Следящая система

 

О П И С А Н И Е 50237!

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Саветскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.07.74 (21) 2046955/18-24 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.76. Бюллетень ¹ 5 (45) Дата опубликования описания 03.06.76 (51) М.Кл з б 05 В 11/01

Гасударственный комитет

Совета й1ннистров СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК 62-50 (088.8) (72) Автог; изобретения

С. А. Соколов (71) Заявитель (54) СЛЕДЯЩАЯ СИСТEMA

,, =,, +2 „, 30

Изобретение относится к системам управления и .может быть использовано для двухканального управления с применением в качестве исполнительных элементов двухфазных асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока.

Функциональные схемы известных у тройств двухканального упра вления содержат измерительно-преобразовательный блок, связанный через блок коррекции со входами реверсивного компаратора и блока определения модулей, .выход которого подключен через нереверсивный усилитель мощности к обмотке управления двигателя, связанного через объект регулирования с одним из входов измерительно-преобразовательного блока, и реверсивный усилитель мощности, выход которого подключен к обмотке возбуждения двигателя, а входы — к реверсивному компаратору.

Недостатком таких устройств является трудность выполнения регулировочными средствами, во всем рабочем диапазоне температур, условия равенства зоны нечувствительности характеристики управления нереверсивного канала и ширины петли гистерезиса с зоной нечувствительности характеристики управления реверсивного канала: где Л,,„ и Л .„.р — зоны нечувствительности нереверсивного и реверсивного каналов;

Л „— ширина петли гистерезиса реверсивного канала. г1еоднозначность начала характеристик управления обоих каналов обуславливает автоколебания при малых сигналах рассогласования и снижение точности подобных систем.

Кроме того, в зоне нечувствительHîñòè системы, определяемой зоной нечувствительности нереверси вного канала. на участках неоднозначности характеристик обмотка возбуждения не отключается от источника питания, поэтому работа системы на этом участке характеризуется дополнительным потреблением энергии и, как следствие, нагревом двигателя и оконечного каскада усилителя. Это снижает экономичность и надежность подобных систем.

Целью изобретения является повышение экономичности и надежности следящих систем и,повышение .их точности.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно устанавливаются последо вательно соединенные комларатор, вход которого связан с выходом блока определения модуля, и логический элемент «И», один,из входов которого подключен к выходу реверсив502371

25 ного компаратора, а выход логического элемента «И» соединен с .реверсивным усилителем мощности.

На фиг. 1 предстарзлена функциональная схема следящей системы, на фиг. 2 — характеристики управления нереверсивного и реверсивного каналов.

Следящая система содержит измерительно-,преобразовательный блок 1, связанный через блок коррекции 2 со входами реверсивного ком паратора 8 и блоком определения модуля 4, выход которого через нереверси вный усилитель мощности 5 связан с обмоткой управления двигателя б, соединенного с объек том регулирования 7. Ком паратор 8 подключен к логическому элементу «И» 9, выход которого через реверсивный усилитель мощности 10 соединен с обмоткой, возбуждения .двигателя. Для нормальной работы системы должно .выполняться условие:

При отсутствии сигнала рассогласования на обмотках управления и возбуждения отсутствует напряжение. При работе следящей системы в зоне нечувствительности на выходе реверсивного,компаратора 8 появляется сигнал, соответствующий определенной полярности сигнала рассогласования. Этот сигнал поступает на один из входов элемента 9. Однако поскольку с компаратора 8, регистрирующего зону нечувствительности нереверси вного канала управления, не поступает разрешающий си гнал, то выходной сигнал элемента 9 равен нулю. В случае одновременного поступления си гналов с компараторов 3 и 8, что имеет место только при сигнале рассогласования, большем зоны нечувствительности нереверсивного канала, сигнал с выхода логиче"кого элемента «И» поступает на усилитель

10, который подключает источник напряжения к обмотке возбуждения двигателя б. Одновременно с этим начинается, изменение модуля напряжения на обмотке управления у" илителем мощности 5. Можно устанавливать порог срабатывания реверсивного канала исходя из условия обеспечения напряжения трогания на обмотке у правления неревер5 сивным,каналом. В этом случае напряжение трогания двигателя определяет зону нечувствительности системы. Изменение фазы входного сигнала прыводит к переключению компаратора в другое состояние, соответствуюИ щее обратному вращению двигателя.

Использование дополнительно установленных узлов — компаратора и логического элемента «И» выгодно отличает предлагаемую следящую систему от известной, так как nol5 вышается ее экономичность и надежность за счет отключения, источника питания в зоне нечувствительности.,При этом повышается точечность обработки сигнала рассогласования, так как обеспечивается однозначность вращения двигателя и устраняются автоколебания системы при малых скоростях отработки.

Формула изобретения

Следящая система, содержащая измерительно- преобразовательный блок, связанный через блок коррекции со входами реверси вного ком паратора и блока определения модуля, ЗО выход которого подключен через нереверсивный усилитель мощности к обмотке упра|вления двигателя, связанного через объект регулирования с одним .из входов измерительнопреобразовательного блока,,и реверсивный

35 усилитель мощности,,подключенный к обмотке возбуждения двигателя, о т л,и ч а ю щ а яс я тем, что с целью повышения точности работы, экономичности .и надежности работы системы, она содержит последовательно-соединенные .компаратор, вход которого связан с,выходом блока определения модуля, и логический элемент «И», один из входов которого подключен к выходу реверсивного moMinapaтора, а выход логического элемента «И» сое45 динен с реверсивным усилителем мощности.

50237!

Фиг. 2

Составитель А. Лащев

Техред Е. Подурушина

Редак-.ор Е. Меньшов

Корректор В. Гутман

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 56I./811 Изд. № 254 Тираж 1029 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Следящая система Следящая система Следящая система 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам автоматического управления и может быть использовано в образцах техники, работающих в условиях воздействия помех и пропадании информационных сигналов, а также в установках для научных исследований

Изобретение относится к автоматическому регулированию астатических объектов с нелинейными корректирующими устройствами

Изобретение относится к области регулирования и может быть использовано в каналах управления летательного аппарата, электропривода робота и при автоматизации различных технологических процессов

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования и может быть использовано при построении систем регулирования объектами с несколькими управляющими и одним выходным воздействиями

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления различными инерционными объектами, например, поворотными платформами, промышленными роботами, летательными аппаратами

Изобретение относится к автоматическим системам управления для магнитных измерений и исследования характеристик магнитотвердых материалов

Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к приводам подъемных механизмов, работающих в условиях значительной неуравновешенности нагрузки, например, электрогидравлические приводы стрелового оборудования экскаваторов, кранов, подъемников и т.п
Наверх