Гидромеханическая передача транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДИТИЙЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22} Заявлено Q2, 10,75(21} 2177025/11 е присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Стпубликоваио 05,Q3,78)эюллетень ¹ (4б) Дата опубликования описания 31. Ю, 18

Союэ Советскитт

Социалистических

Республик (ll) 596493 (5l) И. Кл.

В 60 К 17/10

Р 16 H 47/06 (53) УДК 629.113-585. . 2(088.8) Гасударственный квинтет

Савата тйнннвтрав СССР аа делам азааретений а аткрытнй

Л. А. Румянцев

Иентральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к гидромеханическнм трансмиссиям.

В трансмиссиях транспортных средств широкое применение получили гидромеханические передачи, состоящие из гидротрансформатора и ступенчатой коробкой передач, установленных последовательно друг за другом.

Известна гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, турбинное колесо которого связано с первичным валом коробки передач через сухую фрикционную муфту сцепления.

Насосное кОлесо гндротраисформатора расположено между турбинным колесом и коробкой передач, турбинное колесо соединено с ведущим диском сцепления через вал, размещенный внутри вала реактора гидротрансформатора, а вал реактора соединен со стенкой корпуса передачи, расположенной между гидротрансформатором и коробкой передач. Коробка передач имеет управление с помощью зубчатых муфт (1f

Эта передача является простой по конструкции, имеет малый вес и небольшие габариты. Кроме того, эта передача имеет небольшие внутренние потери мощности. Благодаря наличию сухой муфты сцепления обеспечивается четкое и плавное переключение передач в коробкс передач зубчатымн муфтами.

Однако, эта передача имеет недостаток и о надежность ввиду возможности поломки вала, соединяющего турбинное колесо гидротра нсформатора с ведущим диском сцепления, поскольку этот вал имеет ограниченный наружный диаметр, а нагружен о«большим крутящим моментом. Кроме того, у этой передачи большие осевые размеры, что затрудняет се размещение на транспортном средстве.

Известна гндромехаинчсская передача .транспортного средства, содержащая коробку передач, гидротрансформатор, турбинное коле< о которого связано посредством фрикцнонной муфты сцепления с первичным валом коробки передач и соединено ирн помощи трубы с ведущим диском муфты сцепления, насосное колесо гидротрансформатора расположено внутри трубы между турбинным колесом и ведущим диском муфты сцепления и связано с входным го ва о передачи (21

Однако такая передача довольно громоздкая и ненадежная в работе, поскольку ее муфты сцепления требуют сложной системы управления.

Целью изобретения является повышение на25 дежности н уменьшение осевых габаритов гид596493

Формула изобретения

3 ромеханической передачи транспортного средства.

Для этого ведущий диск фрикциопной муфты выполнен сплошным и свободно установлен на конце входного вала передачи и первичного вала коробки передач.

Выполнение ведущего диска фрикционног муфты сцепления в виде перегородки между гидротрансформатором и муфтой сцепления надежно гарантирует отделение сухого фрикционного сцепления от гидравлической полости гидротрансформагора, что обеспечивает надежную работу сцепления сухого типа.

На чертеже показана схема гидромехзнической передачи.

Гидромеханическая передача содержит корпус l, внутри которого расположен взл 2, соединяющий двигатель с насосным колесом

3 гидротрансформатора. С турбинным колесом

4 гидротрансформатора по периферии посредством трубы 5 соединен ведущий диск 6 фрикцпонной муфты сцепления.

Реактор 7 гидротрансформатора взаимосвязан с корпусом I. Внутри трубы 5 может быть расположена блокировочная муфта гидротрзнсформатора и ее поршень 8. Фрикционный диск

9 этой муфты соединен с насосным колесом

3 гидротрансформаторз.

С одной стороны ведущего диска 6 фрикциоинрй муфты сцепления расположен ведомый диск 10, связанный с входным валом ступенчатой коробки передач I I. По другую сторону диска 10 находится нажимной диск 12 и диафрагменная пру>кина 13.

Для питания гидромеханической передачи жидкостью предусмотрен насос 14, имеющий привод, например от двигателя транспортного средства. Всасывающая магистраль этого насоса сообщена с баком 15. Напорная полость насоса 14 трубопроводом 16 соединена с клапаном 17, служащим для поочередного соединения органом управления 18 насоса 14 через трубопровод 19 с рабочей полостью гидротрансформатора или, через трубопровод 20 и канал

2l, расположенный внутри вала 2, с гидравлическим цилиндром 22 блокировочной фрикционной муфты гидротрансформатора.

