Устройство для крепления топливных элементов

 

5I6105

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЛВТОРСКОММ СВИДНИЛЬСтаМ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.06.72 (21) 1799745/25 (51) М. Кл, - 6 21С 3. .2 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.76. Бюллетень М 20 (5".) 1 Z1% 621 039 5 (088.8) Дата опубликования описания 03.08.76 (72) Авторы изобретения

П. Л. Тютюнников и П. С. Соловьев (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ

Изобретение относится к атом!(ой технике и может быть использозано д..:i усоверше. ствования конструкции устройств для фиксации положения топлив iblx элементов. в особенности на физических сто: .(ах, содержапцгх бол.шос коли (ество одинаковы.;:лементоз труб. атой формы.

Известно l cTpoI(cTBo для к1эеплепия пых элементов с верхним концом в виде незаглушенной труоы, имеющей сечение в виде круга или многоугольника.

Недостатком извест:!ой конструкции является невысокая надежность фиксации положения топливных элементов при извлечении из активной зоны. 15

Целью изобретения является повышение надежности фиксации положения топливных элементов при извлечении одного пли нескольких из них.

Цель достигается тем, что устройство вы- 20 полнено в виде детали, например отрезка стержня, имеющей па одном торце не менее трех пазов, причем форма и размеры сечения детали между внутренними стенками пазов соответствуют форме и размерам пространства между трубчатыми окончаниями топливных элементов, а форма внутренней и наружной стенок паза и расстояние между ними соответствуют форме и толщине стенок трубчатого окончания в месте установки устройства, а 30 также тем, что на впеш пг(степках газоь ус.-;!новле ibi штифты, расположение il ра мер которь(х соответству!от и; ту .1;азз!ераз! оТ пе1эстн(1, сделанных В TB(бчать(:(окон!аппя. ;.

Устройс.-во, ыл. 1 .спо.::-.-;:.",;.:.;! ля креплеI . (1 Ii ф:.кса цп. рас(:c.ë î;:..::; !я элеме (тов

1io к- оре, сод(- .1>.1(ill(lie (0(:.:.tc Tb!OHHII Tpl б

;; !IIIIoli 2---3 м и . !1(! (стром, 0 мм, наполнен-! iblх «лтlH паl:I(:ii il !(о!(с гр г! ii!!o.ill ûìi(мат ериалами.

H;:. фиг. 1 пгп;азап общий впд одной из модификацп(1 устройства; на фпг, 2 — — впд сверху этой модификации; на фнг. 3 показа.; общий вид доуго(! модпфпк-.цпп;;!а фпг. - . — ее вид сверху; па фиг. 5 схемати pcl Да. п,".QH учаCтка B(; X!IHX Tj) i б IBTblX о :,оп:(апп1! TOH lliBHb(X элементов с установ. с(!нымп в межтрубных промежуткax устройствамп o;ieiix модпфпкаH,ПЙ.

Изображенная пт! фпг. I 2 модификация представл ст пз себя отре..ок; руглого стержня, на одном Top(,å которого прорезаны симметрично относительно i. BI;Tp;i -;>,I;((гообразных паза 1. Центральная часть ". имеющая вид трехгран:!ика с воп(утымп боковымп поверхностями, снабжена в центре сквозным отверстием 3. Боковые стороны устройства — лепестки

4, отделенные пазами, имеют длину, меньшую чем у центральной части, считая от д 1а паза.

Кроме того, торцовая поверхность каждого леИВ10З

1

50 с, д пестка скошена внутрь по направлению к пазу.

Вторая модификация, изображенная на фиг.

3 и 4 отличается от вышеописанной размерами центрального отверстия 3, диаметр которого больше диаметра окружности, вписанной в промежуток между тремя соседними топливными элементами. Кроме того, на внутренних поверхностях каждого лепестка жестко укреплены фиксирующие штифты 5. Штифты имеют скошенную наружу поверхность и расположены на одинаковом расстоянии относительно друг друга и относительно дна пазов.

Вследствие изменения размеров центрального отверстия 3 центральная часть устройства в этой модификации представляет три выступа

6, имеющих в плане трапецеидальную форму.

Эти выступы отделены от лепестков участками соседних пазов, которые также разделяются отверстием 3 на две симметричных части.

Устройства обеих модификаций полностью взаимозаменяемы в местах их установки; для обеспечения процесса установки предлагаемых устройств высота лепестков и центральной части сделаны различными. Этой же цели служат скосы на торцовых частях лепестков и фиксирующих штифтов 5. Процесс установки и съема устройств модификации, изображенной на фиг. 1 и 2 не требует пояснений и может быть автоматизирован. Отверстие 3 в этой модификации служит для размещения в межтрубном промежутке различных детекторов и образцов, Другая модификация, изображенная на фиг.

3 и 4 обеспечивает фиксацию положения топливных элементов в группе относительно вертикальной оси и препятствует самопроизвольному выпаданию устройств при случайных толчках и вибрации. Для этого каждое трубчатое окончание должно иметь три отверстия, симметричных относительно вертикальной оси топливного элемента и находящихся на равном расстоянии от его торца.

Эти отверстия могут служить, например, для установки транспортных приспособлений, необходимых при перегрузках топливных элементов.

