Демпфер вибраций несущего винта вертолета

 

(72) Авторы изобретения

А, Э, Малаховский и !0. А. Мягков (7!) Заявнтель (54) ДЕМПФЕР ВИБРАЦИЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА

BE РТОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к конструкции несущих винтов летательных аппаратов, преимущественно вертолетов.

При работе несущего винта вертолета З возникают вибрации н соответствующие им переменные напряжения в узлах вертолета иа всех эксплуатационных оборотах несущего винта. l0

Главным источником вибраций являются возмущающие силы на несущем винте. Эти силы увеличиваются вследствие динамической реакции системы несущий винт - втулка — трансмиссия. Совокуп15 ность этих возмущающих снл воспринимается каркасом вертолета, вызывая его вибрации.

Известный принцип предупреждения вибраций, обеспечивающий низкий уровень вибраций, состоит в применении бифилярного демпфера маятникового типа, воздействующего на первоисточник колебаний - несущий винт (! ).

Известен демпфер вибрации несущего винта вертолета, содержащий опорный кронштейн, соединенный с валом винта и расположенный в плоскости, перпендикулярно валу винта, н грузы-маятники, в каждом иэ которых выполнена прорезь, которой он надет на; опорный кронштейн, соединенный с двумя болтамн, расположенными параллельно, при этом отверстия под каждый болт ° опор" ном кронштейне и rpyse-маятнике выполиены значительно большего диаметра, чем болт, н в ннх установлены втулки, а на болтах надеты ограничительные фланцы, расположенные между опорньм кронштейном н грузом-маятником с обеих сторон опорного кронштейна, и три втулки, одна нэ которых расположена между головкой болта и ограничительным фланцем, другая — между ограничительными фланцами, а третья — между ограничительным фланцем и гайкой болта, причем втулки болта наружной поверхностью контактируют с втулками, установ3 548974 4 ленными в отверстиях г ysa-маятника Втулка I (фнг. I) несущего винта и опорного кронштейна 12 и 3 ). вертолета установлена на приводном ва Основным недостатком такой конст- лу 2. К ней присоединяются лопасти 3. рукции демпфера вибраций винта верто- Соосно с втулкой 1 на приводном валу лета является наличие повышенного тре- расположен опорный кронштейн 4 демпфе"

5 ния иежду ограничительными флвнцаии ра 5 вибраций, имеющий консоли, радиболтов и округлениями втулок, установ- ально отходящие от ее центральной часленных в отверстия грузов-маятников и ти. опорного кронштейна, которое имеет ие- На каждой консоли с помощью бифилярсто в результате неперпендикулярности >О ного подвеса с параллельными ос ьными осями 6 к оси болта вектора суммы центробеж- и 7, установлен груз-иаятник 8 с ной силы от каждого груза и его веса. двумя парами соосных отверстий. На

Это трение в подвеске груза-маятника каждой нз осей подвеса груз-маятник увеличивает износ ее элементов и сни- закреплен с помощью расположенных на жает эффективность демпфера. болтах 9 ограничительных ьч ц

ых алаи ев 10

Цель изобретения — увеличение эф- 11 и трех втулок 12-14. При зтои отфективности работы и долговечности верстия в консолях плиты, с поверхнодеипфера sa счет уменьшения трения стями которых контактируют ролики и в эрНах контакта между ограниЧительны-. грузы-маятники, выполнены большего ми фланцами болтов и краями втулок, диаметра чеи болт 9. Каждая втулка об азующих беговые поверхности в Ът- 12 14 имеет рабочие цилиндрические о раз верстиях консолей опорного кронштей- поверхности 15 (фиг. 3). на и грузов-маятников. В отверстии на консоли опорного к онштейна 4 установлены втулки 16 и

Это достигается тем, что оси каж- кронштейна 4 ус дой пары болтов расположены в плоско- i o P Ующи

17 об азующие беговую цилиндрическую пове хность 18, а в отверстиях грузасти, наклоненной относительно оси вин- поверхно маятника 8 расположены втулки 19 и 20, та,причем точка пересечения этой плосФ. кото ые об asуют беговую цилиндрическости с осью вращения винта находится ко орые р к лове хность 21 . кижа плоскости вращения втулки винта, кую "оверхность

Оси 22 каждой паря беговых цилинда угол наклона плоскости определяется из соотношения рических поверхностей 18 в консоли г.р, опорного кронштейна 4 и оси 6 и 7

6(р(. = гр бифилярного подвеса находятся в плос" где 6 - sec rðósa-маятника; кости (следом этой плоскости является

I< p — центробежная сила от груза- линия 23 на фиг. I), наклоненной отномаятника при его вращении З5 сительно осн 24 вращения несущего вннотносительно вала винта. та на угол, олредел е еляемый иэ соотКроме того, каждый ограничительный ношения 6,р фланец выполнен в виде цилиндрической

rp втулки с круговым ребром, при этом neI0

Эта плоскость пересекается с осью

24 вращения винта в точке 25, находящейся ниже плоскости 26 вращения втулвтулки, установленные в отверстия опор- ки в н в ного кронштейна и груза-маятника, име- . Ограничительные флвнцы lO u Il ют внутренний закругленный буртик (фиг.. 3 и 4) имеют в зоне контакта с

15 радиус закругления которого меньше ра- внутренхии буртиком 27 каждой беговой диуса галтели сопряжения ребра и втул- цилиндрической поверхности гвлтель 28 ки ограничительного фланца, причем радиуса R. Бурт 27 беговой цилиндриточкв их контакта расположена нв про" ческой поверхности имеет снаружи saдолжении линии контакта цилиндричес- кругление радиуса r причем радиус r ко. поверхности втулки болта и соответ- меньше радиуса R.

