Раздвижная колесная пара

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 47966У

Союз Советскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.73 (21) 1865547/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.08.75. Бюллетень № 29

Дата опубликования описания 14.11.75 (51) М. Кл. В 60b 19/04

В 61f 7/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 625.2.011.44 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Ф. Андреев, В. В. Новиков, А. А. Кривецкий, В. И. Зайка, H. И. Мартынов и И. В. Наумов

Уральский вагоностроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского (71) Заявитель (54) РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для транспортирования грузов по железным дорогам с различной шириной колеи.

Известны раздвижные колесные пары, содержащие свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством.

Однако известные раздвижные колесные пары не всегда обеспечивают надежную фиксацию колеса после изменения колеи и требуют дополнительной фиксации в осевом направлении.

Цель изобретения — повышение надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи.

Для этого в предлагаемой колесной паре на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй — с зубчатым венцом, выполненным на стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относительно оси с венцами, выполненными на внутренней стороне стакана, причем у венцов одной из пар каждый второй зуб срезан.

5 Зубья косозубых венцов втулок целесообразно направить в противоположные стороны под одинаковым углом.

На втулке может быть установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем по10 ложении.

На фиг. 1 изображена предлагаемая раздвижная колесная пара, продольный разрез; на фиг. 2 — часть колесной пары в положении для широкой колеи; на фиг. 3 — то же, в мо15 мент перевода колесной пары с одной колеи на другую; на фиг. 4 — то же, в положении для узкой колеи, На оси 1 свободно установлены колеса 2 с удлиненными ступицами 3, взаимодействую20 щими с фиксирующими устройствами 4, снабженными подпружиненными сухарями 5 и концентричным оси стаканом 6 с цилиндрическим фланцем 7, взаимодействующим с направляющим путевым устройством, На внут25 ренней части ступицы 3 выполнены косузубый и прямозубый венцы 8 и 9. Венец 8 зацеплен с косузубым венцом 10, выполненным на втулке 11, которая жестко закреплена на оси 1.

Такое зацепление позволяет ступице 3, а слез0 довательно, и колесу 2, перемещаться вдоль

479667 оси только при его одновременном повороте.

Для того, чтобы предотвратить осевое перемещение колеса 2 относительно неподвижной втулки 11, достаточно исключить его проворачивание. Венец 9 постоянно зацеплен с зубчатым венцом 12, выполненным на стакане 6, который расположен в радиальном зазоре между втулкой 11 и ступицей 3 и может перемещаться вдоль оси колесной пары. С внутренней стороны стакана 6 выполнены два зубчатых венца 13 и 14, взаимодействующие в соответствующем положении с зубчатыми венцами 15 и 16, выполненными на втулке 11, причем у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан. На втулке 11 установлено также упорное кольцо 17 для удержания стакана 6 в крайнем положении и имеются выемки 18 и

19 для подпружиненных сухарей 5.

Перевод колесной пары на более узкую колею осуществляется автоматически на специальном переводном участке железнодорожного пути. При прохождении колесной пары через переводной участок фланец 7 фиксирующего устройства набегает на переводной ручей 20, который уводит его в сторону средней части оси до тех пор, пока зубья венца 14 не упрутся в кольцо 17, а сухари 5 не попадут в выемку 19 неподвижной втулки 11 (фиг. 3), При этом венец 13 стакана выходит из зацепления с венцом 15, а венец 14 входит в зацепление с венцом 16. Венцы 9 и 12 остаются в зацеплении. Происходит дефиксация колеса, при этом фиксирующее устройство 4, а с ним и колесо, получает возможность поворота относительно втулки 11 за счет того, что у венцов 14 и 16 каждый второй зуб срезан.

Таким образом, колесо 2 под действием направляющего рельса 21 переводного участка пути перемещается вдоль оси 1 с одновременным поворотом относительно нее за счет косозубого венца 10. При повороте колеса на величину ширины срезанного зуба зубья венцов 14 и 16 упираются друг в друга и исключают дальнейший поворот колеса 2, прекращая и смещение его вдоль оси.

При выходе колесной пары с переводного участка переводной ручей 20 посредством фланца 7 сдвигает фиксирующее устройство 4 в обратном направлении до тех пор, пока сухарь 5 не попадет в выемку 18. При этом стакан 6 замыкает собой ступицу 3 колеса и неподвижно сидящую на оси втулку 11, исключая проворачивание колеса 2 относительно втулки, а за счет зацепления косозубых вен5 цов 8 — 10 его осевое перемещение.

Таким образом, обеспечивается надежное фиксирование колеса на оси после изменения колеи (фиг. 4).

Перевод колесной пары с узкой колеи на

10 широкую осуществляется аналогично.

Для предотвращения скручивания оси в момент перевода колес на другую колею зубья косозубых венцов 10 втулок с правой и левой сторон оси направлены в противопо15 ложные стороны под одинаковым углом.

Предмет изобретения

1. Раздвижная колесная пара, содержащая свободно установленные на оси колеса с удлиненными ступицами и взаимодействующие с ними фиксирующие устройства с подпружиненными сухарями и концентричным оси стаканом с цилиндрическим фланцем, взаимодействующим с направляющим путевым устройством, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности автоматической фиксации колес после изменения колеи, 30 на внутренней части ступицы выполнены косозубый и прямозубый венцы, первый из которых зацеплен с венцом, выполненным на втулке, жестко закрепленной на оси, а второй — с зубчатым венцом, выполненным на

35 стакане, размещенном в радиальном зазоре между втулкой и ступицей, при этом на втулке, на расстоянии, большем ширины зуба, выполнены два зубчатых венца, взаимодействующие в соответствующем положении относи40 тельно оси с венцами, выполненными на внутренней стороне стакана, причем у венцов одной из пар каждый второй зуб срезан.

2. Колесная пара по п. 1, отл и ча юща яся тем, что зубья косозубых венцов направ45 лены в противоположные стороны под одинаковым углом.

3. Колесная пара по п. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что на втулке установлено упорное кольцо, удерживающее стакан в крайнем по50 ложении.

479667 Риг 3

Составитель Б. Анфилатов

Техред Л. Казачкова Корректор Н. Лебедева

Редактор С. Титова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2802/4 Изд. № 951 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Раздвижная колесная пара Раздвижная колесная пара Раздвижная колесная пара Раздвижная колесная пара 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области колесного производства, в частности к колесам с гибкими ободьями и гибкими связями между ободьями и ступицами

Движитель // 2114006
Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к вездеходным транспортным средствам и колесным движителям для них, преимущественно к колесам с пневматическими шинами

Изобретение относится к транспортным средствам и может использоваться в электромобилях

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к конструкциям колес сухопутных транспортных средств для повышения их проходимости и амфибий для улучшения также их подвижности и управляемости на плаву

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к вездеходам

Изобретение относится к транспортным средствам
Наверх