Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач

 

Г еа9ефмФЮмА%

° ф,Вам+ + в i о и и Ьтн S

ИЗОБРЕТЕНИЯ (11) 600001

Союз СОветский

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.03.76 (21) 2331090/27-11 с присоединением заявки М (51) М. Кл г В 60К 41/00

G 05G 5/10

РосУларствеииый комитет (23) приоритет

Совета Министров СССР по селам изобретений и вткрытнй (53) УДК 629.113-585..2-52 (088.8) (43) Опубликовано 30.03.78. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 12.04.78 (72) Авторы изобретения О. И. Гируцкий, В. В. Баранов, Н. Д. Мазалов, В. Н. Паух, А. Н. Лушников, М. Н. Дзядык, В. М. Винокуров и Ю. В. Белодедов (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИМИ

ЦИЛИНДРАМИ ФРИКЦИОННЫХ МУФТ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач.

Известно устройство для управления коробкой передач, в котором механизм блокировки содержит ползуны с пазами и шариковые фиксаторы (1).

Вследствие ограниченного хода и усилия исполнительного механизма блокировка передач в многоступенчатой коробке передач с фрикционными муфтами осуществляется ненадежно. Кроме того, недостатками этого механизма является необходимость повышенной точности изготовления и сборки и отсутствие регулировки.

Известно также устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач, содержащее установленные на периферии корпусов муфт клапаны, золотники которых связаны с подвижно установленными на корпусах муфт кольцами для взаимодействия с исполнительными элементами привода с помощью поводков, поворачиваемых двуплечими рычагами, установленными на картере коробки передач (2).

Достоинством такого устройства является обеспечение полного опорожнения гидравлическнх цилиндров фрпкционных муфт при пх выключении.

Однако в известном устройстве не предусмотрены меры по предотвращению одновременного включения нескольких ступеней в коробке передач, в результате чего может произойти выход из строя коробки передач.

Целью изобретения является повышение надежности коробки передач путем исключе10 ния одновременного включения в ней нескольких ступеней.

Для достижения этой цели устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой короб15 ки передач снабжено направляющими, жестко связанными с картером коробки передач, н упорами, установленными с возможностью перемещения в направляющих, жестко связанными между собой и расположенными с

20 зазором напротив плеч упомянутых рычагов.

Упоры могут быть связаны между собой тягами, соединенными поперечиной.

На фиг. 1 представлена кинематпческая схема многоступ ..нчатой коробки передач, пе25 реключасмой фрнкцнонными муфтами; га фиг. 2 — конструкция фрнкцнонных муфт; на фиг. 3 показано управление клапанами гидравлических цилиндров фрикционных муфт; на фпг. 4 н 5 — различные варианты выполне30 ния норов.

600001

3

Koðñáêà передач (фиг. 1) содержит входной вал 1, который через блокируемый комплексный гидротрансформатор 2 связан с двигателем (не показан). На входном валу 1 закреплены шестерни, находящиеся в зацеплении с шестернями, свободно установленными на промежуточных валах 3 и 4 и соединяемыми с пнми при включении ступеней фрикционными муфтами 5, 6, 7 и 8. Муфты 5, 6, 7 служат для включения первой, второй и третьей ступени соответственно, а муфта 8— для включения передачи заднего хода. Муфты установлены на промежуточных валах 3 и

4 попарно. Каждая пара муфт имеет общий корпус 9 (фиг. 2).

Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт содержит клапаны 10, установленные на периферии корпусов 9 муфт. Золотники 11 клапанов 10 связаны с подвижно установленными на корпусах 9 муфт кольцами 12, для перемещения которых служат силовые элементы — электромагниты 13, 14, 15 и 16 (фиг. 3 и 4). Напротив электромагнитов на картере 17 коробки передач установлены двуплечие рычаги 18 и 19.

На осях 20 этих рычагов закреплены поводки

21, имеющие на конце прорезь 22, в которой расположен палец 23, закрепленный в вилке

24, установленной в картере 17 шарнирно. На конце пальца 23 выполнена головка, входящая в кольцевой паз 25 кольца 12, Устройство снабжено упорами 26, 27, 28 и

29. На фиг. 4 упоры 26 и 29, 27 и 28 связаны соответственно штангами 30 и 31, соединенными между собой поперечиной 32. Упоры 26, 27, 28 и 29 расположены напротив плеч рычагов 18 илп 19 с зазором а и установлены с возможностью перемещения в направляющих

33, жестко связанных с картером 17 коробки передач. Связ . штанг 30 и 31 с поперечиной

32 осуществлс. in с помощью винтов 34 с контргайками 35. Для изменения длины штанг 30 и 31 упоры 26 и 27 соединены с ними посредством резьбы и зафиксированы контргайками 36. Корректировка хода электромагпитов производится винтами 37.

На фиг. 5 штангами 30 и 31 соединены между собой соответственно упоры 26 и 27, 28 и 29. Штанги 30 и 31 также связаны поперечиной 32, подвижно установленной в направляющей 33. В этом варианте все упоры

26, 27, 28 и 29 соединены со штангами 30 и 31 посредством резьбы и зафиксированы контргайками 36.

При включении одного из электромагнитов, например электромагнита 13, двуплечий рычаг 19, поворачиваясь вокруг оси 20, перемещает поводок 21, который через палец 23 и вилку 24 перемещает кольцо 12. Кольцо 12 перемещает золотник 11 клапана 10. Рабочая среда, постоянно подведенная к золотнику 11, поступает под давлением в гидроцилиндр и включает фрикционную муфту 7, обеспечивая включение третьей ступени в коробке передач. Одновременно двуплечий рычаг 19, упи4 раясь в упор 26, обеспечивает перемещение обеих штанг 30 и 31. При этом выбирается зазор, равный рабочему ходу электромагнита

13. Зазор а несколько превышает рабочий ход электромагнита, что обеспечивает во включенном положении электромагнита 13 зазор между упорами 28 и 29 и двуплечим рычагом

18. В этом положении первая и вторая передачи, фрикционные муфты которых расположены на промежуточном валу 4, включиться не могут. Включение передачи заднего хода также невозможно, так как включение фрикционной муфты 8, расположенной на одном валу 3 с фрикционной муфтой 7, исключается конструкцией клапана 10. При крайних положениях золотника 11 включена одна из фрикционных муфт, а полость под поршнем другой фрикционной муфты соединена со сливом.

Таким образом, невозможно включение ни одной из оставшихся ступеней в коробке передач.

При выключении электромагнита 13 рычаг

19 возвращается в нейтральное положение с помощью пружин, установленных в электромагнитах (не показано).

Таким образом, устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач повышает надежность коробки передач путем исключения одновременного включения в ней нескольких ступеней, так как наличие упоров исключает возможность включения двух фрикционных муфт, расположенных на различных промежуточных валах.

Формула изобретения

1. Устройство для управления гидравличеcKHMii цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач, содержащее установленные на периферии корпусов муфт клапаны, золотники которых связаны с подвижно установленными на корпусах муфт кольцами для взаимодействия с исполнительными элементами привода с помощью поводков, поворачиваемых двуплечими рычагами, установленными на картере коробки передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности коробки передач путем исключения одновременного включения в ней нескольких ступеней, оно снабжено направляющими, жестко связанными с картером коробки передач, и упорами, установленными с возможностью перемещения в направляющих, жестко связанными между собой и расположенными с зазором напротив плеч упомянутых рычагов.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что упоры связаны между собой штангами, соединенными поперечиной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3587351, кл. 74 †8, 1971.

600001

5 6

2. Журнал BHP «Automatikus haromfokozatu zokhor» larmuvek Mегоgardasagi Gepek 22

hidromechanikus sebessegvalto varase autobus- evfo1yam 1975. 1. Szam. з

Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач Устройство для управления гидравлическими цилиндрами фрикционных муфт многоступенчатой коробки передач 

 

Похожие патенты:
Наверх