб на борту бурового судна, содержащее буровую вышку с полиспастом и крюком, рельсы, жестко связанные с буровой вышкой, расположенные параллельно ее оси и смещенные относительно нее, каретку, подвижно установленную на рельсах, и узлы связи между кареткой и полиспастом с крюком, каждый из которых состоит из двух жестко соединенных между собой тяг. Один конец каждой тяги шарнирно соединен с полиспастом и крюком, а другой снабжен роликом, подвижно установленным в направляющих, жестко закрепленных на каретке.

Недостатком известного устройства является смещение каретки по высоте относительно полиспаста и крюка при перемещении узла полиспаст — крюк от оси скважины, что приводит к бесполезному расходованию энергии приводных средств и, следовательно, к необходимости увеличения мощности привода, его объема и массы, тем более что устанавливаемая мощность относительно высока, поскольку все эти операции должны быть проведены за максимально короткое время. Увеличение массы приводных средств нежелательно и потому, что эти средства устанавливаются ча5 стично на движущихся деталях. С другой стороны, перемещение узла полиспаст — крюк относительно оси скважины требует значительных затрат времени на вертикальное перемещение этого узла.

10 Предложенное устройство не имеет указанных недостатков за счет того, что каждая из тяг, связывающих каретку с полиспастом, снабжена шатуном, один конец которого закреплен в средней части тяги, а другой — на

15 каретке, причем длина каждого шатуна принимается равной половине длины тяги. Одна из направляющих, жестко связанных с кареткой, снабжена фиксирующим узлом, взаимодействующим с роликом тяги.

На фиг. 1 показано предложенное устройство для перемещения труб в раскрытом положении (узел полиспаст — крюк совмещен с осью буровой вышки); на фиг. 2 — устройст25 во в сложенном положении (узел полиспаст— крюк смещен относительно оси буровой вышки); на фиг. 3 — устройство, вид спереди; на фиг. 4 — фиксирующий узел, вид сбоку.

Устройство содержит буровую вышку (не показана) с узлом полиспаст 1 — крюк 2, подвешенным на тросах 3 к вершине буровой вышки и расположенным вдоль ее оси; рельс

4, жестко связанный с буровой вышкой и расположенный параллельно ее оси; каретку 5, подвижно установленную на рельсе с помощью ходовых роликов 6, 7, 8 и встречных роликов 9, 10, 11.

Узел, образованный полиспастом 1 и крюком 2, связан с кареткой 5 посредством тяг

12, 13 и 14, один конец каждой из которых соединен с подвешенной массой соответствующим шарнирным соединением 15, 16 или 17, а другой снабжен роликом 18, 19 или 20, подвижно установленным в соответствующей направляющей 21, 22 или 23, жестко связанной с кареткой 5. Концы тяг 12, 13 и 14 жестко связаны между собой посредством балки 24, благодаря чему тяги вместе с узлом полиспаст — крюк и рельсом образуют три деформируемых параллелограмма.

Каждая из тяг 12 и 13 снабжена соответствующим шатуном 25 и 26, один конец которого закреплен в средней части тяги на оси вращения 27 и 28, а другой — на направляющей 21 или 22 на оси вращения 29 или 30, причем длина шатуна принимается равной половине длины тяги.

Крюк и полиспаст перемещаются относительно каретки 5 с помощью гидравлического силового цилиндра 31, связанного с полиспастом шарнирным соединением 32. Силовой цилиндр 31 снабжен также шарнирной вилкой

33, связанной с кареткой 5. Гидравлический аккумулятор 34, сообщающийся с силовым цилиндром через трубопровод и электроклапан (не показаны), позволяет создать в силовом цилиндре полное давление для перемещения полиспаста и крюка с большой скоростью.

Закрепленный на каретке гидравлический аккумулятор 34 снабжен механическим насосом (не показан), который также может быть установлен на каретке, так как имеет небольшие размеры.

Конструкция устройства для перемещения труб полностью симметрична относительно плоскости, проходящей через ось буровой скважины и медиатрису рельсов (см. фиг. 3).

Ходовым роликам 6, 7 и 8 каретки 5, передвигающимся по рельсу 4, соответствуют ролики 35, 36 и 37, размещенные на рельсе 38; тягам 12, 13 и 14 соответствуют тяги 39, 40 и 41; шатунам 25 и 26 — шатуны 42 и 43, осям вращения 27 и 28, 29 и 30 шатунов— оси 44 и 45, 46 и 47. Шарнирам 15, 16 и 17, соединяющим концы тяг с узлом полиспаст— крюк, соответствуют шарниры 48, 49 и 50; балке 24, связывающей концы тяг, — балка

51. Симметрично силовому цилиндру 31 с шарнирной вилкой 33 установлен силовой цилиндр 52 с аналогичной вилкой 53. Кроме того, жесткая связь между симметрично установленными тягами 12, 13 и 14 и 39, 40, 41

65 обеспечивается симметричными распорками

54 — 57 и 58, 59.

Фиксирующий узел (см. фиг. 4) содержит пружину 60, закрепленную на оси 61 и взаимодействующую со штоком силового цилиндра 62, установленного на каретке 5 на оси 63, собачку 64, смонтированную в каретке 5 с возможностью вращения вокруг оси 65, выполненной на промежуточной детали 66. Собачка 64 связана с общим концом 67 пружины 60 и силового цилиндра 62. Выступ 68 собачки 64 упирается в ролик 18 тяги 12, когда последняя раскрыта. 11ри этом балка 24 одновременно фиксирует ролики 19 и 20, в результате чего тяги 13 и 14 фиксируются в раскрытом положении. Собачка удерживается в этом положении под действием пружины 60.

