Способ контроля накопленной погрешности шага зубчатых колес

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскин

Социдлистицеских

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.10.73 (21) 1963463/25-28 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 25.02.75. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 09.04.75 (51) М. Кл. G 01b 11 26 государственный каинтет

Совета Миннстров СССР по делам нвабретеннй и лтноытнй (53) УДК 531.717.2. .621.833 (088,8) (72) Авторы изобретения

И. В. Харизоменов, А. Н. Поляков и Л. Э. Шварцбург

Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАКОПЛЕННОЙ ПОГРЕШНОСТИ

ШАГА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Известны способы контроля наклонной погрешности шага зубчатых колес с использованием устройства, содержащего датчики, электрически связанные с электронным блоком и регисцрирующими приборами для регистрации результатов измерения, заключающиеся в том, что контролируемое колесо базируют на шпинделе, измеряют и суммируют отклонения окружных шагов при повороте колеса и вводят в результат измерения корректирующие поправки. Однако такие способы не обеспечивают требуемой точности измерений, поскольку не компенсируют накопленную ошибку измерений, обусловленную неточностью настройки датчиков на номинальный окружной шаг.

Для повышения точности контроля датчики настраивают по эталону на номинальный окружной шаг и на часть окружности, равную выбранному числу номинальных шагов, обеспечивают противоположные погрешности настройки на номинальный окружной шаг и указанную часть окружности посредством поднасцройки одного из датчиков после первого замера, измеряют и суммируют отклонения соседних шагов, расположенных на этой части окружности, измеряют погрешность шага на этой же части окружности, полученную погрешность дополнительно суммируют с результатами измерения отклонения окружных шагов на последующей части окружности и погрешностей шага на п редыдущих частях окружности колеса.

На чертеже изображена блок-схема уст.ройства для автоматического конпроля накопленной погрешности .шага.

Измерительные датчики 1 и 2 выставляются на номинальный окружной шаг, а датчики 1 и 3 — на дуговое расстояние, равное определенному числу и номинальных Окружных шагов, по делительной окружности зубчатого колеса 4.

Измерения осуществляются автоматически при вращении колеса 4, установленного на

15 шпинделе. Измерительные сигналы датчиков обрабатываются в электронном блоке 5, на выход которого подключено регистрирующее устройство б. После каждых (n — 1) измерений счетное устройство (на чертеже не по20 казано), управление которым осуществляется измерительными сигналами одного из датчиков, отключает датчик 2 от электронного блока 5 и подключают на вход электронного блока датчик 3. Одно из суммирующих уст25 ройств электронного блока 5 осуществляет суммирование результатов измерения отклонения (n — 1) окружных шагов и дополнительно после первого измерения на части окружности суммирование их с результатами, 30 полученными посредством второго вычисли461301 тельного устройства, осуществляющего суммирование результатов измерения погрешностей шага на части окружности колеса. Очередному подключению датчика 3 на вход элекцронного блока о предшествует сброс суммарного сигнала на выходе первого вычислительного устройства.

Поскольку при настройке прибора обеспечены противоположные знаки попрешностей настройки датчиков на номинальный окружной шаг и на часть окружности колеса, равную и номинальным шагам, накопленные в результате неточности настройки ошибки (и — 1), измерений отклонений окружных шаz гов и — измерений попрешности шага на и частях окружности, содержащих и окружных шагов, компенсируют друг друга, и поэтому максимальная величина на копленной ошибки измерений не п ревышает величину большей из этих погрешностей. Принимая, что погрешности настройки на номинальный шаг Л и указанную часть окружности А> равны, то есть h> = hq — — Л, находим оптимальное значение указанного числа и окружных шагов а,, =PZ, при кото ром величина накопленной ошибки измерений на полной окружности колеса уменьшает в ф л раз.

Наряду с компенсацией ошибки измерений, обусловленной неточностью настройщики измерительных датчиков на номинальный ок ружной шаг, предложенный способ обеспечивает компенсацию и остальных составляющих накопленной ошибки измерений, обусловленных другими факторами.

Предмет изобретения

Способ контроля накопленной погрешности шага зубчатых колес с использованием устройства, содержащего датчики, электрически связанные с элекпронным бланком и ре10 гистрирующими приборами для регистрации результатов измерения, заключающийся в том, что концролируемое колесо базируют на шпинделе, измеряют и суммируют отклонения окружных шагов при повороте

15 колеса и вводят в результат измерения корректирующие поправки по результатам измерения на заданной части окружности, о тл ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, датчик и настраивают по

20 эталону на номинальный окружной шаг и на часть окружности, равную выбранному числу номинальных шагов, обеспечивают при этом противоположные знаки погрешности настройки на номинальный окружной

25 шаг iH указанную часть окружности посредством поднастройки одного из датчиков после первого замера, измеряют и суммируют отклонения соседних шагов, расположенных на этой части окружности, получен30 ную погрешность дополнительно суммируют с результатом измерения отклонения окружных шагов на последующей части окружности и погрешностей шага на предыдущих частях окружности колеса.

Способ контроля накопленной погрешности шага зубчатых колес Способ контроля накопленной погрешности шага зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства при осуществлении контроля смещения подвижного объекта при строительстве высотных зданий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточных измерений малых угловых перемещений в специальных геодезических работах, в точных геофизических измерениях и при производстве крупногабаритных изделий в качестве контрольно-измерительной аппаратуры

Изобретение относится к области измерительной техники и служит для определения пространственной геометрии технологических каналов, в т.ч

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в астрономии, навигации, геодезии, технической физике, точном машиностроении и приборостроении, оптико-механической и оптико-электронной промышленности и в строительстве сооружений

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике для бесконтактного определения линейных и углового положений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых смещений объектов различного назначения
Наверх