Устройство для автоматического переключения передач тягового средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11! 600000

Союз Советова

Соцналнстнчесннв

Реслублнн (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 04,03.75 (21) 2137772 27-11 (51) М. Кл. - В 60К 41 00

1 161I 5/60

С IrpIICOOÄ Ill i Oil ill i! за 51 як ll ¹

Государственный квинтет

Совета Министров СССР ло лапам изобретений и отарытнй (23) 1р нор итет (43) Опубликовано 30.03.78. Бюллетснь ¹ 12 (45) Дата оп) б)л 1! нова ! 1! я () Illfcll ll li ll 1 3,04.78 (53) УДЬ 629.113-585.52 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. С. Нагорский, Ю. Н. Бельдейко, В. Ф. Чабан, И. П, Ксеневич, Е. Н, Козлов. А. С. Солонский и М. Г. Мелешко (71) Заявители Минский тракторный завод и Центральный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства нечерноземной зоны СССР (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТЯГОВОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования нагрузочных режимов тяговых средств и может быть использовано для автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии тягового средства, в частности трактора.

Известно устройство для контроля и регулирования загрузки тракторного двигателя, содержащее датчик загрузки двигателя, датчик положения педали акселератора, блоки управления вк.llо Iеппсм передач, связс1пныс с испол!!ительпыми механизмами переключения перс,ГГГ!1r (1 .

Недостатки этого устройства — невозможность реализации многосвязных систем, сложность управления многоступенчатыми трансмиссиями.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату являе!ся устройство для автоматического переключения передач тягового средства, содер>кащее датчик положения педали акселератора, дат шки изменения частоты вращения вала двигателя, блоки управления включением высших и низших смежных передач, один из входов каждого из которых соединен с одним из датчиков изменения частоты вращения вала двигателя, а выходы — с исполнительным механизмом переключения передач, и блок коррекции, один из входов «оторого связан с дат шков положения педали акселератора, а вы оды — c другими входамп каждого из блоков управления включением передач 121.

Однако прп такой конструкции устройства

5 це учитывается характер нагрузки двигателя.

pl! ÎoTIJ poгулятОра тОГГлпвного насОса ухх дшается пз-за увеличения массы подвижных элементов, необходима корректировка переключения в зависимости от включенной пе10 редачи, вследствие чего точность выбора оптимального момента переключения передач невысока, что отражается на топливной экономп и!Ос !и тягового средства.

Цель пзобрстснпя — повышение точности

15 выбора Оптим;!л!пюго момента переключения передач.

Указанная цель достш.ается тем, что устройство снабжено датчиком характера изменения нагрузки двигателя, а блок коррекции

2I) Ill JJJoлнсн пз задатчика давления, двухполуперподного выпрямителя. вхо7 которого соедипс!! с датчиком характера изменения нагрузк!! двпгатсля, и трс., сумматоров, входы одного пз которых соединены с выходами выпрямителя, а выход — с одним из входов второго сумматора, другой вход которого соединен с датчиком положения педали акселератора, а выпход — с входом блока управления включеI!нем низшей передачи и с одним пз входов т )с7 !>с! О с) %11! )т!)р;1, др) I oil вход Kol opol coc600000

;II!11(11 С:1<1,><<ЛТЧИКО .>! Д<)ВЛСППЯ, Л ВЫХОД вЂ” С входом блокл упрлвл 1!IIH включением и>1сшей

1 l C P C I

11а фнг. 1 изображен(1 сгруктурпля схсмл устройства; пл фпг. 2 оп)вмял),ные области 5 х31><)к1 сР IcTIIK!1 >1131!1 cl 1(>):,IH IIP II lloc foHIIIIQII u переменной нагрузках, n!p;»»I

Р» для переключений ня высшие и низшие пе- 10 рсдячн соотвеl»còâñííî 13 зависимости от крутящего момента двпглтсля; 113 фиг. 3 — велич)ша сигнала Р;»> определяющего характер изменения нагрузки двигателя; на фиг. 4— принципиальная схема устройства. 15

Устройство для автоматического переклю«е»1iH передач содержит связанную с двигатслсм 1, снабженным тонлпьч)ым насосом 2 и регулятором 3, коробку 4 передач с исполнительным механизмом 5 переключений передач, 20 задающее устройство 6 с датч)п(ами 7, 8 изменения частоть1 в()ащения Вяля дВнгятсля и датчиком 9 характера изменения нагрузки двигателя для получения сигналов Р„, Р» и

Р,-„, сгязянный с педалью акселератора 10 25 датчик 11 положения псда III акселератора, блоки 12 и 13 управления включением высших и низших передач соответственно и блок 14 коррекции.