Рабочая полость гидротрзнсформатора трубопроводом 23 соединена со сливом через тсплообменник 24. Клапан 25 служит для ограничения давления рабочей жидкости в трубопроводе 16 при работе гидромеханической передачи.

Для управления фрикционной муфтой сцепления, установленной перед ступенчатой коробкой передач, служит рычаг 26, соединенный с сервоцилиндром 27. Сервоцилиндр 27 соединен трубопроводом 28 с электромаг>штным клапаном 29. Обмотка электромагнита клапана 29 соединена с аккумулятором 30 и электрическим выключателем 31, расположенным на рычаге переклк>чения передач в ступенчатой коробке передач Il.

Если контакты электрического выключателя

31 замкнуты, то сервоцилиндр 27 через трубопроводы 28 и 32 соединен с источником 33 давлении текучей среды.

Если контакты электрического выключателя

31 разомкнуты, то сервоцилиндр 27 через трубопровод 28 и канал 34 соединен с атмосферой.

Фрикцпоннзя муфта сцепления при этом включена.

Работает гидромеханическая передача следующим образом.

1!ри работающем двигателе транспортного средства на холостых оборотах, насос 14 подает рабочук> жидкость под давлением в рабочую полость гндротрансформзтора, а оттуда через теплообмепник 24 онз снова поступает в бак 15, В гидротрзнсформаторе поддерживается избыточное давление рабочей жидкости, в связи с этим поршень 8 блокирово ной фрикционной муфты гидротрансформзтора находится в крайнем правом положении, поэтому насосное колесо 3 гидротрансформатора и турбинное колесо

4 гидротрансформатора не заблокированы с помощью фрикцнонного диска 9.

При включении требуемой ступени в коробке пере. зч 1 контакты электрического вы.26 ключателя 31 замкнутся рукой водителя транспортного средства. Электромагнитный клапан

29 сработает и текучая среда из источника

ЗЗ давления подается в сервоцилиндр 27, что приводит к выключателю фрикционной муфты сцепления. После включения требуемой ступени в коробке передач 11 контакты электрического выключателя 31 размыкаются. При этом происходит включение фршсционной муфты сцепления, соединяющей гидротрансформатор с входным валом коробки передач.! 1. При увеличении

Ю скорости вращения вала двигателя транспортного средства, вал 2 гидромехаиической передачи начинает также вращаться быстрее, что приводит к троганию с места и разгону транспортного средства.

После разгона транспортного средства, при воздействии на орган управления 18 кланана

17, жидкость под давлением от насоса 14 поступает в гидравлический цилиндр 22 блокировочной фрикцио>шой муфты гидротрансформатора.

Вследствие этого поршень 8 этой фрикционной

4 муфты отходит влево и с помощью фрикционного диска 9 происходит блокировка насосного и турбинного колес гидротраисформатора, что приводит к уменьшению потерь в гидромеханической передаче.

Такая гидромеханическая передача позволяет уменьшить ее габариты приблизительно на

15 — 20 мм (при мощности двигателя 350—

400 л, с.), что дает экономию в весе на 8 — 12 кг.

Отсутствие вала, соединяющего турбинное колесо с маховиком сцепления, позволяет увеличить прочность гидромехзнической передачи и повысить ее надежность.

Гидромеханическая передача транспортногр средства, содержащая коробку передач, гидротрансформатор, турбинное колесо которог связано посредством фрикционной муфты сцепления с первичным валом коробки передач М соединено при помощи трубы с ведущим диском муфты сцепления, насосное колесо расположе596493

Составитель В. Ухиин

Техред О. Луговая Корректор ll. Мельниченко

Тираж 841 Подписное редактор Т. Авдейчнк

Заказ 1601/22

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делан изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб. и. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 но внутри трубы между турбннным колесом н ведущим днском муфты сцеплсння и связано с входным валом передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности н уменьшення габарнтов, ведущий диск фрнкцнонной муфты выполнен сплошным н свободно установлен на конце входного вала передачн н первичного вала коробки передач.

Источники информации, п1тн ятые 80 внимание прн экспертизе:

l. Заявка ФРГ № 1926I57, кл. 63 с, 34/01, S

1973.

2. Патент ФРГ № 1906170, кл. F 16 h 4500, 1972.

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх