Способ защиты тягового двигателя городского электрического транспорта от бросков тока при кратковременных перерывах электроснабжения
М. Кл. - Н 02Н 3 08
В 60М 1/04
УДК 621.316.925 (088.8) (72) Авторы изобретения
Е. М. Омельченко, Э. И. Карпушин и В. С. Воронель
Харьковский институт инженеров коммунального строительства (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ГОРОДСКОГО
ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ОТ БРОСКОВ ТОКА
ПРИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ ПЕРЕРЫВАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Изобретение относится к области электротехники, а именно к способам защиты тяговых двигателей электроподвижного состава.
Известны способы защиты тяговых двигателей городского электрического транспорта от 5 бросков тока при кратковременных перерывах электроснабжения (1).
Ближайшим аналогом предлагаемого способа защиты является способ, основанный на непрерывном измерении уровня контрольного 10 сигнала, в случае отсутствия которого формируют выходной сигнал защиты (21.
Недостатком известного способа является то, что при кратковременном перерыве питания некоторое время сохраняется напряжение 15 на входе силовой схемы вследствие перехода двигателей в генераторный режим, в результате чего при отсутствии напряжения в сети линейный выключатель остается включенным и восстановление питания вызывает бросок то- 20 ка — выход двигателя из строя.
По предлагаемому способу для повышения быстродействия в качестве контрольного сигнала принимают переменную составляющую выпрямленного тока тяговой сети. 25
По-существу, факт отсутствия переменной составляющей напряжения тяговой сети дает информацию об отсутствии напряжения на токоприемнике электроподвижного состава, получающего питание от тяговых подстанций, 30
2 оборудованных выпрямительными устройствами с мостовыми или шестифазными схемами преобразования трехфазного переменного тока промышленной частоты.
Схема, поясняющая сущность предложен <ого способа, приведена на чертеже.
Отключение двигателей производят в зависимости от наличия переменной составляющей выпрямленного напряжения тяговой сети, образованной контактной сетью 1 и рельсом 2, для чего, например, устанавливают входной фильтр 3, обеспечивающий выделение переменной составляющей выпрямленного напряжения тяговой сети, и усилитель 4, подающий питание на катушку линейного выключателя
5, например коптактора, от источника оперативного тока, включенного в цепь электродвигателя 6, в том случае, если имеется переменная составляющая выпрямленного напряжения. При исчезновении напряжения контактной сети исчезает и переменная составляющая его, в связи с чем катушка линейного выключателя обесточпвается. Этим обеспечивается гарантированное отключение линейного выключателя и тем самым защита двигателя от бросков тока при восстановлении питания.
Опыт эксплуатации показал, что при перерывах электроснабжения защита с помощью реле напряжения оказывается неэффективной, так как катушка реле напряжения обтекает565344
Формула изобретения
Составитель Л. Корнеева
Техред 3. Тараненко Корректор И. Позняковская
Редактор T. Юрчнкова
Заказ 1844/1 Изд. Мз 624 Тираж 917 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
3 ся током, зависящим от генераторной ЭДС тяговых двигателей, вследствие чего линейные контакторы не отключаются, и восстановление питания двигателей сопровождается большими бросками тока. Предлагаемая защита обеспечивает возможность гарантированного отключения двигателей, что позволяет повысить срок их службы, уменьшить количество внеплановых ремонтов, снизить потребность в запасных частях агрегата, уменьшить потери из-за отказов двигателей на линии.
Способ защиты тягового двигателя городского электрического транспорта от бросков тока при кратковременных перерывах электроснабжения, основанный на непрерывном измерении уровня контрольного сигнала и в случае отсутствия этого сигнала формировании выходного сигнала защиты, о т л и ч а ющ и йс я тем, что, с целью повышения быстродействия, в качестве контрольного сигнала принимают переменную составляющую выпрямленного тока тяговой сети.
Источники информации, принятые
10 во внимание при экспертизе
1. Василевский Н. Н. и др. «Аппаратура автоматики и телемеханики в устройствах энергоснабжения», «Транспорт», М., 1971, с. 220, рис. 131 и с. 213, рис. 127.
15 2. Ефремов И. С. и др. «Электрическое оборудование и автоматизация подвижного состава», М., Стройиздат, 1965.