Блоки 12 н 13 содержат (каждый) элемент 30

15 сравнения, например четырехвходовый переменный усилитель, маломощный пневматический задатчик 16 с входным дросселсм 17, фильтр 18, ш)свмоповторитсль 19 и пневмогидравлический преобразователь 20. Входы каж- 35 дого элемента 15 сравнения соединены с одними пз датчиков 7 и 8, задатчиков 16 и выходов блока 14 коррекции, а выходы этих элементов через ппевмоповторители 19 и преобразователи 20 подключены к исполнительно- 40 му механизму 5 переключений передач.

Блок 14 содержит двухполупсриодный выпрямитель 21 и сумматоры 22, 23 и 24, выполненные, например, на пневматических четырсхвходовых усилителях, маломощныс пневматические задатчики 25 и 26, фильтр 27 и входные дроссели 28 — 31. Глухая камера 32 выпрямителя 21 соединена с задатчиком 25, камера 33 — с датчиком 9, глухие камеры 34 и 35 связаны с источником стаоилизированно- 50 го давления трубопроводами. на которых установлены дроссели 28 н 29, с входными дросс(лямп 36 и 37 мсждроссельпых камер 38 и

39 н с суммирующими глухими камерами сумматора 22. Выход этого сумматора под- 55 ключсп к входу с). мматора 23, другая камера которого связана с дат 1иком 11 положения педали акселератора 10. Выход сумматора 23 связан трубопроводом с фильтром 27, с элементом 15 сравнения блока 13 и с суммато- 00 ром 24, к которому подключен задятчпк 26 с дросселем 31, а выход сумматора 24 связан с элементом 15 сравнения блока 12.

Исполнительный механизм 5 со (epiKIIT цилиндры 40, поршень 41, штоки 42, пружины 05

43, Собачки 44, 110130pOTllb111 10лотии: 45, отвочной кожух 46 и порш ill> !7.

1,.<1Я ОолсгчсiIIIH 11злож !illÿ p;IO()Òb! "СТ1)OII

ВВС 1(0 bi C. ICД ) IOIilli(()()() 11! 33(.1! IIH

ЛОВ:

Р„-- выходное дав.,снис дат шка 7, поступающее на вход элемента 15 сравнения блока 12 управления

ВКЛЮЧЕНИЕМ ВЫСШИХ llCÐC, 13×;

Р„-- выходное давление датчика 8, поступающее на вход элемента 15 сравнения блока 13 управления включением низших передач; значения Рв и Р» зависят от крутящего момента двигателя (фиг. 2);

Р;,(— выходное давление .I,àò÷èêà 9, поступающее ня вход выпрямителя 21 блока 14 коррекции, определяет характер измснешгя нагрузки двигателя;

P — постоянная состлвляющая l3IIëåИИЯ г><», oTKJlo!IcIIIIH P<» oT Рхн зависят от амплитуды псрсменНОЙ состяВлЯ101цс11 1131 Р) . )кн (фиг. 3), давление Р„получается с помощью злдатчикл 25;

Р. в, Р„„-- корректирующие давления, сформироваliнbic блоком 14 коррекции и поступа)ощис на входы блоков

12 и 13 соответственно;

Рв», Р»» — выходные давления соответственноо блоков 12 и 13, поступающие íà вход использованного механизма 5;

Р„ Р„ „ — выходные давления задатчиков

Р Р P"

16 и 26, поступающие соответственно на входы элементов 15 сравнения блоков 12 и l3> а также сумматора 24 блока 14;

Р,-() — выходные давления выпрямителя

21, поступающие нл входы сумматора 22;

Р,— — выходное давление сумматора 22. поступающее па H oä сумматора

23;

Р„ — выходное давление датчика 11 положения педали акселератора

10, поступающее па вход сумматора 23;

Р,в, P»)) — выходные давления элементов 15 сравнения соответственно блоков

12 и 13;

1<

1 () — стаоилизированное давление питания. абота устроиства для автоматического перекл)очения передач.

