Устройство для постоянного натяжения каната при его раскатке
ВС т тгти т: - я
WATK. -КЛ1 лЮО ка А 1 11 48 7799
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.12.72 (21) 1858936/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.10.75. Бюллетень ¹ 38
Дата опубликования описашгя 02.02.76 (51) М. Кл. В 614 7, 00
В 66d 1/50
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) ДК 621.863.2-231 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. М. Райхлин и Г. Н. Бовский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОСТОЯННОГО НАТЯ)КЕНИЯ
КАНАТА ПРИ ЕГО РАСКАТКЕ
Изобретение относится к области монтажа канатов подвесных канатных дорог.
Известно устройство для постоянного натяжения каната при его раскатке, содержащее корпус и зажимные приспособления, установленные на подставке.
Недостатком извсстного устройства является нерегулируемость натяжения в канатс и возникновение значительных контактных напряжений на его поверхности при раскатке.
Для обеспечения заданного усилия в канате при его раскатке и снижения контактных напряжений на его поверхности в предлагаемом устройстве зажимное приспособление выполнено из размещенных в верхней части корпуса двух пар разрезных конусов, расположенных в клиновидных разъемных обоймах, подвижных по направляющим корпуса, причем основания нижних половин обойм снабжены зубчатыми рейками, взаимодействующими с зубчатыми колесами, насаженными на валы, расположенные в нижней части корпуса, в одной горизонтальной плоскости и связанные цепной передачей, причем на валах установлены кулачки, а под основанием нижних половин разъемных обойм установлены подвижные в вертикальной плоскости плиты с выступамп, взаимодействующими с указанными кулачками.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство с условно снятой боковой стенкой корпуса, общий вид; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Устройство, через которое проходит раскатываемый канат 1, содержит неподвижный корпус 2 и разрезные конусы 3 и 4, расположенные внутри клиновидных разъемных обойм
5 и 6. Нижние части обойм 5 и 6 опираются соответственно на прижимные плиты 7 и 8 с выступами, которые взаимодействуют с кулачками 9 и 10, расположенными на валах 11 и 12, находящихся в одной горизонтальной плоскости. Валы 11 и 12 связаны цепной пере15 дачей, включающей зубчатые колеса 13 и 14 и цепь 15. На валах 11 и 12 насажены зубчатые колеса 16 и 17 с нарезкой зубьев не по всей окружности колеса, взаимодействующие с двумя зубчатыми рейками 18, прикрепленны20 ми к основаниям нижних половин обойм 5 и 6.
Раскатка каната 1 под натяжением производится следующим образом.
Канат 1 заводится в конусы 3 и 4 и на выходе из корпуса 2 подсоединяется к монтаж25 ному тяговому канату. Валы 11 и 12 отрегулированы на передачу расчетного тормозного усилия поджатием тормозшлх колодок. услоBно не показанных. В исходном положешш обойма 5 поджата совместно с конусом 3 при30 жпмной плитой 7, которая приподнята кулач487799
5 ю
20 э
«д
3О
35 ком 9. Прн этом зубчатос колесо 16 находится в зацеплении с зубчатой рейкой 18 обоймы
ii. Б этом жс положении обойма 6 с конусом
4 разжаты, прижимная плита 8 опущена, опираясь на кулачок 10, а зубчатое колесо 17 выведено из зацепления с зубчатой рейкой 18 обоймы 6. При поступательном движении ка: ата 1 конус 3 начнет двигаться вместе с канатом, сжимая его и вклиниваясь в обойму 5, так как коэффициент трения между конусом
3 и канатом 1 больше, чем между конусом 3 н обоймой 5. Движение обоймы 5 с зубчатой рейкой 18 начнется тогда, когда усилие в клиновом соединении обоймы 5 и конуса 3 превысит тормозное усилие, действующее на обойму 5 и передаваемое к ней от вала 11. При этом зубчатая рейка 18 передает вращательное движение зубчатому колесу 16, от него валу 11 с зубчатым колесом 13. С помощью цепи 15 вращение получит зубчатое колесо 14, вал 12, кулачок 10 и зубчатое колесо 17, которое еще не вошло в зацепление с зубчатой рейкой 18 обоймы 6. При дальнейшем движении каната 1, когда обойма 5 подойдет к своему крайнему положению, зубчатое колесо 16 выйдет из зацепления с зубчатой рейкой 18 обоймы 5, а кулачок 9 даст возможность опуститься прижимной плите 7. При этом обойма
5 с конусом 3 разомкнутся под действием дополнительной пружины (на чертеже не показана) и отойдут в исходное положение при помощи возвратной пружины (на чертеже не показана). В это же время, когда обойма 5 еще не дойдет до положения, когда она полностью разожмется, кулачок 10 приподнимет прижимную плиту 8, которая подожмет обойму 6 с конусом 4. Прн этом конус 4 начнет двигаться вместе с канатом 1, вовлекая в движение обойму 6 с зубчатой рейкой 18, которая войдет в зацепление с зубчатым колесом 17. После этого конус 4 еще больше сожмет канат 1, совершая с ним поступательное движение. Канат 1 все время движется под расчетным натяжением, так как работая с некоторым сдвигом фазы, конус 4 полностью зажимает канат
1 к моменту, когда конус 3 полностью разжимается, выпуская канат 1.
После этого цикл работы устройства повторяется.
Формула изобретения
Устройство для постоянного натяжения каната при его раскатке, содержащее корпус и зажимные приспособления, отличающееся тем, что, с целью обеспечения заданного усилия в канате при его раскатке и снижения контактных напряжений на его поверхности, зажимное приспособление выполнено из размещенных в верхней части корпуса двух пар разрезных конусов, расположенных в клиновидных разъемных обоймах, подвижных по направляющим: корпуса, причем основания нижних половин обойм снабжены зубчатыми рейками, взаи лодействующими с зубчатыми колесами, насаженными на валы, расположенные в нижней части корпуса в одной горизонтальной плоскости и связанные цепной передачей, причем на валах установлены кулачки, а под основанием нижних половин разъемных обойм установлены подвижные в вертикальной плоскости плиты с выступами, взаимодействующими с указанными кулачками.
487799 1 Я lа
Фиг. 2
Составитель Т. Дегтярева
Техред 3. Тараненко
Корректор H. Аук
Редактор С. Байкова
Типография. пр. Сапунова. 2
Заказ 3395/4 Изд. Ла !947 Тираж 593 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4,5