Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач

 

ам тлзмок

С А

ОП И ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

IiiI 52II58

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнителыное к авт. авид-ву— (22) Заявлено 05.10.73 (21) 1968266 27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.07.76. Бюллетень ¹ 26 (45) Дата опубликования описания 04.12.78 (51) М.Кл 2 В 60 К 41,110

1осударствеииый комитет сссР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-585.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. М. Шапиро, Г. E. Огий и И. А. Скрыпник (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ

СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области транс. портного машиностроения, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробок передач.

Известно устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки .передач, включающее орган управления, насос, связанный,гидромагистралями с:распределителем, гидроуправляемыми фрикционными муфтами включения передач, лереливным клапаном и клапаном управления, содержащим корпус с установленным в нем золотником, с одного торца которого расположена полость для жидкости, а с другого — - пружина с тол кателем. 15

Однако известное устройство имеет сложную и ненадежную конструкцию.

Цель изобретения — .повышение надежности устройства для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки пе- 20 р еда ч.

Цель достигается тем, что золотник и толкатель снабжены пальцами и связаны с органом управления тягой, .имеющей продольный паз, взаимодействующий с пальца,ми, а полость клапана управления соедине.на с кор пусом канала ми, в одном из которых установлен дроссель, а в другом — обратный клапан. 30

На чертеже изображена гидросхема устройства для управления фрикппонными муфтами ступенчатой коробки передач. Элементы гидросхемы показаны при отсутствии воздейст вия водителя на педаль, связанную с клапаном управления.

Устройство состоит из насоса 1, переливного клапана 2, бака 3, теплообменника 4, распределителя 5, фрикциочов б — 8, трансмиссионного тормоза 9, напорной 10 и сливной 11 магистралей.

Клапан у правления включает корпус 12, золотник 18, пружину 14 и толкатель 15.

Толкатель и золотник связаны тягой 1б,при помощи пальцев 17 и 18, входящих в паз 19.

Корлуc имеет отверстия 20 и 21, соответственно входное и выходное, а также упоры

22 .и 28, ограничивающие крайние положения толкателя. Золотник выполнен с проточкой, соединяющей торцовую полость 24 для жидкости с входным отверстием каналом

25, в котором установлен дроссель 2б. Параллельно каналу 25 подключен .канал 27 с обратным клапаном 28.

Устройство работает следующим образом.

Насос 1 подает из бака 8 рабочую жидкость в напорную магистраль 10, давление в которой поддерживается клапаном 2. Рабочая жидкость при изобрахкелном на чер521158 теже положении распределителя 5 подводится к фрккцпону б и трансмиссионно.ному тормозу 9. При этом диски фрикциона

6 сжаты, а ведомый вал ч;рансмиссии расторможен. Фрикционы 7 и 8 от напорной магистрали от ключены. Клапан управления закрыт и вся жидкость через лереливной клапан 2 поступает в бак.

Под усилием пружины 29, действующей через педаль 80 и тягу 16, толкатель 15 прижат к упору "8. Усилие от давления рабо.ей;кн.".:ости в полости 24 на торец золотника 18 уравновешивается усилием пружины

14, и при нормальном положении золотника 18 входное:1 выходное отверстия 20 и 21

B K0Pii10e 12 ...f0>f<,f c060H Нс c000IQBIQTcH.

Благодаря относительной подвижности в пазу 19 пяльца 18, закрепленного в золотни ке 18, клапан управления кроме управления давлением выполняет также роль предохраните". üíf0ãо клапана. При случаином повышеппп давления, когда переливной клапан 2 не срабатывает, золотник 18 смещается и сжимает пружину 14, сбрасывая рабочую ж;fä:iость в магистраль 11.

Пр".одолевая усилие пружины 29, водитель п выворачивает педаль 80 относительно оси 81. Тяга 16 перемещается и затяжка пружины 14 уменьшается. Золотник 18 под действием дя вления жидкости на его торец начинает перемещаться вслед за тягой, при этом объем полости 24 увеличивается, и рабочая жидкость поступает в нее через дроссель 26. Когда проточка золотника совместится с выходным отверстием 21, давление

B,ìàãèc Tð2ëè 10 уменьшается.

Для быстрота сброса давления (например, при тор,можении машины) водитель резко нажимает на:педаль, При этом происходит не только уменьшение затяжки пружины 14, но и принудительное перемещение золотника 18 за палец 18 тягой 16. Возможность быстрого за полнения возрастающего объема полости 24 при перемещении золотника достигается не только за счет поступлеHия жидкости через дроссель 26, но и

45 благодаря подпитке через огкры вающийся обратный клапан 28. При падении давления в на парной.матистрали 10 фрикцион выключается, а ведомый вал трансмиссии притормажпвается.

Для плавного трагания необходимо медленно отпускать педаль 80, производя постепенную затяжку пружины 14, Рабочая жидкость из полости 24 под действием возросшего усилия пружины будет проходить через дроссель 26, »е препятствуя перемещению золотника 18. При этом сопротивление слива увеличивается и давление .в напорной магистрали 10 повышается. Ведомый вал растормажи вается, а диски фрикциона, связанного через распределитель 5 с напорной магистралью 10, начинают сжиматься, обеспечивая плавное трогание машины.

При резком отпускании педали,происходит быстрое сжатие пружины 14, но скорость перемещения золотника 18 ограничена скоростью истечения жидкости через дроссель 26, так как обратный клапан закрыт, Формула изобретения

Устройство для управления фрикционными муфта ми ступенчатой коробки передач, включающее орган управления, насос, связанный гидромагистралями с раопределителем, гидроуправляемыми фрикционны,ми муфтами, включения передач, лереливныи клапаном .и кла паном управления, оодержагцпм корпус с установленным в нем золотником, с одного торца которого расположена полость для жидкости, а с другого— пружина с толкателем, о т л и ч а ю.щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, золотник и толкатель .снабжены пальца,ми,и связаны с органом управления тягой,,имеющей продольный .паз, взаимодействующий с пальцами, а полость клапана управления соединена с корпусом каналами, в одВ0М из,копорых установлен дроссель, а в другом — обратный клапан.

521158

Составитель В. Калмыков

Техред Е. Митрофанова

Корректор С. Файн

Редактор Е. Чесропова

Тип. Харьк. фпл, пред. «Патент>

Заказ 897/1499 Изд. № 316 Тирани 859 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ступенчатым трансмиссиям с гидроприводом управления фрикционными муфтами двухпоточной коробки передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления блокировкой гидротрансформатора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии Цель изобретения - повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения

Изобретение относится к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях тракторов
Наверх