При работе двигателя с оптимальной нагрузкой величина давления Р„ниже суммы давлении Р) и Р„-,, а Р» — ниже давлений Р, и Рв», поэтому на выходах блоков 12 и 13 команд на псрсключепис передач нет, механизм

5 находится в исходном положении, С увеличением нагрузки двигателя снижается его частота Bp3llicIIHH, что пр1 водит к по600000

Величины даглений Р,, и Р,,„ определяются с (тетом следующнк условии: при увеличе. нии нажатия на педаль акселератора 10 псреключет(ия должны быть при большик крутян(1!.(момента(двигателя, 3 при работе с перемен ой нагрузкой переключения должны оыть при мсш.ши:(зна>тен!?я.(нагрузки двпгаT(IH, tip l! это. >т CC Ст?((же(?1(с д0,1)1(110 61>IT!, прОпорцион»льным 3.;тплитудс переменной составI BIO(II(1! !.,1), ТЯШСГО 3!0.

Отдеici;irc составляюшсй Р „и по1 чснпс

;(Бу:(сигналов, проиор ri!0113льнтт. (отк10»(»»tn

Р,„;! Р,.„в сторону увели (ештя или умеш шсния. 1?ыио пlтlст Выпрямитель 21. в камеру 32 кото()ого з»:(»т;иком 25 под»cTcH постоянное

13!3 н- "- (1,,-,. Вы:(однь(Г,1»влснт(я Р,„! п Р„ р»ш!ы nтклонст? IIIO д» влсния Р;„относитс Ih110 Р;, Прll уâ.лн lc!!нт Р„, во раcò»cò cèë I, котог;> H 130З (ГЙ(Т!3% ст На:((С.(161;ппlый 6101(13 ка Гт)с 3)3 I! ))ь!:;1,11„1(т li(.искр?,lтис>:(рО(Сел Я 36.

;1?!?л !!Ii(Р Iii. р(! Ipnc(гтс 31) увели!ив»(>""я !I н(p(;(;!ется Б к»мГрм «1. Гдс Бозр»Гт;lс! (!?(та !30:3 ((!! (твтl я ll;) .!см 6!) винт lй Олое, прсН ЯТГ I В > Юl(1;)Я IРС З(IC?1IIO«t c (BC.!1!ЧС НИ(О 1;)БЛС11!IH Р, . Прн .)нижснтп(;(»Б,ЗС(!т!)т Р;-„(IIOмощью в;о пнтго 1pîñññëÿ 37 н камеры 35

» iI;t 1oi r1!tc: hi (! n6r) 3 30>I фор>

Р .

I13ëB lllc в блоке 1-1 з»д»тчика 25 давления

nC)3Г,;0B,зив3стсЯ 11(06 0 (имостт ln Смещения («нуля» Гни;3 13 Р,„,:еюшсго место при рабо-с Г постоя .!)0Ë,?»грузкой, иа величинм Р,-„

B (БЯ ((T()?. I I О B (Л3!I lс Н НО П>ЗОБ»НИЯ В

c(TI)(.è(твс ннсттм;!тнчс(1(1!); -), !ем(II т о>3 и), (1)унки<(ОН н р() в»1 ИС;и p>," 1!HCT(Я 111) il т;113(IСII II II Il ll)1(Г;тт(то((1)срн()го. Применяя дат !ик 9 с элсктт) И !се?(Н Бl! :О. (0. ch i!OCTOHII! 1% !0 ГОСT» В,1Н IOIIEX 10

Р,„можт!n ттсключит, а слс лов»тельно, нсклю

Р?ь определяется с помон?д ю Гуitil(ITon;I 22, (»глсllil(Р„-„,--- Г ??омощыо ciмматора 23, коTop!!i! Бы,!IT»CT из давлсттт)я PÄ cubi!ii;Ip! IOC давлсlliic полупериоroB Р,,:. 1»глснис Р,;, — — с по)то:цью л мматора 24, которьш вычитает пз постоянного д»влсния z»B.Hei!«e Р,;„.

Г у!?слт!«!Гнт!Гм 3 зплитуды переменной сост»вля)ошей «рутя!цсгn момента повышаются

3 ?п,1иту (ы даг>лс!?ий Р,! н Р-:- и пк ci xtx!3 Р,.

Прн этом ".((сн»нтт!ется давление Р,;„и повыитастся д»r;ëc»ii(P,„» этn зBii»«ilT, tòî Г увсличсни "i:;I÷!.ëlïó»,>I Срсмснiin."I cîñò»âëÿþн!ГЙ и)) > THIIlcl О Tin!I(!IT;1 ПСрсl(Л(0>I(>1111 H бмд > T

ocмII((cTB,,ят! Гя i!pl! бблы?(сз! Р,; !l

Рсс,. КО< ОРЫС ГОО! Бетств. IOT МСНЫНИМ ЗН»ЧЕНИя(! !(p) THme! n .;:0;ic!iTB двигателя. Тт!ким оора»01i, ист>олт>зов;тине блока 14, ГВязант?ого с датчиком 9 (врат(тсра изменения нагрузки двигателя, вы.13?ощ?(м сигнал, определяющий колебания нагрузки, и с датчиком 11 поло)ксния пе1»лн акселератора 10> обеспечивает

Когд» устройство 1,1Н автом»тн теского пс )« рскдючения переда 1 II»xn.iI!Tcя в Itcxo.QIIO I состоян!!и, водитель в cë). чае IIco6_#_nдимости может уiip»B;IHTI> транс:,!иссией ттi т(i псpccT;lновки ",îëîòíèêà 45 B новос фиксирогат(нос по10>1(ение вр1 шую. 60

В;током коррекци?! 14 выполняются такис операции, как отделение постоянной составляющей Р.„давления Р,-„, дв кпол периодное выпрямление, суммирование полупериодов и определение давлений Р; и Р„.. !)Д

Бышсник) д»влсния P. (ф?!г. 2). Когда давлеIl ilC P; CT3HCT OO;Il>lI!C C> м мы,(«п)леliHII <

Р;, на вы.(о (е элемента 15 сравнения блока

13 ((j)l!I . 4) иояьится давление Р„,, равное Р(), коlорос посредством пневмоповторителя 19 и д

Iip(обр3зователя 20 трансформируется в Р>„,.

Под д»влснисм Р,;„поршень 47 перемещается

Bllp3Bo, сжимая пружину 43 и перемещая штоком 42 соба тку 4-1, которая соскальзывает с кожу.;» 16, !3);о (?гт и зацепление с (ра?товым

Венцом !r поворачивает золотник 45 против

?асовой стрелки в новос фиксированное поло«ксние, (00 Вст(тВ тощес BK.110ченной c) tc«I(IIQA низшей исрс,(ачс.

После переключения передачи нагрузка двигателя снижается, частота вращения увеличив»ется,,r 3 вленпс Р„умен!.шается, ири этом давлсния Р„„и Р„„сорасываются, исполнительllh!1! мс:(ани 3 I 110;I;(сйс!.??и(м пружины 43 ус г»н»в,тив»ется в ис );одl!Oc положение. уст20 ро!!Г1 )n I 0ToBo и Следуlo(l(ir i переключениям.

I IpI! cIlII)I(cнии нагр) зеи,твнгl!Tc;IH Бс. IIIЧ Н?3«1 СТС?1 !»С I ОТ» С ГО ВВ 3 Нт II II H, !ТО 131>131>1 В»(Т

l I O 1 31>1 1i l (. I l l l C;I cl B;1 C I I I I H P, К о т. (3 д «п3 л С Н н с Р,:, )

cT3нет р»вным сумме даи lcf!Ili Р,; и Р„,, н»

?3?>т):оде элемента 15 сравнения блока 12 появится д»влснис Р;,, равное Р(, которое преобразуется в давление Р„„ и, воздействуя на исполнительный ме(аттттз т 5, поворачивает золотник 45 по часовой стрелке в новос фиксн30 рованнос поло)кение, с оответст!31 юшее Смежной высшей передаче. Пос.1с переключения

ИГР;(«I cl;I «1 81ñíèñ P!! "< 4icI!Bl! i cl cтсЯ. 3 д«чвлснтт<Я

Р;;„и Р,;,, Гбр»счтваются, поршень 41 под дсй(I I3Irc1! !!р (,кипы 43 нср(IBO (IiT(Я II:3 331<(i!Ë(I! Ir H Г . (p;t !in!3!>(Т! !3C! !!in (I Bn.c!OTII I I Ê» 15, 1!(н ОЛ-! итслы!ый мс..(3111!зм 5 з»ннм;тсг ис.(о I!Inc Iinложсние.

При повторEIO «! clrlr«Hettriil нагрузки вт!Овт повьпп»ется давление Р, которос, возzc!icTI)x H

На ОДНИ II TC «?(Е ЭЛЕМЕНТ1>1, БЫЗЬIВ»СТ ВКЛIО (Енне Следующей высшей перед3чи.

Иск.1?очеттие «звон?(овогn режим»» обеспечивается применением фильтров 18, т(оторые

cfIiI«l(31oT скорость на т) 3 ст» н !1 я сиги».10В, pnBнями изменения давлений Р., и Р,; (yi!CEI!.шсние одного при увеличении др гого ведет к noBûøåíèþ устойчивости обр»cтного переключения) и уст»новкой значений нагр зки,твпгателя при переключениях передач 1опти«тальные области (апактсрт?стикт! двигателя пригедены па фиг. 2) .

Рссlл I! 5 ац1110 Опт им

Формула изобрст III!H

Устройстьч> для автоматического псрсклк>чсJIlIH l1CP(Да 1 ТЯ Г013ОГО СP(Ä(ÒBñi, PO>IOP if(>i(PIJ I IH 11(.,1;)л II l 1 3 Р и !С I I J f H 1> 1(и<и. Il iif 3IIIIIx исрсда!, один из вкодов каждоlo из которых соединен с одним из датчиков изменения частоты вращения вала двигателя, а Выходы — — с IIPH01IIIITpльпым мсканизмом

JIpppKëþ

С H СК1, <ТО, С ЦСЛ!ИО ПОВЫШ(IIIIH TO<1110(131>l бора оптимального мом IITB псрскл!очспия передач, устройство снабжено датчиком характера изменения нагрузки двигателя, а блок коррекции выполнен из задатчика давления, ДВМХПОЛУПЕРИОД!!ОГО ВЫПРЯКI!!ТСЛЯ, ВКОД KOTOрого соединен с датчиком карактсра измерения нагрузки двигателя, и трек с) мматоров, Входы одного из которых соединены с вь<ходами выпрямителя, а выкод — с одним пз вко;! O I3 I 3 T O P O I О С У К К> с! Т 0 Р а,,ц Р У Г О Й B К О Д К с) Т 0 Р 0 Г 0

С(7<, I!IIIPII С IBT !икокl п010if(PII!IH Il<., l

1!3 !3" О;(ОВ P<. Tl>ñ! 0 < м. I IIToP l— к(7 I, - !3 <О !O!

3ь!. I!Jeff пере. чачи.

2() Источники информации, принятые во вппмаиис при экспертизе

1. (!)торскос свил(тель(тво ГССР к(В 23:> (38, кл F 02(l 3(/00, 1967.

2. 3!!том;!ти:3;!Ция рс>еII) IQB pB<>oT1,1 тракто!>25 пык т!)апскл!и< гий, иод рсд. (,рейслера (. Л..

М., 1963. с. 86 — 92.

Устройство для автоматического переключения передач тягового средства Устройство для автоматического переключения передач тягового средства Устройство для автоматического переключения передач тягового средства Устройство для автоматического переключения передач тягового средства Устройство для автоматического переключения передач тягового средства Устройство для автоматического переключения передач тягового средства 

 

Похожие патенты:
Наверх