Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением

 

©ЗНЛЯ 1

® ЕаОю «» (ECagg

Н Е

ОП ИСА

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1)) 468335

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИвЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. свид-ву— (51) M. Кл. Н 02)с 15/00

G 01т 31/20

{22) Заявлено 07. 03. 60 {21) 1310497/24-7 с присоединением заявки g 1046145/24 7

{23) Приоритет

Опубликовано 25.04.75, Бюллетень № 15

Дата опубликования описания

Государственный коннтет

Gosara Инннатрав СССР оа делан нзааретеннй и открытий (5З) УД (621.313.713(038.8) (72) Авторы изобретения

А. С. Орлов, 1, Б. Пинский, Б. Н. Черныш, Л. Н. Калачев и

А. А. Дукштау (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ПОЛЫХ СТРЕЖНЕВЫХ ОБМОТОК

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электротехнике.

Известный способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических-:.машин с жидкостным ох ржяением жилжЧается в подготовке обмоток, вкл@чарщай гидравлическое и электрическое их отсоединение от водоподводящих трубопроводов, расположенных вне машины, и слив жидкости из обмоток, и измерении сопротивления изоляции обмоток. Однако способ не обеспечивает сокращения време- ни испытания, так как сопротивление корпусI ной изоляции обмотки, измеряемое обычно десятками мегом, шунтируется двумя параллельными цепочками сопротивлений: суммой сопротивления изоляционных трубопроводов, через которые осуществляется подача охлаждающей жидкости — дистиллята из напорного коллектора в обмотку и слив дистиллята в сливной коллектор, и сопротивления изоляторов, на которых закреплены коллекторы; суммой того же сопротивления изоляционных трубопроводов и сопротивления трубопроводов и устройств внеш. ней системы циркуляции охлаждающей жидкости.

Общее сопротивление всех изоляционных трубопроводов. заполненных дистиллятом, со.

5 ставляет десятки кйщда„ т, е.:приблизительно на три порядка ниже сопротивления изоляции обмотки. Сопротивление внешней системы циркуляции дистиллята, состоящей в основном

10 из заполненных дистиллятом трубопроводов и аппарата (теплообменники, насосы, фильтры), ничтожно. Сопротивление же изоляторов коллекторов в десятки раз выше сопротивления изоляции Обмотки.

Таким образом, если первая из перечисленных выше цепочек, шунтирующих сопротивление изоляции обмотки, характеризуется столь высоким собственным сопротивлением, что не препятствует проверке состояния изоляции обмотки, то вторая цепочка (трубопровода — внешняя система) обладает исключи тельно низким собственным сопротивлением.

Для измерения величины сопротивления изо468335

Э ляции обмотки мегомметром необходимо отсоединить трубопроводы от коллекторов или разорвать цепь циркуляции воды вне машины.

Однако для отсоединения трубопроводов от коллекторов необходимо слить воду из обмотки, что ведет к постепенному износу штуцеров соединений обмотки с трубопроводом. Чтобы разорвать цепь циркуляции воды вне машины нужно также слить воду из об- N мотки и разобрать определенные фланцевые соединения и, следовательно, проверить их на герметичность после повторной сборки соответствующим давлением.

l5

По предлагаемому способу подготовка включает слив воды из внутренних полостей изоляционных вставок, которые размещают меж ду обмотками и трубопроводами под углом к горизонтальной плоскости, с последующим удалением следов влаги с внутренней поверх ности полостей. 3то позволяет сократить время испытания.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема системы жидкостного охлаждения обмотки элек- трической машины, реализующая предлагаемый способ; на фиг. 2 — электрическая схема системы охлаждения для измерения сопротивле ния изоляции.

В напорный и сливной трубопроводы 1 помещают изоляционные вставки 2 и вентили

3 и 4. Вентили 4 предназначены для выделения небольших участков трубопроводов, вклю- 35 чающих изоляционные вставки, в отдельные замкнутые по воде объемы, Собственное влек трическое сопротивление изоляционных вставок (без воды) выбирается приблизительно на два

40 порядка выше, чем сопротивление изоляции об мотки.

Вентили 3 устанавливают в трубопроводы 1 между вентилями 4 и изоляционными вставка ми 2. Вентили 3 служат для выпуска воды из 4б объема участков трубопроводов с изоляцион ными вставками и подачи сжатого нагретого воздуха в трубопроводы (при закрытых вентилях 4) для осушения внутренней полости вставки 2.

Весь участок трубопровода с ветилями 3 и4 и вставкой 2 монтируют на станции в наклонном или лучше -всего в вертикальном положе нии.

Предлагаемая система сояовжит вспомогательное оборудование баки, насосы, фильтры„

4 охладители дистиллята) 5 резиновые шланги 6 для подвода и отвода охлаждающей жидкости от обмотки, полые стержни обмотки 7 с корпусной электрической изоляцией 8, заложенные в пазы сердечника статора 9. Причем сливной и напорный коллекторы 10 установлены на изоляторах 11 а статор 9 и вспомогательное оборудование 6 заземлены.

Для измерения электрического сопротивления обмоток непосредственно на станции выполняются следующие операции: отключают и останавливают генератор, закрывают вентили 4 на обоих трубопроводах и сливают воду из внутренних полостей изоляционных вставок. Далее открывают вентили 3, по которым в трубопроводы подают сухой подогретый воздух под давлением, и осушают внутренние поверхности изоляционных вставок 2. После просушивания производят замер изоляции обмотки, так как

Кдоб. +Кшл.>) Кобм. Кизол. + Шл ROOM

R где Кобм . — сопРотивление изолЯции 8;

Кшл сопротивление шлангов 6;

Кизол — сопротивление изоля 1 оров 1 1

Кдоб сопротивление изоляционной вставки .2; то, подключая мегомметр щупами на корпус статора и на выводные шины генератора, из меРЯют величинУ сопРотивлениЯ обмоткиКоб

Сопротивление трубопроводов и вспомогатель»ое оборудование на схеме не показано.

Предмет изобретения

Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением, заключающийся в подготовке обмоток, включающей гидравлическое и электрическое их отсоединение от водоподводящих трубопроводов, расположенных вне машины, и слив жидкости из обмоток, и измерении сопротивления изоляции обмоток, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения времени испытания, подготовка включает слив воды из внутренних полостей изоляционных вставок, которые размещают между обмотками и трубопроводами под углом к горизонтальной плоскости, с последующим удалением следов влаги с внутренней поверхности полостей, Тираж

782

Изд. ¹ fg

Подписное

Заказ / 3

Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушскан наб., 4

Г1рсднриятие «!1атент», Москва, Г-59, Ьережковская наб., 24

Составитель Д КцРцеи

Редактор -Г- фадеева Техред Нданееай оррект " Т.Дабровольск

Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением Способ испытания изоляции полых стержневых обмоток электрических машин с жидкостным охлаждением 

 

Наверх