При изготовлении рассматриваемой модификации размеры и расстояние фиксирующих штифтов 5 от дна пазов 1 соответствуют размерам и расстоянию отверстий от торца трубчатого окончания. Поэтому при надвигании устройства на стенку трубчатого окончания лепесток сначала отгпбается, а затем, после попадания штифтов в отверстие, запирает устройство на трубчатом окончании.

Для съема этой модификации необходимо специальное приспособление, которое вставляется, например, через центральное отверстие 3.

Степень жесткости соединения топливных элементов в группу и отдельных групп между собой определяется материалом и размерами трубчатого окончания в такой же степени, как материалом и размерами предлагаемых модификаций.

Изображенная на фиг. 5 схема расположения в межтрубных промежутках 7 устройств, где различные модификации чередуются, жестко связывает всю систему топливных элементов 8. При этом любой топливный элемент входит в три соседние группы и закреплен тремя устройствами 9 различны.; модификаций. Следовательно при извлечении одного или нескольких элементов, каждый из оставшихся связан с другими не менее чем двумя устройствами. В случае необходимости ужестчения всей системы крепления топливных элементов, изображенных на фиг. 5, число установленных устройств может быть удвоено за счет незанятых межтрубных промежутков 10.

Кроме крепления топливных элементов предлагаемая конструкция устройства может быть использована при хранении, транспортировке, окраске и сушке труб, а также при сборке и испытаниях различных изделий из труб, обр азующих пр авильные периодические решетки.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления топливных элементов с верхним концом в виде незаглушенной трубы, имеющей сечение в виде круга или многоугольника, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации положения топливных элементов при извлечении одного или нескольких из них, устройство выполнено в виде детали, например отрезка стержня, имеющеи на одном торце нс менее трех пазов, причем форма и размеры сечения детали между внутренними стенками пазов соответствуют форме и размерам пространства между трубчатыми окончаниями топливных элементов, а форма внутренней и наружной стенок паза и расстояние между ними соответствуют форме и толщине стенок трубчатого окончания в месте установки устройства.

2. Устройство для крепления топливных элементов по п. 1, отл и ч ающееся тем, что на внешних стенках пазов установлены штифты, расположение и размер которых соответствуют месту и размерам отверстий, сделанных в трубчатых окончаниях, Фиг. г

Составите.. ь А. Шмелев

Текред Т. Курилко

Редактор H. Коляда

Корректор H. Аук

Заказ 1587,19 Изд. ¹ 1445 Тира :; !077 Подпиское

ЦНИИПИ Государствспного комитета Сове." . гМп;пиетров .ССР по дела:,! изобретеиий и открытий

113035, Москва, )К-35, Рауи!ская иаб., д. -, 5

Типография, ир. Сапунова, 2

Устройство для крепления топливных элементов Устройство для крепления топливных элементов Устройство для крепления топливных элементов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ядерной техники. Тепловыделяющая сборка для ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем содержит тепловыделяющие элементы, которые установлены в каркасе, состоящем из направляющих труб, дистанционирующих решеток и хвостовика. Сборка содержит цанговый фиксатор, который установлен внутри хвостовика, и механизм управления фиксатором. Механизм управления состоит из головки и распорной втулки, которые кинематически соединены тягами. Тяги размещены внутри направляющих труб. Головка выполнена в виде втулки с внутренней проточкой. Распорная втулка расположена внутри цангового фиксатора с возможностью взаимодействия с ним. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности фиксации тепловыделяющей сборки в опорной конструкции активной зоны при одновременном упрощении работ по закреплению и извлечению сборки из активной зоны. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ядерной технике и может быть использовано при изготовлении тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок реакторов на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем. Твэл включает ядерное топливо, размещенное в герметичном контейнере в виде тонкостенной трубчатой оболочки из стали, и концевые детали, элемент дистанционирования, навитый по спирали с широким шагом на наружную поверхность оболочки и закрепленный на концах твэла к оболочке или к концевым деталям. Элемент дистанционирования выполнен в виде тонкостенной трубки со сквозной продольной щелью по ее длине. Способ изготовления элемента дистанционирования, в соответствии с которым его получают из тонкостенной трубки или тонкой ленты со средней частью в виде трубки со сквозной продольной щелью заданной ширины и концевыми участками в виде фрагментов цилиндрической оболочки под сварку с оболочкой или заглушками твэла. Технический результат изобретения - снижение металлоемкости твэла и снижение контактных напряжений, возникающих в оболочке твэла в активной зоне реактора при выгорании ядерного топлива. 4 н. и 30 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к способу управления автономной двухконтурной ядерной энергетической установкой при изменениях внешней электрической нагрузки. В заявленном способе обеспечивается согласование электрических процессов, происходящих во внешней нагрузке, с механическими и тепловыми процессами установки за счет аккумулирования или расходования заряда в аккумуляторной батарее. В заявленном способе предусмотрено использование аккумуляторной батареи и перераспределение электрической мощности между турбиной, генератором и аккумуляторной батареей при изменениях внешней электрической нагрузки. По величине тока заряда или разряда аккумуляторной батареи либо по ее напряжению формируют сигнал на изменение заданного значения расхода питательной воды и заданной мощности реактора. Техническим результатом является оптимизация условий эксплуатации ядерной энергетической установки, повышение ее надежности и увеличение ресурса при сохранении маневренности со стороны потребителей электрической энергии. 2 ил.
Наверх