Система для обучения

 

Сотоэ т оветских

Социвлистн теских

Республик

O ll И С A H И Е tit 5)7038

ИЗОБРЕТЕНИЯ (61} Лотто.)!!!!тел! ттое к авт. свил-пу (22) . 1 тнт) )c ио 22.)!.74 (21} 2()887!13/24 с ирис клинт и!тем заян)<и М (2:5} I! ðèt>) н гт..т (5!) И. КЛ,G()9 H 7/т)4

Гпс)тдарственный номнтет

Соввтв Инннстров СССР по делам нзобретеннв и отнрьпнн (43) <тиублнконано 05.()! 7б, Бтоллетен! %2) (53) уде !тт! .).37).(ч ! () 88.8) (45} /та та опубликования описания .9-т ) 77 (72) Ат)1«рт,! нз«6регоння

А. Я. Сттттельев, В. Е, Алексеев, В. М. Готтчяров и Jl. А. 71епова

Московское ордена Ленина и ордена Трудового Краси<и о Знамени (71} 3;!я!титель высщее техническое училище имени Н. Э. Баумана (14} СИСТЕМА ИЛ Я ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к области технических, средств обучении, в частности к системам и устройствам для обучения учащихся.

Известны системы для обучения, содержащие устройство управления, соединенное через устройство анализа ответов с блоком определения статистики правильных ответов и блоком определения статистики опптбок, подключенным к блоку выдачи рекометтттаций, блок памяти учебных ситуаций, соелиненный с устройствами управления и анализа ответов, и блок авода информации, Однако такие устройства не обеспечивают высокой эффективности обучения и ие учитывают индивидуальных способностеи учащихся, Цель изобретения — повышение эффективности обучения за счет осуществления адаптации устройства к индивидуальным способностям обучаемых.

Эта цель достигается тем, что система содержит устройство определения очередности ответов, соединенное с блоками ввода информации, устройствами управления и анализа ответов и последовательно подключенные блок определения качества усвоения, соединенный с блоками определения статистики онтибок и правильных ответов,, 2 о блок оценки ожидаемых значений ттараьтетр«тт, соедиттенньтй с блоками определения статно.гики

omn6o, и блок определения последовательности изучения, соединенный с блоком выдачи рено

5 мендаций, На чертеже лана схема устройства.

Система для обучения содержит блок ввода информации 1, преднаэначенньвт лпя ввода информации и перекодировки ее в вил, удобный лля

10 обработки.

Устройство очередности ответов 2 определяет приоритет поступившей в систему и!!формат!!!и и очередность ее обработки. Система может быть одновременно использована для изучения различ15 ных предметов, которые требуют обращения к ней учащихся с различной частотой. В этом случае допустимое время ожидания рекомендаций от системы различно, что может быть реализовано введением приоритетов. Кроме того, использование 2t) для заполнения простоев фоновых задач также требует введения приоритетов, Система позволяет испольэовать приоритеты как прерыван>шис обслуживание, так и относительные, Устройство управления 3 предназначено ллл

Ф управления работой разтвтчттьтх блоков, В частности

517038 оно определяет по входной информации, какая порция учебного материала изучается в данныи момент, и подает соответствующие сигналы в блок памяти учебных ситуаций 4 и в блок устройство анализа ответов, а также определяет шифр учашегося.

Блок чамяти учебных ситуаций 4 хранит информацию о различных порциях учебного материала.

По сигналу из устройства управления информация об изучаемой в данный момент порции поступает в устройство анализа ответов 5.

Устройство анализа ответов 5 анализирует правильность ответа, определяет тип ошибки, причину, выэынакнцую появление этой о шубки, и вес ошибки. При неправильном ответе осуществляется переход к блоку статистики ошибок 6, а при правильном — K блоку статистики правильного ответа.

Блок стат«стикн ошибок 6 предназначен для накопления C I3 гистики об ошибочных ответах, Отлич«тельной особенностью этого блока, по сравненшо с англогичлымн блоками других систем, являегсн то, что он позволяет также накапливать сто (ист«ку no «enp;.дусмотренным ошибочным ответам, которая используется для корректировки учебною материала. (Блок статистики правильных ответов 7 редназначен ллл накопления статистики после щие ил ьных Отве f oB, Оба блока статистики накапливают статистику, характеризующую не только отдельные порции учебного ма1ериала, но и способности каждого учапге гося.

Блок определения качества усвоения 8 определяет уровень знаний учащегося в данный момент времени в зависимости от успешности изучения материала.

Блок оценки ожидаемого значения параметров 9 предназначен для оценки ожидаемой успецтности изучения учебного материала на основании статистики, характеризующей данный материал и данного учащегося, Блок определения последовательности изучения 10 предназначен для определения оптимальной последовательности изучения порций учебного мате риала, от которой ожидается наибольший эффект, Поскольку учебный материал имеет несколько различных способов изложения, то на каждом шаге имеется возможность выбора того или иного продолжения. Особенностью данного блока является то, что определяется не порция, для которой ожидается наибольший эффект, а последовательность порций, IBK как порция, для которои ожидается наиболыш и эффект, может не лежать на. оптимальной последовательности изложения.