Таким образом, блокировка в раскрытом положении является механической. Разблокирование осуществляется гидравлическим путем.

Под действием силового цилиндра 62 общий конец 67 пружины 60 и силового цилиндра 62 поднимается, собачка поворачивается вокруг оси 65, и ролик 18 освобождается.

Работает устройство следующим образом.

При отклонении узла полиспаст — крюк от оси буровой вышки (см. фиг. 1). ролики 18, 19 и 20 тяг 12, 13 и 14 скользят вдоль соответствующих направляющих 21, 22 и 23, а оси вращения 27, 28 шатунов 25, 26 движутся по соответствующим окружностям с центрами в точках 29, 30, радиус которых равен половине длины тяги.

В сложенном положении (см. фиг. 2) ролик

18 переместится вверх по направляющей 21, ось вращения 27 (середина тяги 12) переместится в точку 18, а ось 28 не переместится.

Шарнирное соединение 15 тяги 12 с полиспастом совместится с осью 29. Такое же перемещение совершат и концы других тяг, балка

24 переместится вверх на расстояние, равное величине перемещения роликов 18, 19 и 20.

Из этого следует, что прямые, соединяющие центры осей 15, 16 с центрами осей 29, 30, перпендикулярны плоскости, в которой расположены рельсы 4 и 38. Следовательно, полиспаст перемещается в строго горизонтальном направлении. Связь, обеспечиваемая балкой 24, заставляет ролик 20 одновременно с роликами 18 и 19 скользить вдоль направляющей 23, что приводит к горизонтальному перемещению крюка. Таким образом, при перемещении узла полиспаст — крюк из положения складирования секций бурильных труб и обратно тяги и шатуны образуют изменяющиеся углы с горизонталью, не вызывая при этом перемещения каретки и вертикального перемещения узла полиспаст — крюк, что позволяет сократить энергетические затраты приводных средств на перемещение труб, уменьшить их объем и массу и одновременно увеличить .скорость этих перемещений.

Кроме того, предложенное устройство позволяет точно определить положение полиспаста с крюком относительно неподвижной кон459896 струкции, поскольку положение полиспаста с крюком относительно каретки может быть определено с помощью фиксирующего узла. Эта точная информация о положении полиспаста и крюка необходима для автоматической работы, поскольку последующая операция не может начаться до полного завершения предыдущей.

Предмет изобретения

1. Устройство для перемещения труб на борту бурового судна, содержащее буровую вышку с полиспастом и крюком, рельсы, жестко связанные с буровой вышкой, расположенные параллельно ее оси и смещенные относительно нее, каретку, подвижно установленную на рельсах, и узлы связи между кареткой и полиспастом с крюком, каждый из которых состоит из двух жестко связанных между собой тяг, один конец каждой из которых шарнирно соединен с полиспастом и крюком, а другой снабжен роликом, подвиж5 но установленным в направляющих, жестко связанных с кареткой, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения энергетических затрат на перемещения труб при одновременном увеличении скорости этих перемещений, 10 каждая из тяг, связывающих каретку с полиспастом, снабжена шатуном, один конец которого закреплен в средней части тяги, а другой на каретке, причем длина каждого шатуна принимается равной половине длины тяги.

15 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что одна из направляющих, жестко связанных с кареткой, снабжена фиксирующим узлом, взаимодействующим с роликом тяги.

459896

Составитель В. Мещеряков

Редактор Т. Орловская

Техред Т. Миронова

Корректор О. Тюрина

Типография, пр. Сапунова, о

Заказ 1175/15 Изд. № 353 Тираж .648 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Устройство для перемещения труб на борту бурового судна Устройство для перемещения труб на борту бурового судна Устройство для перемещения труб на борту бурового судна Устройство для перемещения труб на борту бурового судна Устройство для перемещения труб на борту бурового судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для освоения и обустройства морского шельфа для добычи и глубокой переработки углеводородного сырья

Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для бурения и разработки морских месторождений

Изобретение относится к области бурения скважин на морских акваториях, в частности к способу монтажа морского бурового одноколонного основания и устройству для его осуществления

Изобретение относится к области бурения скважин на акваториях, а именно к стационарным опорным о дно акваторий основаниям, выполненным из одной или нескольких трубчатых опор и используемым для размещения на них платформы с буровым оборудованием

Изобретение относится к области бурения скважин на акваториях с опорных о дно оснований, а именно к буровым основаниям, выполненным из одной колонны труб, нижний конец которой погружен в грунт дна на глубину, достаточную для предотвращения опрокидывания (заваливания) основания

Изобретение относится к гидротехническому строительству и предназначено для освоения и обустройства морского шельфа

Изобретение относится к области морского бурения, в частности к устройствам, обеспечивающим компенсацию вертикальной качки бурового судна для обеспечения поддержания буровых труб под натяжением

Изобретение относится к области бурения скважин на акваториях, в частности к способам монтажа буровых моноопорных оснований, их стабилизации на дне акватории и демонтажа

Изобретение относится к области бурения скважин на морских акваториях, а именно к способам и устройствам для повышения устойчивости, прочности и эффективности стабилизации (приведение в устойчивое положение) опирающихся о морское дно одноколонных (моноопорных) оснований при бурении с них скважин, преимущественно для инженерно-геологических изысканий россыпных месторождений на твердые полезные ископаемые по ромбической разведочной сети
Наверх