Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач

 

О П И С А Н И Е (II) 472232

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.03.73 (21) 1892684/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.75. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 20.10,75 (51) М. Кл. F 16n 7/26

Государственный намите.

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.896(088.8) 1 ;, .:

Л. И. Сморгонский и В. И. Грымов (72) Авторы изобретения

Ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ленинского комсомола (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ СМАЗКИ В ПОСАДОЧНОЕ

ОТВЕРСТИЕ ШЕСТЕРНИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к устройствам для смазки разбрызгиванием, применяемым в коробках передач транспортных средств.

Известны устройства для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач, содержащие установленную на валу переходную втулку с буртом, на которой свободно установлена шестерня.

Однако в таком устройстве поступление масла в посадочное отверстие шестерни затруднено, а на некоторых наиболее ходовых режимах работы коробки передач, например при движении автомобиля на прямой передаче, масло не поступает совсем.

Целью изобретения является обеспечение смазки шестерни в широком диапазоне скоростей вращения, Это достигается тем, что переходная втулка со стороны бурта выполнена с конической поверхностью, выходящей меньшим диаметром за пределы бурта и образующей внутри бурта прерывистый кольцевой зазор, а вне его — кольцевую полость, в которой размещен неподви>кный направляющий элемент, нижняя часть которого расположена над выходящей за пределы бурта конической поверхностью втулки, à также тем, что направляющий элемент выполнен в виде лотка и закреплен на наружном кольце подшипника вала коробки передач или на картере коробки передач. Направляющий элемент может быть выполнен также в виде защитной шайбы, закрепленной на наружном конце подшипника вала коробки передач.

На фиг. 1 изображена коробка передач с устройством для подачи смазки, продольный разрез; па фиг. 2 — устройство для подачи смазки с лотком, закрепленным на картере; на фиг. 3 — то же с защитной шайбой в под1о шипнике в качестве неподвижного направляющего элемента; на фиг. 4 — переходная втулка со сьемпым буртом; на фпг. 5 — переходная втулка, выполненная за одно целое с буртом.

15 Устройство для подачи смазки содержит переходную втулку 1 с буртом 2, установленную на валу 3, связанном с картером 4 через подшипник 5. На переходной втулке 1 свободно установлена шестерня 6, находящаяся в

20 постоянном зацеплении с валом-шестерней 7.

Переходная втулка 1 со стороны бурта 2 выполнена с конической поверхностью А, выходящей за пределы бурта 2 и образующей с ним прерывистый кольцевой зазор. В кольце25 вой полости, образованной буртом 2, подш |пинком 5 и конической поверхностью Втул| и 1, помещен неподвижный лоток 8, нижняя часть которого находится вблизи конической поверхности втулки 1. Лоток 8 может быть ус30 тановлен посредством пружинного элемента

472232 на наружном кольце подшипника 5 (см. фиг. 1) или же закреплен на картере 4 (см. фиг. 2). Для размещения лотка 8 в картере 4 предусмотрена полость Б. Для лучшей подачи смазки целесообразно снабдить лоток 8 продольными выступами 9 и ребрами 10.

Функции неподвижного направляющего элемента может выполнять защитная шайба

11 подшипника 5, размещенная близ конической поверхности втулки 1 (см. фиг. 3).

Бурт 2 может быть выполнен как в виде съемного элемента (см. фиг. 1 — 4), так и за одно целое со втулкой 1 (см. фиг. 5), и снабжен со стороны внутреннего диаметра вырезами произвольной конфигурации.

Устройство для подачи смазки действует следующим образом.

Разбрызгиваемое нижним валом-шестерней

7 картерное масло попадает на неподвижный направляющий элемент — лоток 8 и стекает по нему на коническую поверхность втулки 1, откуда часть масла под воздействием центробежной силы перетекает с меньшего диаметра на больший и через кольцевой зазор между буртом 2 и втулкой 1 попадает в посадочное отверстие шестерни 6.

Предмет изобретения

1. Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач, содержащее установленную на валу переходную втулку с буртом, на которой свободно установлена шестерня, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения смазки шестерни в широком диапазоне скоростей вращения, переходная втулка со стороны бурта выполнена с конической поверхностью, выходящей меньшим диаметром за пределы бурта и образующей внутри бурта прерывистый кольцевой зазор, а вне его — кольцевую полость, в которой размещен неподви>кный направляю15 щий элемент, нижняя часть которого располо>кена пад выходящей за пределы бурта конической поверхностью втулки.

2. Устройство по п. 1, отлич а ющееся тем, что направляющий элемент выполнен в

20 виде лотка и закреплен на наружном кольце подшипника вала коробки передач.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что направляющий элемент выполнен в виде защитной шайбы, закрепленной на на25 ружном кольце подшипника вала коробки передач.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что лоток закреплен на картере коробки передач.

472232

Фиг. z

Составитель Н. Тарасова

Редактор Е. Дайч

Техред Н. Ханеева

Корректор Н. Стельмах

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2822!20 Изд. № 1501 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4,;5

Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач Устройство для подачи смазки в посадочное отверстие шестерни коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и касается систем смазки подшипников и зубчатых колес многоступенчатых редукторов

Изобретение относится к устройствам смазки разбрызгиванием и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в тяговых редукторах локомотивов

Изобретение относится к смазочной технике и позволяет расширить зону подачи смазки

Область техники, к которой относится изобретение - это машины и механизмы, которые имеют картер со смазкой, вращающиеся, двигающиеся детали, способные разбрызгивать смазку, и в них применяются подшипники качения шариковые или роликовые. Пассивный элемент для смазки подшипников качения картерным маслом в механизмах состоит из сборника, который предназначен для сбора смазывающей жидкости с поверхностей картера либо с разбрызгивающих вращающихся, двигающихся частей и деталей механизма, расположен выше точки захвата смазки подшипником, способного отдавать смазывающую жидкость направляющей конструкции, которая позволяет смазывающей жидкости стекать под действием силы тяжести и угла наклона от сборника к подшипнику. Направляющая конструкция доставляет смазку только в точку захвата смазки подшипником, которая может быть расположена: для вертикально ориентированного подшипника в объеме, ограниченном наружным диаметром внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой горизонтальными линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для горизонтально или наклонно ориентированного подшипника, при применении стекающих капель, в верхнем объеме, ограниченном поверхностью плоскости, проходящей через центры шариков, роликов, поверхностью наружного диаметра внутренней обоймы подшипника, поверхностью, описываемой линиями вращения центров шариков, роликов, поверхностью, описываемой дугой шара, для роликов отрезком, от центра вращения до точки соприкосновения с внутренней обоймой подшипника, расстояниями от края шарика, ролика подшипника, от минимально возможного до размера половины диаметра капель смазки, которые образуются данным маслом; для струи доступны точки захвата верхнего и нижнего объема подшипника. Технический результат: устранение масляного голодания при работе подшипника, что обеспечивает снижение рабочей температуры подшипника за счет постоянного протока масла через объем качения шариков, роликов при любых угловых скоростях вращения, и увеличение срока эксплуатации. 3 ил.
Наверх