Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия

 

Союз Сояетсиии

Социалистимескии

Реслублин

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИВЛЬСТВУ (11 575565 (61) Дополнительное к авт. саид-ну (22) Заявлено 21.05.76 (2l)2364583/29-33 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.10.77. Бюллетень ¹3 (45) Дата опубликования описания 26.10.77 (5l) М. Кл.

С 01 И 29/04

Гасударственный иоыитет

Совета Министров СССР во делан изооретений и открытий (53) УДК 620,) 7Ð, 16. 002.. >6 (088. 8) Л, А. Жуков, A. П. Виноградов и В. И. Ануфриев (72) Авторы изобретения

Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Аэропроект (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКОГО

АЭРОДРОМНОГО ПОКРЫТИЯ

Изобретение относится к области автоматизации процессов обслуживания и эксплуа тации аэродромов.

Известен способ контроля прочности бетонных плит и изделий (1).

Этот способ предусматривает прозвучивание металлического стержня, уложенного вбетон,,с известными акустическими характеристиками.

Недостаток известного способа связан сограниченной областью применения,,aciскольку данное техническое решение обеспечивает исследование прочностных характеристик плит в условиях, отличных от условий их эксплуатации на аэродромах. 15

Известен также другой способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия (2).

Этот способ основан на измепении электрического сопротивления гоплита и Конструк-2п тивных слоев покрытия и .пМдусматривает; в частности, определение пустоты под цементнобетонными плитами.

Последний из указанных способов является бопее близким к изобретению. 25

Недостаток этого способа заключается в неоднозначной зависимости электрического сопротивления от размеров пустоты под плитой, Весьма существенное влияние на результаты контроля оказывают треьчины и раковины в плите, влажность грунта, его гранулометрический состав, а также температура и влажность воздуха, 11елью изобретения является повышение надежности и точности контроля состояния жесткого аэродромного покрытия.

Поставленная цель достигается тем, что определение пустоты осушествляют путем пропускания ультразвуковых сигналов в свободном и напряженном положении плиты, фиксируют коэффициенты их затухания, определяют абсолютную разность последних и о наличии пустоты в основании плиты су» дят по не менее чем трехкратному возрастанию указанной разности по сравнению с разностью коэффициентов затухания для плот но прилегаюших плит.

На фиг. 1 и 2 показаны схемы для проведения испытаний по предложенному способу, а на фиг. 3 и 4 — формы образукших

575565!

А а = — Pvf — т дЕ А принятых ультразвуковых сигналов соответственно при отсутствии в основании плиты дефекта и при наличии в нем пустоты.

Предложенный способ предусматривает определение пустот и других дефектов основания под плитами и основан на свойстве ультразвуковых сигналов, проходящих через материал цементнс-бетонной плиты, изменять свои параметры (скорость и коэффициент затухания) в зависимости от степ ни ее напряженного положения при воздействии механической нагрузки.

Оценка качества основания под плитами аэродромных покрытий осуществляется в следующем порядке.

На испытываемую плиту 1 устанавливаются акустические ультразвуковые датчики, работающие в импульсном режиме, излучатель 2 (фиг. 1, 2) и приемник 3. Датчики соединяются коаксиальными кабелями с ультразвуковым дефектоскопом 4 типа УБК-1.

Для лучшего контакта с плитой датчики размещаются на переходном слое из платилина 5 и нагружены металлическими деталямй 6.

Сначала производят измерения формы образующей ультразвуковых сигналов для плиты, свободно лежащей на основании 7, а затем при приложении к ней механической нагрузки 8 от заднего колеса грузового автомобиля.

За критерий качества основания цементно-бетонной плиты принимается абсолютная разность К в значениях условных коэффициентов затухания oC è a(„соответственно для свободно лежащей плиты и при ее напряженном положении: к Ос о Ос 71

Значения коэффициентов затухания определяются до формуле: где дт, — разница во времени в микросекундах;

А и А - относительные значения амплитуд ультразвуковых колебаний в миллиметрах.

Численные значения пара метров А1, А >

4 и д1 принимаются по зафиксированным на экране 9 (фиг. 3, 4) пефектоскопа формам

10, 11 образующих ультразвуковых сигналов, прошедших через плиту.

По результатам проведенных испытаний было установлено, что значения крит рия качества К для плит, плотно прилегающих к ocHQBBHHIQ, колебается от 0,0001 Ао

0,0004 . В тп же время ппяты, яме1

Маркс юшие в своем основании дефект в виде пустоты, дают значительно большее значение параметра К вЂ” от 0,0012, до 0,0016, мВеей

Использование предложенного способа на аэродромах с жесткими покрытиями значительно повышает безопасность полетов, поскольку образование пустоты под покрытием обусловливает неожиданный провал одной или нескольких плит, что, в свою очередь, может привести к аварии, а в некоторых случаях — к катастрофе самолета и к к длительному простоЮ аэродрома. формула изобретения м

Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия, заключающийся в

gp определ .нии пустоты под цементно-бетонными плитами, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности и точности контроля, определение пустоты осуществляют путем пропускания ультрау, звуков.Ix сигналов в свободном и напряженном положении плиты, фиксируют коэффициенты их затухания, определяют абсолютную разность последних и о наличии пустоты судят по не менее, чем трехкратному, 4П возрастанию указанной разности по сравнению с разностью коэффициентов затухания для плотно прилегающих плит.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

4б 1. Авторское свидетельство СССР

М 160894 кл. Q 01929/00, 1962.

2. PI Hseh VoFkev, Neuere 4еоеРГиti ische Messuegen ак Befanf I asseII, Тесни. Яикдьсйсх и, 1 60.

Vvz 9

Составитель Ч. Морозов

Репактор И, Kaaча((эе Техре Н, А ндрейчук Корректор М., (емчик

Филиал ППП "Патент, г. Ужго1 зл, ул. Г)(>ектная, 4

Заказ 402 5/2 9 Т и раж

ЙНИИПИ Госуйарсч ВеннОГО по ленам

1 13035, Москва, Ж-;(5, 110l П одп исное комитета (овета Министров (:(:(.Р из(> е гений и открытий

Рау(нская «ас>,, д. 4/5

Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия Способ контроля состояния жесткого аэродромного покрытия 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для контроля качества сварных соединений

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для оперативного контроля работоспособности ультразвуковых (у.з.) дефектоскопов в процессе их настройки и поиска с помощью них дефектов в разнообразных материалах и изделиях промышленности, например,в сварных соединениях, в железнодорожных рельсах

Изобретение относится к технике неразрушающих испытаний ультразвуковыми методами и может быть использовано в различных областях машиностроения для контроля материалов и изделий, преимущественно крупногабаритных и с большим затуханием ультразвука

Изобретение относится к газо- и нефтедобыче и транспортировке, а именно к методам неразрушающего контроля (НК) трубопроводов при их испытаниях и в условиях эксплуатации

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики изделий переменной толщины сложной геометрии по параметрам их колебаний

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано при контроле качества, изменения структурно-фазовых состояний и физико-механических параметров материалов и элементов конструкций, а также в целях акустической спектроскопии массива горных пород, по измерению коэффициента затухания упругих волн и его частотной зависимости

Изобретение относится к области акустических методов неразрушающего контроля

Изобретение относится к неразрушающему контролю и может быть использовано для диагностики железобетонных строительных конструкций, обделок и облицовок гидротехнических туннелей
Наверх