Сцепная муфта
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 6l2083, (61) Дополнительное к авт. свид-ву—
{22) Заявлено 14,02,75 (21) 2 l04863/25-08 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано25.06.78.Бюллетень № 23 (45) Дата опубликования описанияоо.06.$8. (51) 16 33 43/ОО
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.5
{ 088.8) (72) Автор изобретения
Н, И. Зотовка (71) Заявитель
{54) СЦЕПНАЯ МУФТА
Изобретение относится к станко- и машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для сцепления валов машин и механизмов различных назначений.
Известны муфты, содержащие секторы, расположенные в ведомой полумуфте и перемещающиеся относительно пальцев посредством расклиниваюшсго конусообразного элемента, смон. тHpoBBIIIIDI на приводном валу (1) .
Недостатком данной муфты являются ненадежность работы из-за малого контакта консольно закрепленных секторных колодок и большие габариты из-за сложности устройства.
Целью изобретения является уменьшение габаритов муфты и повышение ее надежности.
Для этого количество секторов выбрано из условия максимального контакта полумуфт и каждый из них снабжен радиальным пазом, в котором установлен палец, при этом расклинивающий элемент выполнен в виде поршня гидро- или пневмоцилиндра, установленного в приводном валу. Полость цилиндра может соединяться с источником давления и может иметь запорное устройство, например клапан.
На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в сцеплении с глад- 25
2 ким шкивом; HH фиг. 3 — расположение секторов в полумуфтс.
Сцеппая муфта. состоящая из двух полумуфт 1 и 2, содсржит секторы 3, расположенные в всдомой иолумуфте 2 и снабженные радиальным пазом 4, где установлен палец 5 и возвратная пружина 6.
Секторы 3 имеют оощее для всех них отверстие 7, в которое входит расклинивающий конусообразный элемент в виде поршня 8 гидро- или пневмоцилиндра 9, смонтированного на валу
10. Поршень 8 подпружинен пружиной 11 так, что обеспечивается постоянный контакт его конуса с полусферой секторов. При увеличении количества секторов 3 их общее отверстие
7 и конус поршня 8 могут выполняться многогранными.
Поршень 8 имеет уплотнение 12, а цилиндр
9 --- отверстие 13, соединенное с источником давления {на чертеже не показан).
Отверстие 13 может иметь запорное устройство, «IaIIpIIvcp, клапан 14. Пальцы 5 закреплены на полумуфтс пли выполнены заодно с ней, а на пальцах 4 смонтирован диск 15, закрывающий секторы 3. Количество секторов 3 может быть три и более.
Наружная рабочая поверхность секторов 3 может быть выполнена двухконусной цилиндрической, входящей во фрикцпонное сцепление с
612081
Фор,чула изобретения а гг
l5 гг Z nZ
7
5Z цнииПИ Заказ 3440 34
Тираж 1198 1lодписиое
Филиал 111111 «! Iатеита, г. Ужгород, ул. 1 lроекти а я, 4
<Р«г,т барабаном 16 второй нолумуфты 1 или барабаном шкива 17 илоскоремспной передачи, причем барабан 15 выпол ен заодно со шкивом
17, Ц1кив 7 вращается например, а скользящем подшипнике 18 и; полумуфте 2, которая крепится на валу 10, например, винтами 19.
Сектора 3 могут иметь фрикционные накладки
20. Сектора раздвигаются строго радиально и равномерно, обеспечивая максимальный контакт с барабаном !6 по всей поверхности, чем обеспечивается хорошее сцепление при сравнительно малых габаритах.
Сцепная поверхность секторов и барабана
16 может быть выполнена кулачковой или зубчатой. Пневмоцилиндр 9 с поршнем 8 может быть расположен в центре полумуфты 2 или вала 9.
Муфта может работать в режиме управления и самоуправления. Во!омой обычно выполняется полумуфта с секторами, но может бьгп всдомой и полумуфта с барабаном. Например, муфта с помощью пружин 6 и 1 первоначально настроена на свободный ход. При повышении давления в цилиндре 9 поршень 8 передвиг ается вперед и своим конусом раздвигает секторы 3, которые своими пазами радиально передвигаются по пальцам 5 и входят в сцепление с внутренней поверхностью барабана 16.
В зависимости от силы давления на lloplilpHb
8 регулируется сила сцепления сектора 3 с барабаном 16. Прп снятии давления секторы 3 под действием пружин 6 возвращаются в исходное поло>кение, сжимая пружину 11 порпгня 8. Если zaII;fcffffe в цилин.<р 9 подается чсрез клапан 14, то источник давления можно отключить, и муфта будет работать в режиме самоуправления.
Если усилие пру>кипы 11 больше усилий пружин 6, то опа сразу будет работать в режиме самоуправления, однако не исключается подсосдинение источника давления. Закрепляя полумуфту с секторами неподвижно. при повьппенном давлении на поршень 8 муфта будет работать как тормозная. Если ведущей будет т!Олумуфта с секторам и, то of(3 ыожст работая ь как центробежная.
Под действием центробежных сил секторы 1 раздвигаются, преодолевая усилие пружин 5 до сцепления с барабаном 15, раскручивая его. При
5 кулачковом или зубчатом зацеплении муфта может работать как предохранительная, упругая.
Роль упругих элементов выполняют пружины 6 и 11. Усилие можно регулировать гидро- или пневмодавлением, обеспеч ива ющем жесткое сцепление полумуфт.
Выполнение секторов с радиальными пазами, с помощью которых они радиально передвигаются на пальцах, конусом поршня позволяет обеспечить равномерный и максима ll ный контакт рабочей поверхности, что дает надежное сцепление при малых габаритах муфты. Муфта может работать в различных вариантах с различным назначением, при необходимости она может сочетаться с другими пинами муфт.
Данное изобретение повышает КПД машин за счет увеличения надежности работы муфты.
Сцепная муфта, содер>кащая секторы, расположенные в ведомой полумуфте и перемещающиеся относительно пальцев посредством расклннивающего конусообразного элемента, смонтированного на приводном валу, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения ее габаритов и
30 повышения надежности, количество секторов выбрано из условия максимального контакта полумуфт и каждый из них снабжен радиальным пазом, в котором установлен палец, при этом расклинивающий элемент выполнен в виде поршня гидро- или пневмоцилиндра, смонтированного в приводном валу.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Кожевников С. Н. и др. Механизмы. Справочное пособие. М., 1965, с. 470, фиг..6. 70.