Забойный двигатель

 

OllHCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 470581

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.10.71 (21) 1708404/22-3 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.05.75. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 14.08.75 (5)) Ч. Кл. Е 21Ь 3/12

F 04с 1/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УД1 622.243.92.05 (088.8) (72) Автор изобретения

М. Д. Шляховский (71) Заявитель (54) ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЪ

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин.

Известны забойные двигатели, выполненные по принципу лопастных гидромоторов и предназначенные для бурения скважин, содержащие цилиндрический корпус с закрепленным в нем профилированным статором и ступенчатым ротором с подвижно установленными в его диаметральных сквозных пазах лопастями. Однако известные гидродвигатели ненадежны в работе на буровом глинистом растворе, включающем частицы песка и утяжелителя.

Предлагаемый забойный двигатель отличается тем, что пазы в его роторе выполнены под углом один к другому, причем угол поворота пропорционален количеству ступеней ротора. Это повышает надежность двигателя в работе.

На фиг. 1 показан предлагаемый забойный двигатель, общий вид: на фиг. 2 — разрез по

А-А на фиг. 1.

Двигатель имеет цилиндрический корпус 1 с резьбой 2 в верхней части для присоединения к колонне бурильных труб. Перегородки

3 и статоры 4 образуют в сочетании с корпусом 1 объемные камеры 5, которые расположены соосно по вертикали. На периферии перегородок 3 и статоров 4 выполнены два вертикальных паза. Пазы в сочетании с внутренней поверхностью корпуса 1 образуют нагнетательный канал 6 и сливной канал 7, которые герметично разделены между собой и проходят по всей длине объемных

5 камер 5. Верхняя горизонтальная перегородка 3 имеет паз, расположенный без смещения по вертикали относительно нагнетательного канала 6, а нижняя перегородка 3 имеет также паз, расположенный без смещения по

10 вертикали относительно сливного канала 7.

Таким образом, нагнетательный канал 6 открыт для поступления в него бурового раствора сверху и закрыт снизу, а сливной канал 7 — закрыт сверху и открыт снизу.

Статоры 4 выполнены с двумя окнами S, одно из которых связывает камеру с нагнетательным каналом 6, а другое — со сливным каналом 7. Сквозь камеры 5 проходит

20 концентрично расположенный относительно корпуса ротор 9, несущий в своих сквозных диаметрально расположенных пазах 10 рабочие лопасти 11. Пазы 10 выполнены по высоте ротора под углом один к другому, пропор25 циональным количеству ступеней ротора, что обеспечивает, в условиях расположения в каждой объемной камере только одной двусторонней лопасти, выравнивание крутящего момента и повышение надежности двигателя

Зо в работе.

470581

I), (4

/,«««, -17

72Ротор 9 ниже нижней перегородки 3 конусно увеличен в диаметре. Он имеет канал 12, идущее от конусной поверхности к центральному отверстию в конце ротора. Центральное отверстие в конце ротора заканчивается шлицами 13, через которые передается крутящий момент от ротора 9 к шпинделю 14. Шпиндель 14 — полый, Он установлен в корпусе на радиальных 15 и осевых 16 опорах. На нижний конец шпинделя навинчен переводник

17, к которому крепится долото.

При включении буровых насосов буровой раствор через колонну поступает в нагнетательный канал 6 и далее, сквозь окно 8, параллельно во все объемные камеры, проворачивая лопасти, ротор и связанный с ним шпиндель с долотом.

Предмет изобретения

Забойный двигатель, включающий цилиндрический корпус, имеющий вертикальные

5 нагнетательный и сливной каналы, с закрепленными в нем профилированным статором, разделенным на поперечные камеры, имеющие по два продольных окна, соответственно сообщенных с нагнетательным и сливным ка10 налами, и ступенчатым ротором с подвижно установленными в его диаметральных сквозных пазах лопастями, отл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью повышения надежности двигателя в работе, пазы в роторе выполнены

15 под углом один к другому, причем угол поворота пропорционален количеству ступеней ротора.

47058)

А-А

Составитель А. Кушелевич

Редактор Л. Тюрина Техред 3. Тараненко Корректор Н. Учакина

Заказ 1978j2 Цзд. P o 1453 Тираж 648 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Забойный двигатель Забойный двигатель Забойный двигатель 

 

Похожие патенты:
Наверх