Способ изготовления обмоток

 

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК по авт.св. № 262239, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью улучшения электрических свойств изоляции путем обеспечения возможности нанесения расчетного или большего количества слоев слюдусодержащих лент на изоляцию, перед пропиткой наносят слой пропитанной стеклоленты с зазором, обеспечивающим последующую пропитку, опрессовывают при температуре 120-150" С при давлении, позволякидем получить расчетный размер изоляции, в течение времени, необходимого для полимеризации связующего в ленте.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАВИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ПЮ (Н) 3(Ю Н 02 К / 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTHA

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ъ (61) 262239 (,21) 2401801/24-07 (22} 05,10 ° 76 (46} 07.11.83. Бюл. 9 41 (72} В.Г.Огоньков, С.Г.Трубачев,.

Н.В.Александров, Й,С.Окнин, В.Г.Сяков, К,Н.Масленников, К.Ф.Потехин, В.В,шалимов и П.Л.Лысенко (53) 621.315(088.8) (54)(57) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК по авт.св, М 262239, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучщения электрических свойств изоляции путем обеспечения возможности нанесения расчетного или большего количества слоев слюдусодержащих лент на изоляцию, перед пропиткой наносят слой пропитанной стеклоленты с зазором, обеспечивающим последующую пропитку, опрессовывают при температуре 120-150 С при давлении, позволяющем получить расчетный размер изоляции, в течение времени, необходимого для полимеризации связующего в ленте.

599709

Изобретение относится к электроизоляционной технике и может быть использовано при изготовлении изоляции обмоток турбогенераторов, синхронных компенсаторов, крупных электрических машин.

По основному авт.ав. М 262239 известен способ изготовления изоляции обмоток, заключающийся в нанесении на обмотку стеклослюдинитовых лент с введеным ускорителем полимеризации и последующей пропитке термореактивным составом под вакуумом и давлением.

Такой способ ивготовления изоляции предотвращает вытекание пропиточного компаунда из изоляции, что обеспечивает последней высокие электрические и механические характеристики.

Однако при изготовлении обмоток за счет положительных допусков по толщине изоляционных лент и неплотностей намотки толщина изоляции (за счет пухлости) получается больше расчетной, что при последующей укладке в статор вызывает повреждения изоляции.

Для увеличения электрической прочности изоляции необходимо после пропитки изоляции подпрессовать ее при давлении 5-6 кгс/см . Этот процесс может быть осуществлен при изготовлении изоляции стержней генераторов, однако прессование стержней, пропитанных эпоксидным компаундом, является весьма токсичным процессом. При изготовлении катушечных обмоток с термореактивной изоляцией монолит-2 подпрессовка изоляции катушек до пропитки технически невозможна, так как после снятия давления изоляция катушек приобретает первоначальный вид.

Предварительная подпрессовка изоляции до заданного размера в таком .виде эффекта не дает, так как после подпрессовки изоляция принимает прежний вид (за счет амортизирующих свойств материала ), поэтому для предотвращения повреждения изоляции при укладке накладывают слои ленты, количество которых меньше расчетноГо

Целью изобретения является улучшение электрических свойств изоляции путем нанесения расчетного или большего количества слоев слюдусодержащих лент.

Для этого по предложенному способу на изоляцию перед пропиткой наносят слой пропитанной стеклоленты с зазором, обеспечивающим последующую пропитку, и опрессовывают при температуре 120-150 С при давлении, позволяющем получить расчетный размер изоляции, в течение вре5

15 дом изоляции позволяет изготавли20

25 этом случае прессование изоляции в пазовых частях производится за счет применения пресс-планок, ограничивающих количество намотанных слоев.

В результате применения предложен. ного способа удается на обмотку наложить расчетное или большее количество слоев ленты, которую затем подпрессовывают до заданного размера (уменьшается )и этот размер удерживается эаполимеризированной лен40 той, поэтому изоляция обмотки при укладке не повреждается.

65 мени, необходимого для полимеризации связующего в ленте, Это позволяет на 40-50% увеличить электрическую прочность изоляции. Такой способ необходим для увеличения электрической прочности изоляции монолит-2, но не целесообразно при изготовлении изоляции других типов.

При изготовлении изоляции монолит-2 получение при помощи пропитанной ленты подпрессованной изоляции, которая вследствие намотки ленты в раэбежку не препятствует вакуумированию, пропитка эпоксидным кампаунвать изоляцию с расчетным или даже большим количеством слоев стеклослюдинитовой ленты, которая является основным диэлектрическим барьером в изоляции.

При изготовлении других типов изоляции, например изоляции предварительно пропитанных лент, этот технологический прием не является необходимым, так как стержни после нанесения изоляции опрессовываются в .металлических пресс-фОрмах. Этот процесс целесообразен .при изготовленни изоляции монолит,.так как и в

Пример . На катушки двйгателя. серии АТД напряжением 6 кВ наносят восемь слоев стеклослюдинитовой ленты, в которую введен ускоритель.

Затем поверх изоляции наносят стеклянную пропитанную ленту (содержание термореактивного связующего около 22% ) с зазором 2-3 мм, необходимым для последующей пропитки, Пазовые части катушки, предваритель. но обмотанные фторопластом, помещают в пресс и опрессовывают под давлением 5 кгс/см при 130О С в течение 20 мин для полимеризации связую. щего в стеклянной ленте. Затем катушки легко без повреждения укладывают в пазы статора и статор вакуумируют в пропиточном котле при температуре 60 о С и остаточном давлении 0,5 мм рт.ст., после чего пропитывают под вакуумом и давлением 8 кгс/см эпоксидным компаундом.

После пропитки статор запекают в термостате.

599709

В таблице показаны электрические характеристики изоляции катушек дви. гателя АТД мощностью S00 кВт на напряжение 6 кВ, Применение предложенного способа повышает в полтора раза электрические характеристики изоляции, что позволяет,снизить на 20-30% толщину изоляции по сравнению с извест;, ной.

Данные экспериментальных исслелований электроизоляционных свойств (длительной и кратковременной элект рической прочности ) изоляции обмоток, показывают значительное улучшение электрических характеристик.

Уменьшение толщины изоляции позволяет увеличить коэффициент заполнения меди в пазу, что увеличивает мощность электрической машины, Например, уменьшение на ЭОЪ толщины изоляции турбогенератора мощностью 120 мВт позволяет повысить мощность турбогенератора на 15-20%.

) о )

° )4 f

I

4 аА аА, н! л л .с

4, v о х ом а v

3I

° Э Ц х и

f44

I

«)4 !

«Ъ

I

С«! 1

tA 1

an л

«-« о и о е

«4 Х

«Ф

Ъ о. !4 ою но иа, оа

С4 ъ х1

Х . 1

gcO 1 аЯ о

Х «-! л

Г 1

CO

CO

Э

С7

«-«!

1

1

I

1

1 и

taI

«34

Г«!

C)

an («!

1-!

М (Ч

CO

М л Ч х ю х о

Эи

go

Р3 И ои

Р4

«-«

С«!

0 ! an во х х и х э

Х Р3

g Я н ф

И (1!

% « (Ч

I о

Ю ! л о аА

С«!

I и х

О4

Э н

Х ф aaf

О4 Х

Э Х н

))4Х Ф

un)f о.

v о и

В

5 о

4 и

I I (41 )

I

1 4

1 I

I

1 — 4 аА

«-! 1

4 — — «

I о («" I

I I

1 — — 4 о

aD 1

1 — — — 1

1 1

1 4,О

1 л

Π— — -\

< 3

1 — —.

1 ! ОО

1 с!4

4 — — 1

I 1

° Ф 1

° 4 1

1 ох! аэхх

ННхе

oogg

Фях

ХоЭ!йО оцооя хoцнн

599709

М э х ох х э ф ф

"М М

e g, )4ЮФ мхи

v

Э 1 мо

I4 I4 нg4

III Ы:Х Ы

5Э 1 х ох мхоих

3ййдо ны нин!

I ,I

1

I

I

I

f

I

1

1

1 !

Способ изготовления обмоток Способ изготовления обмоток Способ изготовления обмоток Способ изготовления обмоток 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению обмоток электрических машин высокого напряжения

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии изготовления изоляции обмоток электрических машин постоянного тока

Изобретение относится к проводу электрической обмотки с прямоугольным поперечным сечением для производства обмотки для бытовых электроприборов, которые содержат жидкость, которую используют в качестве охлаждающего вещества и в которую погружают обмотку при эксплуатации (EP 1079500 A1)

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей

Изобретение относится к электромашиностроению и повышает надежность статора

Изобретение относится к электроMatoHHocтроению , а именно к конструк ции статорных обмоток

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин.Цель изобретения - повьшение надежности
Наверх