Противоослепляющая автомобильная или мотоциклетная фара
Феоз Советемик
Сециалнстнчеоеа
Рфсвубее
К АВТОРСКОМУ СВМИ,61!1! . f !: Э ::7ВУ
Ойдо* 3 !464 7Я» ° - ....... Ю ( (61) Дополнительное к 667. GRl:-,6;:= „
> (22) ЗаввлЕио19,12.7 3 (2 1 19,".. г. ;= .,1 .:;.,- —;; (:, " ; с присоединением заявки:I% (23) Приоритет
1 (Я) ()пу лииоваио 05 07 76 Я1о",„„".т.;.="; ., Я о 5 ". 3
Гвщдврствввай ввивтвт
Ввэата Иеввтрве ССС1 ав дворам вэвврвтвквв а вткритвв (46) Дата ОПУбЛИКОВанчв ЗПН :..П. ;:я ti.c,"18,7Л (72) Автор изобретении
И. A. I àëeé с (T l) Заввитель (54) ПРОТИВООСДЕПЛЯК31.ЦАЯ АВТОМО1БИДЬИА;1
ИД И Я ОТО j+И K Qc-; ТН Д Я 111 Д j3 1
Изобретение относится к осьетительной аппара туре автомобиля.
Известные автОмобильные фары обладатот ослепляющим действием пучка света, исходящего от рефлектора фары, Известен аффективный способ борьбы с ослеплением — использование поляризованцс * ,го света. Однако для осуществления етого . способа необходимы специальные оптические фильтры-поляроиды на фаре и перед глазами ! водителя, изготселение которых достаточно сложно, 11елью изобретения являе;гся предотвращение ослепляющего действия встречного транспорта дальним светом н получение необходимого »светораспределеция фары, . Поставленная цель достигается тем, что между рассеивателем и отражателем, размещенными в корпусе фары установлен до- рр полнительный оптический алемент, выполнен ный в виде взаимно перпендикулярно рас положенных призм с общим. основанием и с углами наклона преломляющих граней or10 до 40о, причем апертурное уменьшение раз- @
Ot1 1-,tete 11 ( р
B цлх, ! Г)QÑit ÎËÎ1 -;Н ", Цнi :. Поp;-1М,, O c Н O :
1: цзм кчскн с 1 «11.иа 11 11 а !
Лнт ИЗ ЛИтЬЕНОГО аКрила1,c:= i-нрЛЗЗ. :тз1тЬЦО л вертикально располоткецнi-1м:) lpii3 : . 1:-11-. с !
3Ott8JIhHО РаСПРЕgePi Hh&tl:.1Н tCUeitCO*:"1111-:.>11пiVc ill
4 углами их граней в пределах зт " О дс 111
Такал конструкция г1ознсплег рнфпекг11ро-! наицый поток снега 07 Ьаоь1 нас!И1з11епить
1гакцм образом, что в сснонцом оц будет 11а»1
», правлен ца лежащее впереди дорожное полог цо, а et"o .есть - нер.1-нкапьцо t вправо, Теоретическое обоснование данного изобретения основано ца законе прег1омпсцня луча cBeTG обь1чцой 1 рек рацией цptfei зй
Дополцитепьный оптически11 апНМЕПт ВЬт: попчец с одной общей плоской треньи для всех призм, расположенных зоиап1..цт сцt13» вне|->х н в правом кнадрап те 1.„р1г1»а ..:. не » тц кальяо справа 1=:алено, 1-1Q фцг 1 п11кeзаца 1" омпоцo+1 а цопопцн» ,тельного опгическot.о алемецта и рессеннан 3 520
I щему стеклу. и рефлектopу фары в общем мон- таже; на фиг, 2 - фронтальная проекция до полнительного оптического элемента "",. Сис:= тЕМОй раСПОЛОжЕН ея ВоэраСтаЮщЕГО уГЛа Граней призм в зональной последовательности; иа фиг. З - п)оекция дополнительного оптиQ ческого элемента cD стороны обшей плоскОй грани всех призм и зеркальной маски о "режателя возможных бликов От рефлектора;
HB фиг, 4 распределение лучевого If отака
or фары с дополнительным Оптическим элеФф
МЕН том В ГОрн сэон таПЬ КОМ И ВЕр тИК апеэн ", М
Hflf. равленкях; на фиг. 5 допОлни 79EU ное цокольное кож*цо, посаженное на основное
ЦОИОЛЬНО) ЦИЛИНДРИЧНСКОЕ КОЛЬЦО 9 ШЛИЦЕ-! ! вом соединении для Отвода IIQK )ля ла)4пы Б
Глубину рефлектора мотоци|.ле ) floe Фапь! На
15 мм, Противиослепляющая автомобил,ная фара состоит из фарного рефлектора 1 (см. фи i1) см с рассеивающим стеклом 2 я крепежными зубцами 3 ободка реф)|ектора 1. По„рассеивающим стеклом 2 в фасонном уступе 4 устанОвлен допОлнительный Оп7ичес:кий злс мент 5, в)|нолненный из эшелонировано взаимно перпендикулярно расположенных призм
6 и 7 (см, фиг, 2). Дополнительный QIlrHчоск| ) элемент выполнен Q-..кой 8, Двенадцать Горизонтально расположенных призм 6 установлены в пяти зонах прелсм ления (10, 15, 20, 25, 30 ), шест. призм @
7 установлены вертикально в четырех зонах преломления (10, 15, 20„30О).
Для погашения возможных бликов от ре= флектора фары с обратной стороны оптического элемента пад плоскостью круга 9 сту- Э пенчато установлены фольгированные, и ам|)ль:.гамированные зеркальные полоски — экраны, 10 (см. фиг. 3). Они от).ажают ослепляющий точечный блик, образующийся благодаря отражению рефлектором 1 света нити нака- 46 ливания ав тс м об ильи ой лампы, Схема расположения экранируюших зеркальных полос л. 0 зависит От Геоме трии р -" флектора 1 (параболической или гипербол I÷åñKQll) и в значительной степени от марки рас- д сеиваюшего стекла 2.
Погашение бл и кое) может бы ть решена констр активно несколько иначе. Для этого взамен зеркально-экранирующих полосок 10 устанавливают призмы 6, перехватывающие @ и световой пучок отраженного света под более крутым углом к оптическому элементу (лампе и рефлектору). Преломляюшие грани этих призм должны быть установлены в пределах
С!
40, 45 и даже 50О на л«ти отражен.. ого |)6 лучевого потока.
Распред" пение света данной фарой Qcnoвано на физических свойствах обы |ной трехгранной призмы и показано на фиг. 4, где зона 11 соответствует зоне освещенности ЬО дорожного поло... 8 а зона 12 - зоне освещенности обоч...:. и дорожных знаков.
Аналогии H,.:prèíà и для призм 7 (см.
Фиг. 2).
Рефлектир львиный пучок света, идущий из выходного Отве;.:- тия фары (сечение 161 мм), подвергается угловому распределению через дополнительны)! оптический элемент 5, устаИОВЛЕНИЫй е!ЕИ ",:.У ВЫХОДНЫМ ОтВЕРСтИЕМ И
Оае-...-.енваю!Прм:. Геклом 2.
Р: результа : рассчетного призматичеоного преломления по горизонтальным и вер»
"H«e«fI"-f)ü..м:ao»;) I рефлекторный пучок света, оаспрс|деленный на угловые зоны, приобре тает ре ..счетную направленность, благодаря чему субеспечивается освеш нность нужных направлений лежащего впеоеди пространства.
Дополнительный оптический элемент Нопользуется в моте)цнклетной фаре (мотоцикл;в ИЖ и мотора.f;IåpìçI, где сам рефлектор пов торяет точнун: геометрию автомобильной фа|)ы, тОлько Он .,: еорачен, а сечение Выход ного отверстия,"!. .=сеиваюшего стекла и ее внутренней ф:)снн уменьшено до 142/127 мм.
Б связи с э.ff) лампу отводят в глубину рефлектора.
Ha . ц линдрнч)некую обойму 13 (см.фиг.5), B КОГОРУЮ ВСтаВЛЯЕтСЯ фпаНЕЦ ЦОКОЛЯ ЛаМПЫ 14 е устанавливают дополнительную ступенчатую обойм- 15 с тремя зубцами 16 в шлицевом соединении .17. Иа внутренней поверхности
Обоймы 15 выпог|ен)еяа впадина 18 для зубца цокольногео флан Ia лампы 10, Накидная гайка 20 с контакга)еи 21 и контактными пластинами 22 сохранена и используется без из» менения., Перемещение нити накаливания и укороченность рефлектора фары в принципиальной оптической схеме дополнительного оптического элемента требует учесть возможность измеHBH HH уГлов в схе ме дополни тельнОГО Оп ти» ческого элемента (см, фиг. 1) по горизонтально расположенным призмам в зональной последовательности — 15, 20, 30, 35 и 40о.
Зеркально-зкранирующие полоски 10 для погашения возможных бликов в этом случае требуются и зонах 35О и в.арой ступени 15О.
Дополнительный оптический элемент обеспечивает независимость дальнего света автомобильной и мотоциклетной фары or субьективного решения водителя.
Ф ормула изобре тения
Пративоослепляющая автомобильная или мотоциклетная фара, содержащая корпус и размещенные в нем отражатель, рассеиватегп и источник света, o r л и ч а ю щ а -: я с я тем, что, с целью поедотвращения ослепления встречного:ранспорта дальним све620487
6 том и получения необходимого светораспреде-, выполненных как одно целое с общим осно1ления, между рассеивателем и отражателем ванием и с углами наклона преломляющнх . установлен дополнительный оптический еле-,граней от 10 до 40о, причем апертурное мент выполненный в виде эшелонярованно уменьшение размеров призм определено воз, . взаимыоперпендикулярнорасположенныхприэм„- ðàñòàêèeì угла,в них.
520487
Составитель В. Чернова
Редактор Е. Меньшова Техред И Ко „Корректор В, Микита
Заказ 4355/192 Тираж 723 Подл исн."
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР пб делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород,. ул. Проектная-, 4