Дифференциал воробьева

 

О П И С АН И - М

ИЗОБРЕТЕНИЯ п,|п 490698

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.08.70 (21) 1467187/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.11.75. Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 30.01.76 (51) Ч. Кл. В 60k 17, 20

Государственный комитет

Совета Министров СССР о делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-587 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Воробьев, Б. Н. Пименов и М. А. Лизогубов (71) Заявитель (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ ВОРОБЪЕВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самоблокирующимся дифференциалам, устанавливаемым в ведущих мостах транспортируемых средств.

Известны самоблокирующиеся дифференциалы, содержащие установленные на полуосях внутренние обоймы, на которых установлены наружные обоймы, соединенные между собой, и ролики, взаимодействующие с внутренними и наружными обоймами.

Недостатком известных дифференциалов является то, что при передаче крутящего момента в местах контактирования роликов с обоймами возникают высокие удельные давления вследствие линейного контакта, приводящие к быстрому износу роликов и обойм.

Цель изобретения — улучшение технологичности и повышение нагрузочной способности.

Это достигается тем, что дифференциал выполнен с зубьями на наружных обоймах и снабжен шариковым синхронизатором, содержащим втулку со ступенчатыми выступами для стопорепия шариков и водила с пазами, установленные на внутренних обоймах, взаимодействующие с роликами и шариками.

При этом шарики размещены в разрезном сепараторе, охватывающем водила, а ролики подпружинены относительно один другого и выполнены со срезами, исключающими в нейтральном положении возможность взаимодействия с соответствующими наружными обоймами, и перемычками, входящими в пазы кольцевой канавки водила.

5 На фиг. 1 изображен предлагаемый дифференциал, продольный разрез; на фпг. 2 — разрез по А — А на фиг, 1; на фиг. 3 — разрез по

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — 6 — разрез по В—

В (развертка) на фпг. 1 соответственно в про1О цессе начала заклинивания, полного заклинивания и расклинивания шариков.

Описываемый дифференциал содержит установленные на полуосях внутренние обоймы 1 и 2, взаимодействующие с наружными обоймами 3 и 4, имеющими зубья 5 на внутренней поверхности, посредством роликов 6 со срезом 7 на одном конце и перемычкой 8 на другом, и связанных между собой по окружности пружинами 9; шариковый синхронизатор, состоящий из двух рядов шариков

10, втулки 11 со ступенчатыми выступами для стопорения шариков, водил 12 и 13, у которых на внутренней цилиндрической поверхности выполнен кольцевой выступ с пазами 14, а на наружной поверхности имеются желоба, расположенные под углом к образующей цилиндрической поверхности, в которых перемещаются шарики разрезного сепаратора 15, охватывающего одновременно водила 12 и 13, и пружинных колец 16 и 17, расположенных

490698

55 на внутренней поверхности наружных обойм

3 и 4. Последние соединены болтами 18, а для исключения осевого смещения деталей дифференциала между обоймами 1 и 2 установлена распорная втулка 19.

Работает дифференциал следующим образом.

При вращении внутренних обойм 1 и 2 (фиг. 1) вместе с полуосями относительно неподвижных наружных обойм 3 и 4 сепаратор

15, увлекаемый водилами 12 и 13, соединенными посредством роликов 6 с внутренними обоймами 1 и 2, перемещается до тех пор, пока своими боковыми поверхностями не упрется в шарики, находящиеся между ступенчатыми выступами втулки 11.

При дальнейшем повороте водил 12 и 13 шарики 10, перемещаясь по желобам, упираются в боковую поверхность ступенчатого выступа и перемещаются вдоль последнего до тех пор, пока не остановятся (фиг. 4).

Шарик 10, упирающийся в контактную поверхность, действуя на боковую поверхность наклонного желоба водила 12, отжимает его от втулки в сторону торца с зубьями наружной обоймы 3 до тех пор, пока не произойдет зажатие (заклинивание) водила между торцом обоймы 3 и шариком 10 и, следовательно, его остановка, поскольку наружная обойма неподвижна (фиг. 5).

Процесс заклинивания правого водила 13 аналогичен процессу заклинивания левого водила 12.

При повороте внутренней обоймы относительно заклиненного водила поверхности перемычек роликов упираются в стенки пазов

14 водила, вследствие чего ролики поворачиваются вокруг своих осей, растягивая при этом пружины 9 (фиг. 3).

При дальнейшем повороте внутренней обоймы выступающие поверхности повернутых роликов упираются в стенки зубьев 5 наружной обоймы и передают на нее вращение внутренней обоймы, т. е. происходит включение дифференциала (фиг. 2).

Выключение дифференциала осуществляется следующим образом.

При уменьшении скорости вращения какойлибо из полуосей внутренняя обойма ее отстает от вращения наружной обоймы. Вследствие этого выступающие поверхности роликов отстающей обоймы, находившиеся в зацеплении с зубьями наружной обоймы, отходят от контактных поверхностей зубьев. По мере отставания внутренней обоймы ее рочики поворачиваются вокруг своих осей под действием пружин, возвращаясь в среднее нейтральное положение, при этом плоскости срезов роликов устанавливаются по касатель5

35 ным, а зубья наружной обойме не касаются роликов отстающей внутренней обоймы.

Поверхности перемычек роликов отстающей внутренней обоймы упираются в стенки пазов заклиненного водила, в результате чего оно, зажатое перед этим между торцом наружной обоймы и заклиненным шариком 10, преодолевая силы трения от зажатия, начинает поворачиваться как одно целое с роликами и отстающей внутренней обоймой. При этом шарики перемещаются вместе с водилом и пружинным кольцом до упора их в боковую поверхность В сепаратора, который в начале относительного поворота водила отстающей внутренней обоймы поворачивается с ним, увлекаемый силой трения до тех пор, пока не упрется своей поверхностью в заклиненный шарик 10 (фиг. 6) . В этом положении боковая поверхность В совпадает с поверхностью Г, контактные поверхности Д перекрыты сепаратором.

Шарики отстающего водила, упираясь в поверхность В сепаратора, перемещаются вдоль них по мере поворота водила и внутренней обоймы с отстающей полуосью. При этом шарики не касаются поверхности Г втулки. Происходит полное выключение отстающей половины дифференциала.

При увеличении скорости вращения отстававшей до этого полуоси происходит включение отстававшей до этого половины дифференциала.

Работа дифференциала в режиме реверса аналогична описанной выше.

Предмет изобретения

Дифференциал, содержащий смонтированные на полуосях внутренние обоймы, на которых установлены наружные обоймы, соединенные между собой, и ролики, взаимодействующие с внутренними и наружными обоймами, отличающийся тем, что, с целью улучшения технологичности и повышения нагрузочной способности, он выполнен с зубьями на наружных обоймах и снабжен шариковым синхронизатором, включающим втулку со ступенчатыми выступами для стопорения шариков и водила с пазами, установленные на внутренних обоймах, взаимодействующие с роликами и шариками, при этом шарики размещены в разрезном сепараторе, охватывающем водила, а ролики подпружинены относительно один другого и выполнены со срезами, исключающими в нейтральном положении возможность взаимодействия с соответствующими наружными обоймами, и перемычками, входящими в пазы водила.

490698

Составитель В. Выборнов

Техред А. Камышникова

1(орректор Т. Миронова

Редактор Н. Смирягина

Тш|огпафия, пр. Сапунова, 2

Заказ 30079 Изд. № 92 Тираж 782 Подписное

Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4!5

Дифференциал воробьева Дифференциал воробьева Дифференциал воробьева Дифференциал воробьева 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх