Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства

 

(1 i) 6I3352

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.01.77 (21) 2447765/18-24 с присоединением заявки № (51) М. Кл.- G 08В 21/00

Совета Министров СССР по делам изобретений (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень ¹ 24 (45) Дата опубликования описания 20.06.78 (53) УДК 654.9(088.8) н открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

А. П. Деркач, А. А. Дроздов, Г. Я. Сердюков и М. О, Бляхер

Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт Министерства автомобильного транспорта

Украинской ССР (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ БДИТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

ПРИ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ ДВИЖЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

ГосУдарственный к мит т (23) При,ри,е, Изобретение относится к устройствам, предназначенным для автоматического контроля и сигнализации о состоянии водителя транспортного средства, и может быть использовано на любых транспортных средствах, снабженных рулевым колесом.

Известны устройства автоматического контроля и сигнализации о состоянии водителя транспортного средства, содержащие нажимные датчики состояния водителя с блоками внутренней и внешней сигнализации (11.

К недостаткам этого устройства следует отнести неудобство пользования да-,чиком, а так же отвлечение внимания водителя и необходимость его реагирования на сигналы устройства, когда бдительность водителя находится в удовлетворительном состоянии.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство автоматического контроля и стимулирования бдительности водителя, содержащее датчик состояния водителя, анализатор с генератором синусоидальных колебаний, блок сигнализации (2).

Этому устройству присущ тот же недостаток. При удовлетворительном состоянии бдительности в условиях, например, интенсивного городского движения водитель должен реагировать на сигналы устройства бдительности. Это отвлекает внимание, создает пеудобство и дополнительные пспхофизпологические нагрузки для водителя.

Цель изобретения — повышение эффективности устройства.

5 Поставленная цель достигается тем, что в устройство введен блок переключателей, один из переключателей которого смонтирован на ступице рулевого колеса, его управляющий элемент механически связан с кулачком, рас)О положенным па рулевой колонке, другие переключатели установлены на кронштсйнах кабины и их управляющие элементы механически связаны с педалями ножного тормоза, сцепления, с рычагами «оробкп передач и

15 ручного тормоза транспортного средства.

На чертеже представлена„общая схема устройства.

Устройство содержит датчик 1 состояния водителя в виде герметичного упругого шлан20 га 2, смонтированного на ободе рулевого колеса 3 и связанного с диафрагмой 4. На подвижном элементе диафрагмы 4 смонтирована обкладка 5 конденсатора, а на неподвижном — обкладка 6. Блок 7 переключателей

25 связан с генератором 8 синусоидальпых колебаний через анализатор 9, к которому подключен блок 10 спгнализашш.

Переключатель 11 блока 7 установлен на колонке рулевого колеса 3, причем управляю30 щий элемент 12 введен в мехаппческий кон613352

Зо

3 такт с накладкой 13, смонтированной на ступице 14 рулевого колеса 3. Переключатели 15„

16, 17 смонтированы на кронштейнах кабины, а их управляющие элементы механически связаны с педалями 18 сцепления и тормоза, а также с рычагами коробки передач 19 и ручного тормоза 20.

Работает описанное устройство следующим образом.

При нормальном состоянии бдительности, при движении без поворотов руля и без воздействий на органы управления, пальцы водителя сжимают упругий шланг 2, из которого выдавливается воздух, воздействующий на диафрагму 4, перемещая ее подвижный элемент совместно с обкладкой 5 конденсатора в направлении обкладки 6. Емкость, подключенная к генератору 8 синусоидальных колебаний, увеличивается, что приводит к срыву генерации, и сигнал от анализатора 9 на срабатывание блока 10 сигнализации не поступает. Если же водитель теряет бдительность и перестает сжимать упругий шланг 2, эластичная диафрагма с обкладкой 5 отходит от обкладки 6 конденсатора, емкость, включенная в цепь генератора 8 синусоидальных колебаний, уменьшается, восстанавливается его генерация и анализатор 9 выдает сигнал на ср а б атыв а н и е блока 10 сиги ализ а ции.

1 огда бдительность водителя находится в заведомо удовлетворительном состоянии, например при активном воздействии водителя на органы управления автомобилем, возможно вынужденное снятие пальцев водителя с упругого шланга 2. Чтобы исключить срабатывание блока 10 сигнализации, в этом режиме переключатели 15 и 16 блока 7 блокируют выходной сигнал анализатора 9 в начальный момент воздействия водителя на педали 18 тормоза и сцепления, а также на рычаг 19 коробки передач. Перемещение этих органов, благодаря наличию механической связи с переключателями 15 и 16, вызывает срабатывание последних. Режим движения при включенной первой передаче характеризуется преодолением сложных дорожных условий с наименьшей скоростью, что само по себе требует повышенной бдительности водителя, исключая целесообразность ее контроля. Нейтральному положению рычага 19 коробки передач соответствует стоянка автомобиля или кратковременное движение накатом. Поэтому переключатель 16 механически связан с рычагом 19 таким образом, что он срабатывает па первой передаче и в нейтральном положении рычага 19 (схема на чертеже не приводится).

Аналогичным образом срабатывает переключатель 17, механически связанный с рычагом 20 ручного тормоза, включение которого соответствует стоянке автомобиля, когда контроль бдительности водителя нецелесообразен.

Срабатывание переключателя 11 происходит в момент поворота рулевого колеса 3, соответствующий переходу автомобиля с прямолинейного движения в криволинейное, когда управляющий элемент 12 сходит с накладки

13. Размер накладки 13 выбирается таким образом, что она охватывает ступицу 14 на угол

21, так как 15 — разрешенный люфт рулевого колеса плюс 3" влево и вправо па корректировку курса при прямолинейном движении автомобиля. В положении руля, соответствующем прямолинейному движению автомобиля, накидной элемент 12 контактирует с серединой накладки 13.

