Муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<н 540078

Ссюз Советских

Социалистическим

Республик (6!) Дополнительное к авт. свид-ву 373466 (22) Заявлено 10.10.75 (21) 2179977/27 с присоединением заяэки № (23) |Приоритет

Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47

Дата опубликова ния описания 15.02.77 (51) М. Кл з F 16D 43/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.7 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения

А. С. Суетин (71) Заявитель

Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (54) МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах, где требуется гашение упругих колебаний валопроводов.

По авт. св. № 373466 известна муфта, используемая преимущественно в приводах, где требуется гашение упругих колебаний валопроводов. Эта муфта содержит передачу, выполненную в виде центрального колеса, смонтированного на валу, и неуравновешенных сателлитов, связывающих колесо со второй полумуфтой. Вторая (ведомая) полумуфта выполнена в виде эпициклической шестерни, входящей в зацепление с сателлитами. Ведомая полумуфта имеет упоры на торцовой поверхности, взаимодействующие с соответствующими упорами, предусмотренными на торце центрального колеса.

Недостатком такой муфты является возникновение больших перегрузок в валопроводах, соединяемых ею, в неустановившихся режимах, например, нрн пуске, так как в этот момент муфта работает как жесткая (передача усилия от центральной шестерня к эпицикляческой .осуществляется через неподвижный контакт между упорами).

Целью изобретения является увеличение времени разгона и снижение влияния внешних нагрузок в н=установившихся режимах, т. е. увеличение долговечности муфты.

Для достижения этой цели эпициклическая шестерня снабжена центробежными фрикционными колодками, установленными между ее наружным и внутренним зубчатыми венцами, которые выполнены раздельно.

На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фланг. 2 — разрез по A — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 изображена схема действия муфты.

ip Муфта состоит из ведущего центрального колеса 1 и ведомой эпициклической шестерни

2, связанных через инерционные элементы— неуравновешенные сателлиты 3. На торцовых поверхностях эпициклической шестерни имеются упоры 4, взаимодействующие с упорами

5 це|нтрального колеса по поверхносгям 6 и 7, и упоры 8, взаимодействующие с центробежными фрикционными колодками 9 по поверхностям 10, Центробежные фрикционные ко2р лодки 9 взаимодействуют по поверхностям трения 11 с наружным зубчатым венцом 12.

Неуравновешенные сателлиты удерживаются на равных расстояниях один от другого зубьями колеса 1 и шестерни 2. Радиальная нагрузка от сил инерции неуравновешенных сателлитов может восприниматься, например, опорной поверхностью 13 эпициклической шестерни 2 (или другими способами).

В момент пуска сателлиты 3 поворачиваютЗр ся относительно своих осей на угол, при кото540078 ром геометрические центры тяжести сателлитов находятся на одной окружности. Центральная и эпициклическая шестерня садятся на упоры 4 и 5, а центробежные фрикционные колодки 9 скользят по поверхности 11 относительно наружного зубчатого венца 12. Это позволяет уменьшить ускорение разгона (увеличить время разгона) и тем самым снизить нагрузки в муфте и валопроводах от действия инерционных сил. По мере пуска обороты центральной и эпициклической шестерней возрастают, что влечет за собой возрастание центробежной силы F>, которая приложена в центре тяжести каждого неуравновешенного сателлита, и возрастание центробежной силы F>, приложенной в центре тяжести каждой центробежной фрикционной колодки. От центробежных сил Fz по поверхностям прилегания колодок 9 и наружного зубчатого венца 12 возникают силы трения, под действием которых приводится в движение наружный зубчатый венец. На каждый неуравновешенный сателлит действуют силы Г, и P. Они создают встречные моменты Mi и М относительно точки К вЂ контак сателлита и ведущей центральной шестерни. По мере увеличения оборотов момент Мь создаваемый силой F>, возрастает. Когда величина момента Mi превысит момент М, сателлиты начнут поворачиваться относительно своих осей по часовой стрелке. При этом передача усилия от ведущего центрального колеса и эпициклической шестерни осуществляется только в точках касания неуравновешенных сателлитов с упомянутыми шестерней и колесом (т. е. в точках приложения силы Р и точечках контакта К) .

При повороте неуравновешенных сателлитов относительно своих осей по часовой стрелке плечо Ь приложения силы Р уменьшается, и инерционный момент М> падает. При установившемся режиме вращения муфты неуравновешенные сателлиты занимают такое положение, при котором Mi=M>, Между момент том трения от сил F, и внешним моментом, приложенным к наружному зубчатому венцу

12, также достигается равновесие. Проскальзывание между центробежными фрикционными колодками 9 и наружным зубчатым венцом

I0 12 при этом отсутствует (оно может появиться только при значительной величине упругого момента, превосходящего в несколько раз выходной статический момент) вследствие разницы в абсолютной величине статического и динамического коэффициентов трения.

Демпфирование упругого момента в валопроводах в случае отсутствия проскальзывания центробежных фрикционных элементов и наружного зубчатого венца осуществляется за

20 счет упругой динамической связи, возникающей от действия инерционных сил неуравновешенных сателлитов.

Предложенная муфта позволяет снизить высокие напряжения в деталях муфты и валопроводах, возникающие в неустановившихся режимах, увеличивая тем самым их долговечность.

Формула изобретения

Муфта по авт. св. № 373466, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью обеспечения увеличения времени разгона и снижения влияния внешних нагрузок в неустановившихся режизд мах, эпициклическая шестерня снабжена центробежными фрикционными колодками, установленными между ее наружным и внутренним зубчатыми венцами, которые выполнены раздельно.

540078

07цг. Ф

Составитель И. Антипова

Техред А. Камышникова Корректор 3. Тарасова

Редактор Ф. Хлебников

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3005/7 Изд. М 351 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, SK-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 373466

Муфта // 1539418
Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным муфтам, и может быть использовано в металлообрабатывающем оборудовании с автоматизированным управлением

Муфта // 1679081
Изобретение относится к машиностроению , а именно к автоматическим муфтам, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем обеспечения автоматического разрыва кинематической цепи при отключении привода, а также при сообщении ведомой полумуфте ускоренного вращения

Изобретение относится к судовому машиностроению, оно может быть использовано и в других областях народного хозяйства в качестве дистанционно-управляемого звена валовой линии, автоматически включающего в работу двигатель и потребитель энергии

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к сцепным муфтам кинематических механизмов. Двухрежимная муфта содержит частотно-зависимое устройство (ЧЗУ) коммутации и предохранитель, включающие в себя внутреннюю и внешнюю обоймы, сепаратор и тела качения. Внутренняя обойма (1) снабжена пазами (12), каждый из которых содержит тангенциально расположенную поверхность и сформированную на этой поверхности канавку (13). Внешняя обойма (2) содержит расточку (1). Тела качения (4) расположены по одному в каждой из канавок (13). Сепаратор (3) выполнен с выступанием тел качения (4) в сторону радиальной периферии внутренней обоймы (1). Внутренняя обойма (1) может быть выполнена неподвижно соединенной с ведущим звеном коммутируемого механизма, а внешняя обойма (2) соединенной с ведомым звеном коммутируемого механизма. ЧЗУ образовано клиновыми полостями муфты, сепаратором 3, а также телами 4 качения, которые размещены в интервале между канавками 13 пазов 12 и радиальной поверхностью расточки 10 внешней обоймы 2. Предохранитель образован выполненной с возможностью аксиального перемещения обоймой муфты. Достигается возможность передачи повышенных крутящих моментов. 4 н.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх