Устройство для управления сериесным электродвигателем постоянного тока
ОЙ ЙСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01.10.76 (21) 2408198/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень № 6 (45) Дата опубликования описания 18.04.78 (51) M. Кл. Н 02Р 3/14
Н 02Р 5/16
Государственный комитет
Савета Министров СССР
lI0 делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.13 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. Г. Кощеев и T. П. Третьяк
Уральское отделение Всесоюзного ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЕРИЕСНЫМ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение опносипся к области электротех ники, а именно к устройствам для управле ния тяговыми элекпрод в игателя ми с везависимым подвозбужде|нием сериесных обмоток возбуждения.
Известно успройство для уп ра вления сериесными элекпродвигBTcJIRMH постоянного тока с независимым подвозбужде нием cepuecHblx обмоток двигателя от выпрямителя тиристорного преобразователя (1). Недостатками этого у строй ства являются необходимость выпол нения преобразо вателя íà суммарную мощность, определяемую падением напряжения на об мопках гла вных полюсо в и суммарным током возбуждения и рекуперации, а также сравяительно сильная зависимость мавнипного потока тягового двигателя от тока в цепки якоря.
Наиболее близким к изоб ретен ию является устройспво для возбуждения тяговых д вигателей, в KoroipoiM о бмотки главных IIGJIIocolB в|ключены последовательно,в цепь я ко ря тягового двигателя и подключены к выходу выпря мителя тири стор ного преобразователя (2).
Это устройство исключает броски тока в цепи я коря двигателя при резком увеличении на пряжения в,ко нта кт ной сети и уменьшает изменение тока в цепи якоря при снижении на пряжения источника пита|ния. Недостатками у каза нного устройспва та кже являются
2 необходимость выполнения п реобразо вателя на суммарную мощ ность обмоток глаженных полюсов тяговых двигателей и тока рекуперации и GpBIBHHTQJII но сильная зависимость магнHTIHOIo потомака тягового двигателя от тока в цепи якоря.
Целью изобретения является упрощение под возбудителя. Для этого в предлагаемом усгрой спве встречно-параллельно неупра вляеIp мым вентилям выпрямителя подвозбудителя подключены два диода, соединенных последовательно, при этом общая точка соединBHия диодов подключена к минусу источника питания тягового двигателя.
Наличие дополнительных диодов в предложенном усгройстве исключает возможность протекания тока я коря д вигателя через подвозбудитель в рекуперати вном режиме и позволяет обеспечить подвозбуждение обмотки п ри моторном режиме работы. При этом мощность под возбудителя:при рекуперати вном порможении,равна мощ ности, потребляемой обмоткой возбуждения тягового двигателя.
На чертеже дана принципиальная схема описываемого устройства для случая управления двумя двигателями.
Успройспво содержит инверто р 1, тра нсформатор 2, вып рямипель 3, диоды 4 и 5. Обмотки 6 и 7 возбуждения тяговых двигателей 8 и 9 включены последовательно в цепь якоря и подсоединены к выходным .клеммам выпрямителя 3, а общая точка соединения дHQ+oiB 4 и 5 подключена к минусу источ ни ка питания тяговых д витателей.
Когда HIHBBpTop 1 от ключен, тяговые двигатели работают в режиме последовательного возбуждения. При этом ток якоря тяговых двигателей протекает по контуру: плюс источника питания — двигатели 8 и 9 — обмотки 6 и 7 возбуждения — диод 5 — минус иоточни|ка питания.
При выключении инвертора 1 и увеличении напряжения на выходе выпря мителя 3 до величины, большей напряжения падания на обмотках возбуждения, через обмотки 6 и 7 начинает протекать ток от подвозбудителя.
При этом ток,подвозбу дителя протекает только через обмотки возбуждения и практически не зависит от тока в цепи якоря. Тяго вые двигатели при этом, работают в режиме независимого возбуждения.
Увел|ичение напряжения на выходе подвозбудителя приводит,к увеличению тока возбуждения и ЭДС тяговых двигателей. Ток в цепи яко рей тяговых двигателей постепенно спа дает к нулю, и п ри дальнейшем увеличении .напряжения на выходе подвозбуд ителя тяговые двигатели переходят в режим рекуперативного торможения, при котором To K якоря протекает через диод 4, а цепь обмоток возбуждения замок нута только на выход под возбудителя.
Таким образом, в режиме тяги и рекупераъи вного торможения через ти ристорный подвозбудитель проходит только то к, необходимый для возбуждения тяговых двигателей.
Предлагаемое устройство поз воляет также
593292 уменьшить броGKH тока в цепи тяговых двигателей в переходных режимах при резких колебаниях напряжения в контактной сети.
Так, например, увеличение напряхкения в контактной сети вызывает увеличение напряжения на обмотках возбуждения. При этом ток на выходе выпрямителя подвозбудителя становится равным, нулю и ток тяговых д|вигателей протекает через обмотки возбуждения, инду кти вность которых обеспечивает у меньшение максимального значен ия тока.
Эконо мичеокая эффективность предложе ннсго устройства заключается в умеиьшении максимальной мощности инвертора возбудителя для элеKTipoподвижного состава с независимым возбуждением.
Формула изобретения
Устройство для управления сериеоным электродвигателем постоянного тока, содержашее неза висимый подвозбудитель с инверторо м, тра нсформаторо м и выпрямителем, подключенным параллель но обмотке возбуждения, отличающееся тем, что, с целью упрощения подвозбудителя, выход выпрямителя зашунт иро ва н дополнительными д иодами вспречной про вод имо сти, которые соединены последовательно, а их общая точка соединена с минусом источника питания двигателя.
30 Источ ник и информации, п ри нятые во внима н ие при экспертизе
1. Климов В. П. Тиристорный электропривод с исполнительным двигателем последовательного возбуждения. М., «Э нергия», 1972, с. 64.
2. Авторс кое свидетельство СССР №381566, кл. B 60L 15/08, 31.03.72.
Составитель В. Самохин
Техред Н. Рыбкина
Редактор А. Пейсоченко
Корректоры О. Тюрина и 3. Тарасова
Подписное
Заказ 1772
МОТ, Загорский филиал
Изд, № 272 Тираж 917
НПО Государственного комитета Со вета Министров СССР по делам изобретений и открытий
11303о, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5