Конусная фрикционная муфта
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (и)- 480869
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.02.74 (21) 1997841/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.08.75. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 16.10,75 (51) М. Кл. Г 16d 13/24
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621 825 5 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
А. Д. Козин
Тульский ордена Красного Знамени машиностроительный завод (71) Заявитель (54) КОНУСНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в автомототехнике, станкостроении и других отраслях, где требуется осуществлять плавный пуск механизмов.
Известна конусная фрикционная муфта, содержащая две конусные полумуфты, концентрично установленные и взаимодействующие с помощью помещенных между ними фрикционных элементов. Для устранения возникающего при ее выключении эффекта самоторможения полумуфты выполняются с большими углами наклона конусов, что приводит к увеличению габаритов и усложнению механизмов управления.
Целью изобретения является уменьшение габаритов муфты, увеличение момента трения при передаче вращения и уменьшение эффекта самоторможения в период выключения.
Для этого в описываемой муфте фрикционные элементы установлены с возможностью осевого перемещения в пазах, выполненных на конусной поверхности одной из полумуфт, причем углы наклона конусных поверхностей наружной и внутренней полумуфт соответственно больше и меньше угла трения скольжения.
На чертеже изображена описываемая муфта, продольный разрез.
На ведомом валу 1 свободно вращается ведущая полумуфта, содержащая зубчатку 2, жестко связанную с конусом 3, имеющим пазы, параллельные оси разъема муфты. В них с помощью пружинящих защелок 4 закрепле5 ны с возможностью осевого перемещения фрикционные элементы 5.
Угол наклона конуса 3 наружной полумуфты выполнен больше критической величины угла трения (tgn ) f) и имеет величину бо10 лее 8 .
Ведомая полумуфта состоит из нажимного конуса 6, перемещающегося под действием пружины 7 по шлицам колеса 8, жестко закрепленного на ведомом валу 1. Другим торI5 цом пружины 7 упираются в опорную шайбу
9, смонтированную на ведомом валу с помощью зубчатой втулки 10 и гайки 11. В нажимной конус ввернуты регуляторы 12 натяжения пружины, компенсирующие износ кон20 тактных конусных поверхностей и подсадку пружин в процессе эксплуатации.
Угол наклона нажимного конуса 6 внутренней полумуфты выполнен меньше критической величины угла трения (tg а (f) и не
25 превышает в описываемой муфте 5 45 .
В полый ведомый вал 1 помещен шток 13, не доходящий на определенную величину до шайбы 14, связанной опорными гайками 15 с винтами регуляторов 12. С внешней стороны
ЗО шайба 14 имеет устройство 16 для подсоедиСоставитель О. Логвинова
Редактор Т. Юрчикова
Текред Т. Миронова Корректор Л, Денискина
Заказ 2558/1 Изд. № 1693 Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д 4j5
Типография, Ilp. Сапунова, 2 нения к механизмам управления на случай отсутствия управления штоком.
Муфта работает следующим образом.
В рабочий период момент трения от вращения ведущей полумуфты передается через фрикционный элемент 5 на нажимной конус б и далее через колесо 8 на ведомый вал 1.
В период выключения муфты шток 13 толкает шайбу 14, связанную через опорные гайки 15 с регулятором 12, и, сжимая пружины 7, сдвигает нажимной конус, стремясь нарушить контакт с фрикционными элементами 5. В связи с тем, что угол контакта нажимного конуса меньше критической величины угла трения скольжения, элементы 5 перемещаются вдоль пазов ведущей полумуфты вместе с нажимным конусом до тех пор, пока не образуется зазор между последними и конусной поверхностью ведущей полумуфты. В момент образования зазора и отсоединения нажимного конуса элементы 5 под действием пружинящей силы защелок 4 возвращаются в исходное положение и передача вращения от ведущей полумуфты прекращается.
5 Предмет изобретения
Конусная фрикционная муфта, содержащая конусные полумуфты, концентрично установленные и взаимодействующие с помощью по10 мещенных между ними фрикционных элементов, отличающаяся тем, что, с целью увеличения момента трения при передаче вращения и уменьшения эффекта самоторможения в период выключения, фрикционные
15 элементы установлены с возможностью осевого перемещения в пазах, выполненных на конусной поверхности одной из полумуфт, причем углы наклона конусных поверхностей наружной и внутренней полумуфт соответст20 венно больше и меньше угла трения скольжения.