Устройство для наладки приборов бесконтактного измерения колебаний лопаток турбомашины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (6i) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 11.12.75. (21) 2197502/06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07.77. Бюллетень №27 (45) Дата опубликования описания 28.09.77 (53) М. Кл. а01H 11/00 а01М 13/00

// F 01 D 25/06

fосударственный комитат

Соввта Министров СССР оо делам изооретений н открытий (53) УДК 534.08 (088.8) (72) Авторы изобретения

T. Г. Знмакова, 10. А. Коростелев и В. В.Трынки (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАЛАДКИ И ИБОРОВ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ

КОЛЕБАНИЙ JIOHATOK ТУРБОМАШИНЬ

Изобретение касается катптбровкн и наладки приборов для бесконтакгного измерения колебаний, в частности для измерения колебательного движения лопаток колес турбомашин.

Известны устройства, содержащие калиброванные временные задержки, например генератор прямоугольных импульсов, для предварительной настройки приборов (1 ) .

Однако настройка приборов по импульсам от генератора ненадежна,.когда эти приборы работают в режиме сигнализатли превышения заданной амплитуды любой из лопаток рабочего колеса.

Наиболее близким техническим решением к предложенному является устройство для наладки приборов, измеряющее бесконтактным способом колебания лопаток рабочих колес осевых компрес-. соров и турбин, содержащее насаженные на вал, связанный с приводом, основной и вспомогательный диски со штырьками, над которыми расположены импульсные датчики 12).

Целью изобретения является расширение функциональныхх возможностей устройства.

Это достигается тем, что датчики основного диска установлены с возможностью кругового движения н связаны с вибратором, управляемым от генератора синусоидальных импульсов.

На чертеже представлена принпипиальная схема предложенного устрой ства, На вал 1, который вращается от электродвйгателя 2, насажены основной диск 3 со штырьками 4 и вспомогательньй диск 5 с периферийным шть1рьком6. Импульсные датчики 7, 8 и 9 связаны с

1О вибраторами 10 и 11 через генераторы 12 и 13.

Штырьки 4 и 6, пробегая под датчиками 7, 8 и 9, возбуждают в них короткие электрические импуль.сы, идентичные-с теми, которые возбуждаются в

15 реальных условиях на турбомашине. Импульсные датчики 7, 8 и 9 подсоединены соответственно ко входам корневого, периферийного и оборотного датчика прибора, измеряющего параметры колебательного движения лопаток рабочего колеса турбоэц машины. В случае калибровки и наладки сигнализатора колебаний лопаток подключают только датчи-, ки7и8, При помопон генератора 12 и 13 синусоидального напряжения приводятся в действие вибратор;ы 10 и 11, которые колеблют датчики 7 и 8.

566145

Временной интервал между импульсами от периферийных датчиков определяют следующим образом

at „(А,йн(ш,t e,}+А Ьзн(ю 1+6дlj

5 где Ьт — время, зависящее от начального расположения датчиков;

0 — окружная скорость шть}рьков;

А ., } },9} — амплитуда, частота и фазовый угол колебаний первого датчика;

Аз,ы фэ — амплитуда, частота и фазовый угол колебаний второго датчика.

Подбирая соответствующим образом а аыщтуды; частоты и фазы колебаний датчиков и изменяя частоту вращения дисков, можно получить имитацию колебанйй лопаток, подчиняющуюся любым законам. Таким образом можно имитировать автоколебания лопаток, колебания от вращающегося срыва, срывание и резонансные колебания лопаток, Скважность импульсов можно изменять, уменьшая или увеличивая число штырьков на основном диске 3.

4

Формула изобретения

Устройство для наладки приборов бесконтактного измерения колебаний лопаток турбомашины, содержащее насаженные на вал, связанный с приводом, основной и вспомогательный диски со штырьками, над которыми расположены импульсные датчики, подключенные на вход отлаживаемых приборов., о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, датчики основного диска установлены с возможностью кругового движения и связаны с вибратором, управляемым от генератора синусоидальных импульсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство И 236827, кл. G 01 Н 11 00, 1965.

2. Авторское свидетельство И 321693, кл. G 01 Н 11/00, 1969.

Устройство для наладки приборов бесконтактного измерения колебаний лопаток турбомашины Устройство для наладки приборов бесконтактного измерения колебаний лопаток турбомашины Устройство для наладки приборов бесконтактного измерения колебаний лопаток турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам демпфирования колебаний лопаток турбомашин

Изобретение относится к демпфером для гашения вибраций рабочих лопаток авиационных газотурбинных двигателей, а именно к устройствам демпфирования колебаний широкохордных рабочих лопаток вентиляторов с большой конусностью (большим подъемом) втулки

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано, например, в паровых турбинах