Блок выдачи рекомендаций 11 вьшает порцию, разъясняющую ошибку учащегося, если ответ был неправильным, или первую порцию оптимальной последовательности изучения, если ответ был правильным.

Система работает следующим образом.

Ответы учащегося, вводимые в систему, накапливаются блоком ввода информации 1.

Признак окончания ответа поступает в устройство определения очередности ответа 2, которое в соответствии с приоритетностью ответа и дисциплиной обслуживания ставит этот ответ в очередь.

Устройство управления 3 выбирает иэ памяти . ответ, подлежащий обработке, определяет по информации, заключенной в этом ответе, номер порции, изучаемой учащимся в данный момент.

Ответ подается в блок памяти учебных ситуации 4, где выделяется шифр учащегося, после этого он поступает в устройство анализа ответов 5, В это же устройство из блока памяти учебных ситуаций 4 по номеру порции поступают эталоны ответов или вычисленные в блоке 4 образы ответов, которые используютс» для анализа правильности ответа. При неправильном ответе определяется тип. ошибки, причина ошибки, и в блоке onðåäåëåíèÿ статистики ошибок 6 накапливается информация, характеризующая данную порцию усвоения учебного материала данным учащимся с использованием шифра учащегося. Затем блок выдачи рекомендаций 11 по типу и причине ошибки определяет подлежащую изучению порцию учебного материала, которая выдается учащемуся.

При правильном ответе блок определения статистики правильных ответов 7 корректируеМ информацию, характернзуюшую данную порцию учебного материала, используя номер порции.

Затем блок определения качества усвоения 8 коро ректирует статистику, характеризующую способности данного учащегося, Скорректированная статистика, характеризующая порции учебного материала и способности учащегося, используется блоком оценки ожидаемых значений параметров 9 для определения ожидаемых значений параметров, характеризующих успешность изучения порций учебного материала, подлежащих изучению. После этого блок определения. последовательности изучения 10 определяет из всех возможных последовательностей изучения порций учебного материала ту, для которой ожидается наибольший эффект как по качеству усвоения учебного материала, так и по времени изучения. Блок выдачи рекомендаций 11 из выбранной оптимальной последовательности выбирает первую порцию учебного материала и выдает ее учащемуся. Затем цикл повторяется.

Обучающая система позволяет использовать учебный материал, имеющий несколько способов изложения, отличающихся один от другого как объемом порций учебного материала, так и подроб. постыл изложения материала внутри основных порций и порций, разъясняющих ошибки.

Использование изобретения позволяет сократить время изучения и повысить кзчесгво усвоения учебного материала.

517038

bxo8

Составитель А. Романов

Техреа М Левицкая

Редактор Л, Утехина Корректор П.Макаревич

Тираж 576 ПоАнисное

ЦНИИПИ Государственного комитата Совета Министров СССР

fio делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., А. 4/5

Заказ 162В/l43 филиал ППП "Патент, г. Ужгоров, ул. Проектная. 4

Формула изобретения

Система для обучения, содержащая устройство управления, соединенное через устройство анализа ответов с блоком определения статистики правильных ответов и блоком определения статистики ошибок, подключенным к блоку выдачи рекомендаций, блок памяти учебных ситуаций, соеднненный с устройствами управления и анализа ответов и блок ввода информации, отличающа яся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения за счет осуществления адаптации системы к индивидуальным способ ностям обучаемых, она содержит устройство определения очередности ответов, соединенное с блоком ввода информации, устройствалти управления и анализа ответов, и последовательно подключенные блок определения качества усвоения, соединенный с блоками определения статистики ошибок и прв. вильных ответов, блок оценки ожидаемых значений парал1етров, соединенный с блоком определения статистики ошибок, и блок определения поспело. вательносш изучения, соединенный с бя ч:ол1 выдачи рекомендаций.

Система для обучения Система для обучения Система для обучения 

 

Похожие патенты:

Способ относится к области информационных технологий, используемых для управления учебным процессом на основании непрерывной текущей оценки знаний, умений и навыков по каждой из компетенций обучаемых, и может найти применение в образовательных учреждениях для приведения компетенций обучаемых в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Для увеличения количества обучаемых, которые приобрели необходимые компетенции на заданном интервале времени, и роста формируемого уровня знаний, умений и навыков обучаемых формируются сигналы, пропорциональные оценке компетенций обучающихся, и сравниваются с порогом, определенным заданиями фонда оценочных средств, проводится подсчет количества сигналов, превысивших уровень порога, затем определяются медианные значения сигналов, корректируются сигналы управления пропорционально количеству и медианным значениям сигналов, превысивших уровень порога. 2 ил.
Наверх