Описанное конструктивное выполнение устройства автоматического контроля бдительности водителя обеспечивает его работу на прямолинейных участках дороги в режиме установившейся траектории и скорости движения, при котором возникает монотония, приводящая к потере бдительности. В остальных режимах движения блок сигнализации блокируется, что устраняет отвлечение водителя от управления автомобилем, снимает психофизиологические нагрузки, повышает удобство и эффективность работы водителя.

Формула изобретения

Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства, содержащее датчик состояния водителя, анализатор с генератором синусоидальных колебаний, блок сигнализации, отл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности устройства, в него введен блок переключателей, один из переключателей которого установлен на ступице рулевого колеса, его управляющий элемент механически связан с кулачком, расположенным на рулевой колонке, другие переключатели установлены на кронштейнах кабины и их управляющие элементы механически связаны с педалями ножного тормоза, сцепления, с рычагами коробки передач и ручного тормоза транспортного средства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР М 246330, кл. G 08В 21/00, 1969.

2. Патент Швеции М 346671, кл. В 60К

27/08, 1974.

613352

Составитель О. Богомолова

Техред Л. Гладкова

Редактор И, Грузова

Корректоры: Л. Котова и T. Добровольская

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1021/13 Изд. № 489 Тираж 763

НПО Государственного комитета Совета Мшшстров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4, 5

Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства Устройство контроля бдительности водителя при прямолинейном движении транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю состояния человека

Изобретение относится к электронным устройствам диагностики состояния человека, в частности к средствам предотвращения снижения тонуса человека и своевременной подачи сигнала на приведение человека в бодрствующее состояние

Изобретение относится к средствам контроля на железнодорожном транспорте и предназначено для использования при контроле управляющих действий машиниста в режиме ручного управления подвижным составом

Изобретение относится к устройствам сигнализации и предназначено для предупреждения от засыпания водителей транспортных средств, а также рабочих, выполняющих монотонную однообразную работу

Изобретение относится к диагностике психофизиологического состояния человека в процессе профессиональной деятельности и может быть использовано в системах автоматического контроля состояния машинистов железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к очкам, применяемым для контроля движения глаз

Группа изобретений относится к области медицины и медицинской техники. Измеряют расстояние между верхним веком и нижним веком по меньшей мере одного глаза за промежуток времени. Определяют коэффициенты открытости глаза, изменяющиеся от значения, полностью открытого глаза, через значение частично открытого глаза, до значения, соответствующего полностью закрытому глазу. Формируют графики коэффициентов открытости глаза. Сопоставляют изменения коэффициентов открытости глаза за указанный промежуток времени с моделью закрытия эталонного глаза, указывающего на случаи микросна. Также способ реализуют в варианте с дополнительным оповещением оператора в случае обнаружения микросна подачей сигнала. Также способ реализуют путем сопоставления моделей микросна с изменениями коэффициентов открытости глаза по электроэнцефалограмме и электроокулограмме. Для этого используют устройство, содержащее инфракрасный излучатель, которое соединено с устройством для отбора изображений. Микропроцессор со встроенной электронной процедурой определения микросна, выполненный с возможностью определения в цифровом изображении изображений лица, глаз и век субъекта и с возможностью вычисления коэффициента открытости глаза с определением уровня коэффициента, характерного для микросна, и представления полученной информации в виде графического представления коэффициентов открытости глаза в отобранные моменты времени. Память, связанную с микропроцессором и содержащую модели закрытия эталонного глаза для сопоставления с коэффициентами открытости глаза в отобранные моменты времени. Изобретение позволяет повысить достоверность оценки наступления сна, что достигается за счет выявления коротких случаев микросна на ранних стадиях засыпания. 4 н. и 24 з.п. ф-лы, 6 ил.

Генерируют сигнал из тахографа, содержащий информацию о текущем времени и о промежутках времени, когда транспортное средство двигалось. Генерируют сигнал с карты водителя, содержащий информацию о времени работы водителя в рейсе и о времени его отдыха. Вычисляют текущее значение усталости по шкале Karolinska Sleepiness Scale и спрогнозированные значения усталости (по шкале Karolinska Sleepiness Scale) для водителя в течение заданного промежутка времени в будущем с использованием модели внимательности (например, прогнозатора сна/бодрствования) на основании упомянутого сигнала из тахографа и/или сигнала с карты водителя. Упорядочивают вычисленные текущее и спрогнозированные значения усталости для передачи в блок управления для определения управляющих сигналов для системы предупреждения о выезде за пределы полосы движения и системы автоматического экстренного торможения на основании упомянутых значений усталости. Предложено также транспортное средство. Достигается создание усовершенствованной системы обеспечения безопасности для транспортного средства, которую легче использовать, чем существующие системы, и которая обеспечивает учет различных режимов активности и отдыха различных водителей. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано при создании технических средств обеспечения безопасности водителей автотранспортных систем (ТС), в частности, для предотвращения дорожно-транспортных происшествий по причине усталости и засыпания водителей ТС. В способе непрерывно контролируют основные физиологические параметры водителя ТС и включают систему сигнализации при их существенном отклонении от полученных в состоянии бодрости. Исходную информацию о нормальных физиологических параметрах водителя транспортного средства вместе с его паспортными данными фиксируют на ЧИПе пластиковой карты, служащей задающим устройством для автоматической системы коррекции параметров физиологического состояния водителя. В случае наличия существенных отклонений этих параметров, осуществляют периодическую подачу нейроподобных импульсов частотой 10-40 Гц в десинхронизирующий отдел сомногенной системы коры головного мозга водителя. Достигается повышение безопасности дорожного движения. 1 ил.
Наверх