Устройство для заземления сооружений на рельсовые пути
т з .чт :.
О П И С А Н И E (11) 52865G
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских Социалистических Республик К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.09.74 (21) 2060789/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет Опубликовано 15.09.76. Бюллетень ¹ 34 Дата опубликования описания 06.10.76 (51) М. Кл. - Н 01Т 1/16 В 60.Ч 5/00 Государствекиый комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.316.933 (088.8) (72) Авторы изобретения И. С. Крюков, В. Д. Радченко и А. В. Фарафонов (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЗЕМЛЕНИЯ СООРУЖЕНИЙ НА РЕЛЬСОВЬ|Е ПУТИ Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Известны устройства для заземления сооружений на рельсовые пути электрифицированных железных дорог, содержащие установленные в корпусе рабочие электроды, образующие между собой искровой промежуток и разделенные диэлектриком j1J Недостатками таких устройств являются сваривание электродов при протекании через них токов короткого замыкания, а также неспособность гасить дугу сопровождающего тока, вызываемого небольшим рабочим потенциалом рельсов. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для заземления сооружений на рельсовые пути, например опор контактной сети, содержащее установленные в корпусе раоочие электроды, разделенные диэлектриком и образующие искровой промежуток, и вспомогательный электрод, подключенный через нелинейный резистор к одному из рабочих электродов (2). Однако это устройство недостаточно надежно в работе, а следовательно, недолговечно. Для повышения надежности и долговечности в предлагаемом устройстве вспомогательный электрод образует с рабочими электродами воздушный промежуток, причем отношение длин воздушного I, и искрового 1„промежут в ков выбрано в пределах 10(-(100 ° 1„ На фиг. 1 дана принципиальная схема описываемого устройства; на фиг, 2 — его конструктивная схема. Устройство содержит рабочие электроды 1 и 2, разделенные между собой диэлектриком 3, вспомогательный электрод 4, соединенный с рабочим электродом 2 через нелинейный резистор 5, и кольцевой постоянный магнит 6, который с помощью кольцевого магнитопровода 7 создает магнитное поле в воздушном промежутке между рабочими и вспомогательным электродами. Электроды закрыты изоляционной крышкой 8, на которой в центральной части расположена токоподводящая клемма 9. Другая токоподводящая клемма 10 располо* жена на магнитопроводе 7, 13 данном устройстве протеканию тока в цепи заземления под действием рабочего по-. тенциала рельсов препятствует не только искровой промежуток между рабочими электродами 1 и 2, но и нелинейный резистор 5. Для повышения эффективности раооты устройства нужно использовать резистор с возможно большим коэффициентом нелинейности. Вольтамперную характеристику резистора 5 выбирают такой, чтобы напряжение лавинообразо528650 вания (напряжение, при котором начинается резкое возрастание тока при малом приращении напряжения на резисторе) было меньше пробивного напряжения искрового промежуткаа. При малой мощности перенапряжения, воздействующего на устройство, его энергия рассеивается в нелинейном резисторе 5. Увеличение амплитуды перенапряжения и вызываемого им тока в цепи нелинейного резистора спо- щ собствует созданию интенсивной ионизации в устье между рабочими и вспомогательным электродами, что вызывает перекрытие воздушного промежутка. С этого момента величина тока в цепи заземляющего устройства 15 определяется только параметрами внешней цепи, что исключает опасность черезмерного повышения потенциала на устройстве. Использование в данном устройстве кольцевого постоянного магнита и соответствующее расположеыие магнитопроводящей части корпуса обеспечивают возникновение в кольцевом воздушном промежутке составляющсй магнитного потока с вектором напряженности, направленным перпендикулярно к оси дуги, горящей между рабочим 1 и вспомогательным 4 электродами. Это обеспечивает непрерывное движение дуги вдоль кольцевого зазора и предупреждает оплавление электродов прп больших токах короткого замыкания. Тарельчатая конфигурация главных и вспомогательного электродов с токопроводом в центральной части и с расходящимися поверхностями на краях позволяет создать дополнительное магнитное поле дуги, заставляющее ее переме- 35 щаться от устья к краям главного 1 и вспомогательного 4 электродов. Благодаря этому обеспечивается не только непрерывное перемещение дуги в кольцевом воздушном промежутке, но и ее удлинение. Это способствует погасанию дуги сопровождающего тока, протекающего в цепи заземляющего устройства, от небольших (несколько десятков вольт) рабочих потенциалов рельсов. Использование предлагаемого устройства в заземлениях железнодорожных устройств, например опор контактной сети, позволяет значительно повысить срок их службы и сократить повреждение опор блуждающими токами (ежегодно по сети электрифицированных железных дорог повреждается свыше 10 тыс. опор контактной сети), обеспечивая таким образом надежную работу устройств энергоснабжения и безопасность движения поездов. Формула изобретения Устройство для заземления сооружений на рельсовые пути, например опор контактной сети, содержащее установленные в корпусе рабочие электроды, разделенные диэлектриком и образующие искровой промежуток, и вспомогательный электрод, подключенный через нелинейный резистор к одному из рабочих электродов, отл и ч а ю щ ее ся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, вспомогательный электрод образует с рабочими электродами воздушный промежуток, причем отношение длин воздушного l, и искрового 1„промежутков выбрано в пределах 10( — < 100. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. А . В. Воронин «Энергоснабжение электрических железных дорог», Трансжелдориздат, 1958, стр. 346, рис. 185, 2, Авт. св. Хв 42188, кл. Н 01Т 1/16, 1934 (прототип) . 1 едактор А. Пейсоченко Составитель Е. Бочкова Текред Е. Подурушина Коррскгор Л. Денискина аказ 2002/14 Изд, М 1603 Тираж 963 Подшгсное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретено и и открытий 113035, Москва, Я-35, Раушская паб., д, 4/5 Типография, пр. Сапунова. 2