„. И) ствующей втулки в грузе-маятнике и Точка 29 контакта гвлтели 28 и за опорнои кронштейне. кругления на буртике 27 рвсполвгветсн нв продолжении линии контакта цнлкчдНв фиг. 1 показан винт вертолета с рической поверхности 15 втулок 12-14 демпфером вибраций;.на фиг. 2 - демп- 55 с беговой цилиндрической поверхностью .фер вибраций в плане; на фиг. 3 — pcs- 21. рез но А-А на фиг. 2; нв фнг. 4 — узел При вращении несущего винта грузы1

1 ив фиг. 3. иаятники 8 под действием центробежной

5 5 силы входят в контакт своими беговыми поверхностями 2) с рабочими цилиндрическими поверхностями )5 втулок 12 и

l4, а втулка )3 начинает контактировать с беговыми цилиндрическими по" верх»остями 18 втулок )6 н 17. За счет наклоне осей 22, 6 н 7, вектор суммы центробежной силы от каждого rpysa

")р и силы веса груза G оказывается направленным перпендикулярно к оск ролика. Прк этои отсутствует осевая составляющая нагрузки и ограничительные флвнцы 10 и 11 оказываются ненагруженкыми.

Выполнение зоны контакта поверхностей ограничительного фланца и буртика беговой цилиндрической поверхности с очертанием по двум различным радиусви к расположение точки контакта этих поверхностей нв продолжение линии контакта цилиндрической поверхности втулок с беговой поверхностью, опорного кронштейне и груза-маятника сводит до минимума иоиент трения при качении.

Предлагаемая конструкция демпфера позволяет значительно снизить трение при колебаниях груза-маятника и тем самин увеличить коэффициент динамичности .ивятккка, в следовательно увеличить его реакцию на создаваемое возбуждение. В результате увеличивается эффективность деипфера. Если такого увеличения не требуется по условкяи работы, то может быть уменьшен активный вес (вес грузов-маятников) при сохранении прежней эффективности.

Кроме того, уменьшение трения в системе подвески грузов-маятников снижает износ ограничительных фпанцев и втулок опорного кронштейна и грузов-маятников к теи самым увеличивает долговечность работы демпфера вибраций винта вертолета.

Формула изобретения

l. Демпфер вибраций несущего винта вертолета, содержащий опорный кронштейн, соединенный с валом винта, и грузы-маятники, в каждом из которых выполнена прорезь, которой он надет

»а опорный кронштейн, соединенный с

»им двумя болтам», расположеннымн параллель»о, при этом отверстия под каждый болт в о»орном кронштейне и

48974 6 грузе-маятнике выполнены значителъно большего диаметра, чем болт, и в иих установлены втулки; в нв болтах надеты ограничительные фланцы, расположенные между опорныи кронштейнон и гру" зои-маятником с обеих сторон опорного кронштейна, и три втулки, одна иэ которых расположена между головкой болта и ограничителъньи фпанцеи, другвяиежду огрвничителъными фланцами, а третья — между огракнчителъкьве флак" цем н гайкой болта, причем втулка бол« та наружной поверхностью контактирует с втулками, установленными в отверсти-.. ях груза-маятника и опорного кронштейна, отличающийся тен, что, с целью увеличения эффективности работы и долговечности, оси каждой пары болтов расположены в плоскости, наклоненной относительно оси винта,, причем точка пересечения этой плоскости с осъю вращения винта находится нике плоскости вращения втулки винта, а угол наклона плоскости определя Э "ется из соотношения = и

) )тр где С вЂ” вес rpysa-маятника)

H - цектробежная сила от грузаIP маятника при его вращении относителъно вала винта.

2. Демпфер по и. 1, о т л н ч а юшийся теи, что каждый ограничительный флакец выполнен в виде цилиндрической втулки с круговым ребром, при этом переход от втулки к ребру. с обеих сторон ребра выполнен в виде галтели, в втулки, установленные в отверстия опорного кронштейна и груза-маятника, выполнены с внутренним

40 эакруглекньве буртиком, радиус закругления которого меньше радиуса галтели сопряжения ребра и втулки ограничительного фланца, причем точка их контакта расположена на продоюыекии линки контакта циликдрической поверхности втулки болта к соответствующей втул ки, установленной в грузе-наятнике и .опорном кронштейне.

Источники икформаци», принятые во внимание црк экспертизе

1. Обзор ЦАГИ. В 393, 1972, с. 3437.

2. Патент США У 3540809, кл. 4)6-1, 1970 (прототип).

3. ПатекФ Фракции В 2018491, кл. В 64 с 27/00, 1970.

5489 д

Физ. ф

Редактор д

° Письман акая щ1

Тнрап 41 7

В НИИПИ Госуд арственного ко

Подписное

30 . 1 З о комитета СССР по „ изо . и открытий

)%-35, Раушскал р " "- Ба5инец

КоРРектоР Г,цгар наб., Ьцлнаи (1(". ",, °

° ° де 4/5

Л 1аге "°

-2ФЛВ. ппп пп,патеат эак. 96l 6f

Демпфер вибраций несущего винта вертолета Демпфер вибраций несущего винта вертолета Демпфер вибраций несущего винта вертолета Демпфер вибраций несущего винта вертолета Демпфер вибраций несущего винта вертолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки несущего винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом

Изобретение относится к авиации и касается конструирования вертолетных винтов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для создания несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к конструкциям несущего винта

Изобретение относится к области воздухоплавания и касается конструкции летательного аппарата вертикального взлета и посадки

Изобретение относится к аппаратам вертикального взлета и посадки - вертолетам

Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах
Наверх