Амортизатор для лопаток ротора компрессора газотурбинного двигателя. Конструкция амортизатора приспособлена для размещения между нижней гранью платформ двух смежных лопаток газотурбинного двигателя и ободом диска ротора, на котором установлены лопатки. Амортизатор содержит инерционный груз (11), основание (13), конструкция которого обеспечивает возможность его опоры на указанный обод, и пружину (12). Пружина соединяет инерционный груз с основанием. По меньшей мере инерционный груз (11) выполнен из композитного материала. Амортизатор содержит, но меньшей мере, на одном свободном торце основания или инерционного груза отрезок тонкой пластинки (14, 15), образующий упор или фиксирующий крючок, который оказывается прижатым, либо (14) к радиальному ребру жесткости лопатки, либо (15) к заднему краю обода диска. Обеспечивается возможность устанавливать амортизатор в труднодоступные места и производить его техническое обслуживание по месту установки при одновременном ограничении трения контактирующих деталей, что позволяет в свою очередь снизить степень износа последних. 7. н. и 7 з.п. ф-лы, 11 ил.

Устройство амортизации вибраций для лопатки газовой лопаточной машины, например газотурбинного двигателя, оборудованного вентилятором, или высокооборотного винтового двигателя. Лопатка содержит ножку (6) лопатки, выполненную с возможностью захождения в гнездо (2) диска (1), на котором выполнено лопаточное колесо. Упомянутое устройство выполнено с возможностью позиционирования между ножкой лопатки и удерживающей стенкой (14а, 14b) упомянутого гнезда. Упомянутое устройство содержит, по меньшей мере, одну прокладку (7), выполненную путем соединения слоев (8, 10) из жестких материалов и слоев (9) из вязкоупругих материалов. Прокладка содержит две части, каждая из которых образует боковую ветвь (7а, 7b), выполненную с возможностью захождения вдоль одной из двух удерживающих стенок (14а, 14b). Обе боковые ветви соединены друг с другом, образуя единую деталь, при помощи третьей части, образующей дно (7с) прокладки из жесткого материала. Дно прокладки позиционируют относительно боковых ветвей (7а, 7b) таким образом, чтобы после монтажа оно оказалось на переднем или заднем конце ножки (6) лопатки. По меньшей мере, один слой (9) из вязкоупругого материала располагают между двумя слоями (8, 10) из жестких материалов. 4 н. и 5 з.п. ф-лы, 10 ил.

Прокладка для вставления между хвостом лопатки вентилятора турбореактивного двигателя и нижней частью отсека, в котором размещен этот хвост. Отсек ограничен диском вентилятора. Прокладка имеет металлический элемент жесткости, оснащенный, по меньшей мере, одним наружным элементом, выполненным из эластомерного материала, и содержащий несущую поверхность (134) этого наружного элемента. Несущая поверхность (134) содержит, по меньшей мере, одну волнистую зону (136). Достигается надежное удержание и демпфирование лопатки за счет улучшенного сцепления между элементом жесткости и наружным элементом. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Рабочее колесо компрессора турбомашины содержит диск с лопатками, расположенными друг за другом по его окружности, установленными с возможностью непосредственного взаимодействия между полками смежных лопаток. По меньшей мере, один демпфирующий элемент установлен под полками смежных лопаток с возможностью контакта с ними. Хвостовики лопаток зафиксированы в кольцевом пазе, выполненном в диске. Демпфирующий элемент выполнен в виде полого цилиндра, ограниченного сверху плоской пластиной с расположенными на ней двумя опорными выступами, а снизу кольцевой обечайкой с фаской. Элемент установлен с возможностью контакта с полками каждой из смежных лопаток через опорные выступы и с возможностью контакта поверхностей кольцевой обечайки с боковой поверхностью и/или днищем кольцевого паза. По бокам плоской пластины элемента выполнены срезы, параллельные, и/или срезы, перпендикулярные опорным выступам для фиксирования демпфирующего элемента в кольцевом пазе и между хвостовиками лопаток. Позволяет за счет уменьшения веса демпфера в рабочем колесе повысить эффективность работы турбомашины, позволяет настраивать демпфер на определенный спектр мод нежелательных колебаний и повысить срок службы лопаток за счет их эффективного демпфирования. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Статор компрессора осевой турбомашины содержит кольцевую группу лопаток, проходящих в радиальном направлении, внутренний корпус, сквозь который проходят внутренние концы лопаток, и по меньшей мере одну полосу. Внутренний корпус содержит кольцевые сегменты, расположенные торцом к торцу. Полоса проходит вдоль длины окружности вдоль внутренней поверхности корпуса и сопряжена со средствами сцепления на внутренних концах лопаток для их фиксации. Полоса проходит непрерывно вдоль по меньшей мере двух соседних кольцевых сегментов и расположена на расстоянии от внутренней поверхности корпуса. Внутренняя поверхность корпуса покрыта слоем истираемого материала, заключающего в себе указанную полосу. Другое изобретение группы относится к компрессору низкого давления осевой турбомашины, содержащему указанный выше статор, оснащенный лопатками. Группа изобретений позволяет повысить жесткость конструкции статора компрессора осевой турбомашины и предотвратить его низкочастотные вибрации. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх