Электрическая бесконтактная синхронная машина

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1!) 543098

Сыа Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.07,73 (21) 1943594/07 (51) М Кч о Н 02К 19 22

Государственный комитет с присоединением заявок № 1981663/07

1995021/07 (23) Приоритет

Совета Министров СССР

Опубликовано 15.01.77. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 07.02.77 (53) УДК 621.313.17 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. В. Анненков, Н. А. Гвоздырев и Л. М. Паластин (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ СИНХРОННАЯ

МАШИНА

B известных автономных турбогенераторных источниках электропитания со сроком непрерывного функционирования, исчисляемым десятками тысяч часов, используют бесконтактные синхронные генераторы с цилиндрической расточкой, в которых вместо подшипников качения или скольжения применяются газостатические ил и газодин ам ические опоры.

Выполнение упорных подшипников в высокоскоростных машинах связано с необходимостью преодоления существенных трудностей, обусловленных большими величинами окружной скорости вращения упорного диска; механических нагрузок в диске, вызываемой ими несоосностью опорных подшипников и др.

Известно устройство, в котором с помощью зубцовых зон радиальной магнитной стабилизации обеспечивается магнитный подвес только в плоскости (1).

Однако, это устройство обеспечивает магнитную стабилизацию ротора с помощью зубцовых зон только в радиальной плоскости, а для обеспечения пространственного подвеса дополнительно используется газовый подпятник. Применение двух различных систем для пространственного подвеса ротора обуславливает большие габариты, вес и низкую надежность таких устройств.

Известны высокоскоростные торцовые асинхронные машины, в которых используются газовый подпятник и магнитная стабилизация роторов с помощью зубцовой зоны, наносимой на активные поверхности статора и ротора. В пазах этой зоны проводники с током

5 ие размещаются. При возникновении внешних возмущающих сил зубцы ротора смещаются относительно зубцов статора. Картина распределения магнитного поля в зубцовой зоне статора и ротора становится несимметричной.

10 Возникает центрирующая упругая сила, под действием которой компенсируется внешнее возмущение и ротор занимает исходное полонсение с максимальной магнитной проводимостью между зубцами магнитной стабилиза15 ции (2).

Магнитная стабилизация ротора в таких машинах обеспечивается лишь в одной плоскости.

20 Целью изобретения является уменьшение веса и габаритов машины, повышение надежности и быстродействия пространственной стабилизации положения ротора.

Указанная цель достигается тем, что на ци25 линдрических поверхностях статора и ротора, образующих дополнительные воздушные зазоры, выполнены симметричные коаксиальные зубцовые зоны. При этом, кольцевая обмотка возбуждения заключена в обойму, поверхно39 сти которой образуют с поверхностями полю543098 сов и осевой втулки упорные и опорные газовые подшипники.

На чертеже показана конструкция предлагаемой машины.

Машина содержит торцовый статор 1, обмотку якоря 2, радиально стабилизирующие концентрические зубцы 3 статора, радиально стабилизирующие концентрические зубцы 4 полюсов ротора, аксиально стабилизирующие коаксиальные зубцы б корпуса, аксиально стабилизирующие коаксиальные зубцы 6 ярма наружных полюсов ротора, штуцеры 7 подачи газа для опорных газодинамических подшипников, штуцеры 8 подачи газа для упорных газодинамических подшипников, звездочку внутренних торцовых полюсов 9 ротора, звездочку внешних торцовых полюсов 10 ротора, кольцевую обмотку возбуждения ll, »емагнитную ооойму 12 обмотки возбуждения, немагнитные сепараторы 13, создающие полости для упорных газодинамических подшипников, корпус 14.

Предлагаемый генератор является двухпакетной бесконтактной торцовой синхронной машиной с внешними торцовыми якорями и внутренней кольцевой обмоткой возбуждения, расположенной между двумя вращающимися торцовыми полюсными системами.

Статор 1 с радиально стабилизирующими зубцами 3, немагнитные сепараторы 13, корпус 14 с аксиально стабилизирующими зубцами 5 и немагнитная обойма 12 обмотки возбуждения образуют рабочие поверхности внутреннего герметичного объема для газовых и магнитных опор ротора. В этом объеме размещен ротор, состоящий из звездочек внутренних 9 и наружных 10 торцовых полюсных систем. На рабочих поверхностях полюсных систем против зубцов 3 статоров расположены радиально стабилизирующие зубцы 4 полюсов, имеющие форму и зубцовое давление, аналогичные зубцам статоров.

На наружной поверхности ярем наружных полюсов против зубцов 5 корпуса расположены аксиально стабилизирующие зубцы 6, имеющие такую же форму и зубцовое деление, что и зубцы 5. Боковые поверхности полюсных систем должны быть гладкими. Если промежутки между внешними и внутренними полюсами не залиты немагнитной сталью (сварная конструкция), то по боковым поверхностям они закрываются немагнитными крышками. Одна из полюсных систем ротора выполняется с осевой втулкой, на которой после установки обмотки возбуждения закрепляется другая полюсная система. Боковые нерабочие торцовые плоскости полюсных систем и обоймы обмотки возбуждения со сторон, противоположных расточкам, образуют основные плоскости упорных газодинамических подшипников. Внутренние цилиндрические поверхности между осевой втулкой и обоймой обмотки возбуждения образуют основные поверхности опорных газодинамических подшипников.

Таким образом, соответствующие участки поверхности ротора выполняют функции опорных и упорных подшипников. Зто позволяет полюсным системам ротора совместить выполнение двух вращающихся магнитных проводников и переключателей потока возбуждения (индуктора) и опорных и упорных газовых подшипников бесконтактной синхронной машины. Следовательно, такое совмещение функций полюсных систем позволяет устранить опорные и особенно упорные газовые подшипники, как отдельные конструктивные узлы, обычно размещаемые вне активного объема аналогичных машин с цилиндрической расточкой. ,1ля упругой газовой или аэродинамической подвески ротора в герметический объем машины подается сжатый газ через штуцеры 7 и 8 соответственно для опорных и упорных подшипников. Необходимые величины воздушных зазоров для газостатпческих и газодинамических подшипников выполняются для упорных подшипников между нерабочими торцовымп поверхностямп полюсных систем и боковымп поверхностями немагнитной обоймы обмотки возбуждения, а также на участках боковых поверхностей между немагнитными сепараторами и нерабочими торцовыми поверхностями полюсов со стороны расточек, за исключением зоны рабочих расточек торцовых якорей, для опорных подшипников — между цилиндрическими поверхностями осевой втулки полюсов и немагнитной обоймы обмотки возбуждения. Параллельно с газостатической или с газодинамической подвеской ротора в предлагаемой машине предусмотрена магнитная подвеска, осуществляемая магнитными силами, возникающими в зубцовых зонах 3, 4 и 5, 6 возбужденной машины.

Магнитные силы между стабилизирующими зубцовыми зонами в расточках якорей и в корпусе позволяют осуществить упругую магнитную подвеску ротора во внутреннем объеме машины подобно упругой газостатической илп аэродинамической подвеске. Получение магнитного пространственного подвеса ротора и магнитной пространственной его стабилизации при воздействии на ротор различных возмущений требует в основном только некоторого увеличения намагничивающей силы обмотки возбуждения, обусловленного соответствующим увеличением эквивалентных основных и добавочных воздушных зазоров.

Предложенная система упругого магнитного подвеса ротора имеет реакции связей между всеми взаимодействующими магнитными силами, что делает систему подвеса устойчивой.

Машинам согласно изобретению, а также аналогичным двухпакетным торцовым синхронным машинам с совмещенными статорами и полюсными системами прп использовании их активных поверхностей и зубцовых зон радиальной магнитной стабилизации соответственно под газодинампческие и магнитнореактивные опорные подшипники, присуща необходи543098 мая жесткость вала и его консолей, высокая жесткость ротора благодаря сокращению расстояния между опорами. Кроме того, в этих машинах имеет место дублирование двух систем подвеса ротора на силах магнитных и аэродинамических, что существенно повышает их надежность в различных условиях функционирования. При этом используется один и тот же поток возбуждения для основного энергопреобразовательного процесса генератора, а также магнитный подвес и магнитная стабилизация безвального ротора.

Формула изобретения

1. Электрическая бесконтактная синхронная машина, содержащая статор, ротор с осевой втулкой и полюсами, неподвижную кольцевую обмотку возбуждения, газовые подшипники, образованные прилегающими поверхностями неподвижной и вращающихся частей, в которой на прилегающих торцовых поверхностях статора и ротора, образующих основной воздушный зазор, через который проходит рабочий магнитный поток машины, выполнены симметричные концентрические зубцовые зоны, отличающаяся тем, что, с целью уменьб шения веса и габаритов машины, повышения надежности и быстродействия пространственной стабилизации положения ротора, на цилиндрических поверхностях статора и ротора, образующих дополнительные воздушные зазо1о ры, выполнены симметричные коаксиальные зубцовые зоны.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что кольцевая обмотка возбуждения заключена в обойму, поверхности которой образуют д с поверхностями полюсов и осевой втулки упорные и опорные газовые подшипники.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 359727, 20 Ч. Кл. Н 02К 49/02, 1970 г.

2. Патент Франции ¹ 1271б54. кл. F 16d

19б1 г.

Редактор Н. Каменская

Составитель И. Найдина

Техред Л. Гладкова Корректор T. Добровольская

За каз 101/17 Изд. № 102 Тираж 899 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, jK-35, Раушскан наб., д. 4, 5

Типографии, пр. Сапунова, 2

Электрическая бесконтактная синхронная машина Электрическая бесконтактная синхронная машина Электрическая бесконтактная синхронная машина Электрическая бесконтактная синхронная машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается выполнения зубчатого ротора, имеющего 2N полюсов и содержащего первую деталь из магнитного материала, имеющую осевую втулку, у которой один конец является свободным, а другой конец снабжен N зубцами, проходящими в осевом направлении и располагающимися равномерно по периферии данного конца втулки, определяющими обойму между ними, вторую деталь из магнитного материала, имеющую полярность, противоположную полярности упомянутой первой детали из магнитного материала, ту же форму, что и эта первая деталь из магнитного материала, и расположенную против первой детали из магнитного материала, причем каждый зубец упомянутой второй детали из магнитного материала расположен между двумя зубцами упомянутой первой детали из магнитного материала, и наоборот, первая и вторая детали содержат осевую втулку, один конец каждой втулки является свободным, а другой снабжен N зубцами

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обратимым бесщеточным электрическим машинам с электромагнитным возбуждением

Изобретение относится к электротехнике, а именно к стартер-генераторным установкам транспортных средств с ДВС

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроению, в частности к конструкции многофазных машин переменного тока, преимущественно к генераторам с повышенной удельной мощностью, способных вырабатывать ток в широком диапазоне частот

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам тяги на основе бесконтактных электрических машин, питающихся от силовых полупроводниковых преобразователей в приводах транспортных средств

Изобретение относится к области электрических машин, в частности к автомобильным генераторам

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам тяги на основе бесконтактных электрических машин, питающихся от силовых полупроводниковых преобразователей в приводах транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники, в частности к однофазным электрическим генераторам с электромагнитным возбуждением, осуществляемым через контактные кольца и непосредственно от источника постоянного напряжения, и может быть использовано в автономных системах электрооборудования, в автоматике и бытовой технике, на авиационном и автомобильном транспорте, в качестве ветрогенераторов, высокочастотных электрических генераторов, синхронных преобразователей частоты однофазного переменного тока, а также при выпрямлении переменной ЭДС при помощи неуправляемых и управляемых полупроводниковых вентилей - в качестве генераторов постоянного тока, бесконтактных возбудителей синхронных генераторов передвижных мини-электростанций и электростанций небольшой мощности

Изобретение относится к области электротехники и в частности - к низкооборотным высокомоментным электрическим двигателям, электроприводам и генераторам, касается особенностей конструктивного исполнения электрических машин с электромагнитной редукцией и может быть использовано в системах автоматики, в качестве мотор-колес, мотор-барабанов, стартер-генераторов, электроусилителей руля, прямых приводов в бытовой технике, электроприводов бетоносмесителей, грузоподъемных механизмов, ленточных транспортеров, насосов для перекачки жидкостей, механизмов с высокими моментами на валу и низкими частотами его вращения, а также в качестве ветрогенераторов, гидрогенераторов, высокочастотных электрических генераторов и синхронных генераторов преобразователей частоты

Изобретение относится к области электротехники, в частности к реактивным электрическим машинам, и может быть использовано в системах автоматического управления положением и перемещением регулирующего органа
Наверх