Многофазная электрическая машина двойного питания

 

(«) 497685

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

t ((( (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.11.71 (21) 1713218/24-7 (51) М. Кл. Н 021с 17/24 с присоединением заявки № 1737478/24-7

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (32) Приоритет

Опубликовано 30,12.75. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 16.03.76 (53) УДК 621.313.39 (088.8) (72) Авторы изобретения

В, М. Куцевалов, В. К. Кантер, Л. А. Ковалюк, А. А. Трудовой и И. И. Цалс

Физико-энергетический институт АН Латвийской ССР (71) Заявитель (54) МНОГОФАЗНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

ДВОЙНОГО ПИТАНИЯ

Изобретение относится к электрическим машинам двойного питания и может быть использовано в системах, требующих от электрической машины бесконтактности, повышенной надежности, возможности регулирования пусковых параметров и скорости вращения вала.

Известные бесконтактные электрические машины двойного питания с двухфазной вторичной обмоткой на роторе содержат статор с двумя якорями, один из которых состоит из магнитопровода и сосредоточенных вторичных обмоток, и ротор с зубцовыми системами, число которых определяется числом фаз указанного якоря. Число зубцов каждой зубцовой системы равно числу пар полюсов якоря.

К недостаткам этих машин относятся сложность магнитопровода якоря и невозможность использования их для питания якоря напряжением с любым числом фаз.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков. Для этого неподвижная часть магнитопровода выполнена с общим для всех фаз участком, число сосредоточенных обмоток якоря выбрано на единицу меньше числа фаз этого якоря, а число зубцовых систем равно числу фаз якоря.

На фиг. 1 показана бесконтактная машина двойного питания с внутренним неподвижным магнитопроводом второго якоря.

На внутреннем неподвижном магнитопрово5 де 1 расположены сосредоточенные катушки обмоток 2. Ротор состоит из трух зубцовых систем 3 — 5, отделенных от статора 6 главным воздушным зазором 7, от внутреннего неподвижного магнитопровода — дополни10 тельными воздушными зазорами 8. Число зубцовых систем определяется числом фаз второго якоря и не зависит от числа пар полюсов машины. Каждая зубцовая зона имеет зубцы, равномерно расположенные по окруж15 ности, в количестве, равном числу пар полюсов. Зубцы разных зубцовых систем сдвинуЗб0 ты в пространстве на электрических

m градусов, где m — количество зубцовых си20 стем. Постоянство числа зубцовых систем при изменении числа пар полюсов является большим преимуществом для тихоходных машин, Один из якорей представляет собой маг25 нитопровод, на котором укреплены неподвижные сосредоточенные катушки якоря. Последние непосредственно — без контактных колец и щеток — соединены с внешними цепями.

Число катушек сосредоточенной обмотки и

497685

2 2

Фиг. 1 зависит от числа зубцовых систем, причем

n)m — 1. Катушки соединены с внешними цепями так, чтобы получить в главном воздушном зазоре вращающееся магнитное поле.

Так, например, при четырех зубцовых системах минимальное число катушек 3, при трех зубцовых системах минимальное число катушек 2, при двух зубцовых системах минимальное число катушек 1, но в последнем случае магнитное поле второго якоря получается пульсирующим или постоянным в случае питания обмотки второго якоря постоянным током.

На фиг, 2 показана бесконтактная машина двойного питания, но с боковым расположением неподвижного магнитопровода 1 и торцовыми дополнительными воздушными зазорами 8.

На фиг. 3 изображена многофазная машина двойного питания индукторного типа, статор которой выполнен из трех отдельных связанных магнитно ярмом 9 пакетов 10 с общей распределенной обмоткой 11. Ротор выполнен из зубцовых систем 12, расположенных на ярме 13. Катушки вторичной обмотки

14 расположены между пакетами статора.

На фиг. 4 показана многофазная индукторная машина, но с катушками вторичной обмотки 14, расположенными между зубцовыми системами.

Возможно также выполнение статора с отдельными для каждого пакета распределенными первичными обмотками, В этом случае необходимое угловое смещение зубцовых систем зависит также от взаимного расположения обмоток отдельных пакетов и способа их включения.

Предмет изобретения

1. Многофазная электрическая машина двойного питания, содержащая статор с дву10 мя якорными обмотками, одна из которых выполнена в виде сосредоточенных катушек, и ротор со скрепленными между собой безобмоточными зубцовыми системами, отличаю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конст15 рукции, улучшения использования активных материалов, ротор выполнен с числом зубцовых систем, равным числу фаз якорной обмотки, а число сосредоточенных катушек на единицу меньше числа фаз.

20 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что якорная распределенная обмотка расположена на одном пакете, а зубцовые системы ротора выполнены когтеобразными с относительным угловым сдвигом в пространстве, со25 ответствующим числу зубцовых систем.

3. Машина по и. 1, отличающаяся тем, что якорная распределенная обмотка уложена на статоре с числом пакетов, равным числу зубцовых систем ротора, причем

30 пакеты статора и соответствующие им зубцовые системы ротора имеют относительный угловой сдвиг в пространстве, соответствующий числу пакетов.

497685 а .п 1S 1г

1Ф 12

Составитель А. Кецарис

Редактор В. Левятов

Техред Е. Митрофанова

Корректор 3. Тарасова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 357715 Изд. № 2090 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Многофазная электрическая машина двойного питания Многофазная электрическая машина двойного питания Многофазная электрическая машина двойного питания Многофазная электрическая машина двойного питания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротех нике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве электродвигателя для промышленных механизмов, Цель изобретегшя - упрощение, конструкции

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано для общепромьшшеиного электОо ропривода

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх